Акцентуация характера подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Проблема акцентуации характера у подростков является актуальной научно-практической проблемой социальной психологии. Это обусловлено, во-первых, тем, что формирование новых рыночных отношений в нашей стране ведет к преобразованию важнейших институтов социализации - семьи, школы, прежде всего, отражаясь на вступающем в жизнь поколении, от которого зависит будущее нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие. Молодое поколение особенно остро и болезненно реагирует на конфликтную социальную обстановку. В этой ситуации молодежи нужна особая психологическая и педагогическая поддержка. Психологу необходимо владеть фактическим материалом о причинах, последствиях и особенностях протекания девиантного поведения у школьников разного возраста и на его основе реализовать технологии по формированию конфликтной культуры молодого поколения. Во-вторых, это обусловлено малым количеством работ среди отечественных исследователей, посвященных теме акцентуации характера у подростков, причин их возникновения и способов преодоления.

Содержание

Введение
1. Характеристика и особенности подросткового возраста
1.1 Подростковый возраст и его особенности
1.2 Предпосылки девиации в подростковом возрасте
1.3 Акцентуации - временные изменения характера в подростковом возрасте
1.4 Классификация типов акцентуаций характера
2. Акцентуации характера и современный подросток
2.1 Общие характеристики акцентуаций характерных для современных подростков
2.2 Различия в проявлениях акцентуаций характера между мальчиками и девочками
2.3 Статистический анализ экспериментальных данных
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Возрасная психология (черновой вариант).doc

— 797.00 Кб (Скачать файл)

Среди недостатков, мешающих достижению целей называют нехватку усидчивости и терпения.

2.2 Различия в проявлениях акцентуаций характера между мальчиками и девочками

С учетом сказанного выше, можно прибавить лишь то, какие различия были найдены между мальчиками и девочками.

Различия начинаются уже с определения типа акцентуации. Если у мальчиков больше баллов достигает тип гипертимный, то у девочек - сенстивный и гипертмный.

У девочек в системе отношений превалирует приукрашивание, изворотливость, они более эгоцентричны. Несмотря на то, что в системе отношений превалирует мужской тип общения, феминность у девочек находится в прямой корреляции с сенситивным типом акцентуации. Высокий уровень эмансипации ставит возможным формирование психопатий.

Реакция эмансипации напрямую связана с риском возникновения психопатий. Диагностированный таким образом возможный риск возникновения психопатий присутствует у девушек, т.к. при составлении общей акцентуции характерной для девушек данного возраста, были набраны высокие баллы по этим двум шкалам.

Характеристика молодых людей не отличается от общей, поэтому мы отдельно описываем лишь тип поведения в межличностных отношений, характерный для девушек.

Эгоцентризм, жажда внимания к своей особе, восхищение, сочувствие, театральность. Желания не совпадают с возможностями. Неудовлетворенный эгоцентризм часто подталкивает к яростной оппозиционности. Выигрывают в ситуации неразберихи. Любят быть в центре внимания, претендуют на первенство среди сверстников. Очень адаптивны. При желании могут многого добиться.

Любят играть на чувствах окружающих, легко претворяются, способны для того, чтобы вызвать интерес к себе на неразумные, глупые поступки, возможен вариант делинквентного поведения для привлечения внимания. Довольно сильно выраженная акцентуация может привести к психопатии, а так же высокий балл по шкале эмансипации настораживает. В данном случае она выражается в вербальном выплеске агрессии.

2.3 Статистический анализ  экспериментальных данных

В эксперименте приняли участие 19 учащихся (10 девочек и 9 мальчиков) девятого класса. В результате типы акцентуаций характера распределились следующим образом:

- гипертимный - 7 учащихся,

- циклоидный - 4 учащихся,

- сенситивный - 3 учащихся,

- истероидный - 3 учащихся,

- лабильный - 2 учащихся,

- астеноневротический - 1 учащийся,

- психастенический - 1 учащийся,

- эпилептоидный - 1 учащийся,

- шизоидный - 0 учащихся,

- неустойчивый - 0 учащихся,

- конформный - 0 учащихся.

На диаграмме, представленной на рисунке 1, показано распределение выбора типов акцентуаций в процентах.

Рисунок 1 - Частота распределения выбора типов акцентуаций характера (в процентах)

На рисунках 2 и 3, аналогично, представлены частоты распределений типов акцентуаций отдельно для девочек и мальчиков соответственно.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 2 - Частота распределения выбора типов акцентуаций характера, выраженная в процентах (для девочек)

 

Из диаграммы видно, что 26% девочек, принимавших участие в исследовании относятся к гипертимному типу акцентуации характера, 25% - к сенситивному, 17% - к лабильному, по 8% относятся к эпилептоидному, астеноневротическому, циклоидному и психастеническому типам.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 3 - Частота распределения выбора типов акцентуаций характера, выраженная в процентах (для мальчиков)

Среди мальчиков были выявлены только три типа акцентуаций характера. 45% испытуемых относятся к гипертимному типу, 33% - к циклоидному, 22% - к истероидному.

Однако, не у всех учащихся, принимавших участие в эксперименте, удалось выявить определенный тип акцентуации. У трех участников эксперимента в равной степени проявились следующие типы: 1) гипертимный и истероидный; 2) циклоидный и психастенический; 3) астеноневротический и сенситивный.

В таблице 1 представлены «сырые» баллы, полученные в результате применения методики А.Е. Личко, для наиболее «предпочитаемых» подростками типов акцентуаций характера.

 

Таблица 1 - Распределение первичных баллов для наиболее «предпочитаемых» типов акцентуаций характера

 

Тип акцентуации

Баллы

 

Гипертимный

11

10

9

12

10

10

7

 

Циклоидный

8

9

11

6

-

-

-

 

Сенситивный

16

7

12

-

-

-

-

 

Истероидный

11

12

11

-

-

-

-

 
                 

Вычислим для них элементарные математические статистики, такие как выборочное среднее, выборочная дисперсия, мода, медиана.

Выборочное среднее значение как статистический показатель представляет собой среднюю оценку изучаемого в эксперименте психологического качества. Эта оценка характеризует степень его развития в целом у той группы испытуемых, которая была подвергнута психодиагностическому исследованию. Выборочное среднее определяется при помощи следующей формулы:

где - выборочная средняя величина или среднее арифметическое значение по выборке;

n - количество испытуемых в выборке  или частных психодиагностических  показателей, на основе которых  вычисляется средняя величина;

- частные значения показателей  у отдельных испытуемых.

Дисперсия как статистическая величина характеризует, насколько частные значения отклоняются от средней величины в данной выборке. Чем больше дисперсия, тем больше отклонения или разброс данных. Она определяется по следующей формуле:

где - выборочная дисперсия, или просто дисперсия;

- выражение, означающее, что для  всех от первого до последнего  в данного выборке необходимо  вычислить разности между частными  и средними значениями, возвести эти разности в квадрат и просуммировать;

n - количество испытуемых в выборке  или первичных значений, по которым  вычисляется дисперсия.

Иногда вместо дисперсии для выявления разброса частных данных относительно средней используют производную от дисперсии величину, называемуювыборочное отклонение. Оно равно квадратному корню, извлекаемому из дисперсии, и обозначается тем же самым знаком, что и дисперсия, только без квадрата - :

Медианой (Ме) называется значение изучаемого признака, которое делит выборку, упорядоченную по величине данного признака, пополам. Значение медианы полезно для того, чтобы установить, является ли распределение частных значений изученного признака симметричным и приближающимся к так называемому нормальному распределению.

Мода (Мо) еще одна элементарная математическая статистика и характеристика распределения опытных данных. Модой называют количественное значение исследуемого признака, наиболее часто встречающееся в выборке.[10]

Для гипертимного типа:

Me =12

Мо =10

Для циклоидного типа:

Для сенситивного типа:

Ме = 7

Для истероидного типа:

Ме = 12

Мо = 11

Для оставшихся типов акцентуаций (лабильный, астеноневротический, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, неустойчивый, конформный) не имеет смысла вычислять выборочное среднее, дисперсию и другие математические статистики, так как они либо соответствуют только одному учащемуся, либо не были выбраны совсем.

На рисунке 4 в графической форме представлено распределение первичных баллов гипертимного и циклоидного типов акцентуаций характера.

Рисунок 4 - Полигон частот для гипертимного и циклоидного типов

Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, нередко используют t-критерий Стъюдента. Его основная формула выглядит следующим образом:

где - среднее значение переменной по одной выборке данных;

- среднее значение переменной  по другой выборке данных;

m1 и m2 - интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин [15].

m1 и m2 в свою очередь вычисляются по формулам:

где - выборочная дисперсия первой переменной (по первой выборке);

- выборочная дисперсия второй  переменной (по второй выборке);

- число частных значений переменной  в первой выборке;

n2 - число частных значений переменной по второй выборке.

Вычислим t-критерий Стъюдента для значений гипертимного и циклоидного типов.

Число степеней свободы: 7+4-2=9

Критические значения t-критерия Стъюдента для числа степеней свободы равного 9 и вероятностей допустимых ошибок, равных:

1) 0,05 - 2,26;

2) 0,01 - 3,25;

3) 0,001 - 4,78.

Сравнивая вычисленный показатель с критическими значениями, видим, что он меньше табличного. Следовательно, гипотеза о том, что выборочные средние, равные 9,8 и 8,5, статистически достоверно отличаются друг от друга, не подтвердилась, хотя на первый взгляд казалось, что такие различия существуют.

Иногда в психолого-педагогическом эксперименте возникает необходимость сравнить дисперсии двух выборок для того, чтобы решить, различаются ли эти дисперсии между собой. Подобного рода задачи решаются, в частности, при помощи критерия Фишера. Его формула выглядит следующим образом:

где n1 - количество значений признака в первой из сравниваемых выборок;

n2 - количество значений признака во второй из сравниваемых выборок;

(n1-1, n2-1) - число степеней свободы;

- дисперсия по первой выборке;

- дисперсия по второй выборке.

Вычислим с помощью этой формулы значение F-критерия для гипертимного и циклоидного типов.

Так как отношение выборочных дисперсий оказалось меньше единицы, то числитель и знаменатель в приведенной формуле следует поменять местами. Тогда получим:

Граничное значение F-критерия для вероятности допустимой ошибки 0,05 и числа степеней свободы 3 и 6 равна 4,76, вычисленное - 1,55. Табличное значение превосходит вычисленное, следовательно, гипотеза о различиях в дисперсиях отвергается. То есть, дисперсии можно считать одинаковыми.

Заключение

Подводя итог данной работе, стоит отметить, подростковый период - период кризисов. Подростковый возраст многие авторы определяют как “второе рождение”. Рождение социальной личности готовой вступить в жизнь. Пубертатный возраст удобряет почву, которую заложили в нас родители, в далеком безоблачном детстве. Самое большое количество конфликтов приходится на этот период. После нескольких лет жизни “без проблем”, на еще не созревшую, хрупкую детскую душу выливают “студеную воду”. Одни от этого закаляются, другие - заболевают. Поведение подростка в такой ситуации напрямую зависит от присущего ему типа акцентуации характера.

У подростков от типа акцентуации характера зависит многое -- особенности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их картине, так и в отношении вызывающих их причин). Тип акцентуации также в значительной мере определяет отношение подростка к его соматическим заболеваниям, особенно длительным. С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, а последнее же весьма существенно для устойчивой социальной адаптации. Знание типа акцентуации характера важно при составлении психотерапевтических программ в целях наиболее эффективного использования разных видов психотерапии (индивидуальной или групповой, дискуссионной, директивной и др.).

Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, -- тем самым открываются перспективы для психопрофилактики [10].

С целью выявить ведущий тип акцентуации и особенности поведения подростков, было проведено обследование группы школьников (19 человек) с помощью методики для определения акцентуаций характера А.Е. Личко. В ходе проведённой работы были выделены типы акцентуаций характера и их проявления. Исходя из количества акцентуаций характера и их повторяемости, была выделена акцентуация характера наиболее “предпочитаемая” подростками. Общий тип акцентуации характерный для данного возрастного периода - гипертимный. У мальчиков так же выявлена гипертимная акцентуация. Девочки предпочитают гипертимный и сенситивный типы акцентуации характера.

Информация о работе Акцентуация характера подростков