Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 13:23, курсовая работа
Проблема акцентуации характера у подростков является актуальной научно-практической проблемой социальной психологии. Это обусловлено, во-первых, тем, что формирование новых рыночных отношений в нашей стране ведет к преобразованию важнейших институтов социализации - семьи, школы, прежде всего, отражаясь на вступающем в жизнь поколении, от которого зависит будущее нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие. Молодое поколение особенно остро и болезненно реагирует на конфликтную социальную обстановку. В этой ситуации молодежи нужна особая психологическая и педагогическая поддержка. Психологу необходимо владеть фактическим материалом о причинах, последствиях и особенностях протекания девиантного поведения у школьников разного возраста и на его основе реализовать технологии по формированию конфликтной культуры молодого поколения. Во-вторых, это обусловлено малым количеством работ среди отечественных исследователей, посвященных теме акцентуации характера у подростков, причин их возникновения и способов преодоления.
Введение
1. Характеристика и особенности подросткового возраста
1.1 Подростковый возраст и его особенности
1.2 Предпосылки девиации в подростковом возрасте
1.3 Акцентуации - временные изменения характера в подростковом возрасте
1.4 Классификация типов акцентуаций характера
2. Акцентуации характера и современный подросток
2.1 Общие характеристики акцентуаций характерных для современных подростков
2.2 Различия в проявлениях акцентуаций характера между мальчиками и девочками
2.3 Статистический анализ экспериментальных данных
Заключение
Список использованных источников
В большинстве случаев акцентуации характера создают предпосылки для формирования девиантного поведения, особенно в подростковом возрасте. Таким образом, для того чтобы избежать отклонений в поведении детей, родителям и педагогам следует вовремя обратить внимание на особенности характера ребёнка. Зная тип акцентуации, «места наименьшего сопротивления» в характере и избегая, по возможности, неблагоприятных социально-психологических воздействий можно предотвратить формирование отклоняющегося поведения. Для этого необходимо соблюдать следующие рекомендации по сопровождению акцентуированных характеров подростков:
Гипертимный:
- разнообразие деятельности и контактов;
- демократический стиль общения;
- возможность работы в коллективе.
Лабильный:
- эмпатия;
- одобрение и эмоциональная поддержка;
- позиция друга.
Неустойчивый:
- твердое, властное руководство;
- строгий режим и порядок;
- группа с положительными
Шизоидный:
- позиция учителя разубеждающего
Конформный:
- позиция опекающего;
- развитие критического
- развитие рефлексивного
Сенситивный:
- длительные разубеждения;
- демонстрация нужности для других.
Астеноневротический:
- посильные требования;
- режим;
- сбалансированные отношения.
Психастенический:
- рациональные разубеждения;
- поощрения реальной
- занятия спортом без
Истероидный:
- игнорирование
- предоставление «сцены»;
- позиция зрителя.
Эпилептоидный:
- опора на бережливость;
- способствование к ручному мастерству;
- тактичность.
Циклоидный:
- гибкая тактика, в зависимости от фазы настроения.
Список использованных источников
1. Абрамова Г.С. Общая психология: учебник для студ. вузов/ Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2002. - 495 с.
2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология: хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: АспектПресс, 2003. - 475 с.
3. Божович Л. И. Психологические особенности развития личности подростка/ Л.И. Божович - М.: Знание, 1979. - 40 с.
4. Бурлачук Л. Ф. Словарь - справочник по психодиагностике/ Л.Ф. Бурлачук - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 688 с.
5. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка. /Л.С. Выготский. // Вестник Московского университета. Сер. 14 Психология, 1991. - №4, С. 5-18.
6. Грюневальд Б. Б. Наркомания, алкоголизм
и другие злоупотребления у
подростков / Б.Б. Грюневальд // Журнал
практической психологии и
7. Девиантология: хрестоматия / Ю.А. Клейберг - Спб.: Речь, 2007. - 412 с.
8. Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка / Т.В. Драгунова //Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского - М.: Просвещение, 1979. - С. 98 - 141
9. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с.
10. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методическое пособие / Н.Я. Иванов, А.Е. Личко - М.: Фолиум, 1995. - 64 с.
11. Кербиков О.В., Коркина М.В., Наджаров Р.А., Снежневский А.В. Психиатрия / О.В. Кербиков, М.В. Коркин, Р.А. Наджаров, А.В. Снежневский. - 2-е изд., перераб. - М.: Медицина, 1968. - 448 с.
12. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Предисл. и ред. Блейхера В. М/ К. Леонгард - 2-е изд. стер. - К.: Выш. шк. Головное издательство, 1989. - 375 с.
13. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/ А.Е. Личко - Ленинград: Медицина, 1983. - 318 с.
14. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 454 с.
15. Наследов А.Д. Математические
методы психологического
16. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики/ Р.С. Немов - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. -- 640 с.
17. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. Под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004. - 560 с.
18. Психология: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко - СПб.: Лидер, 2004. - 592 с.
19. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 776 с.
20. Психологические особенности самосознания подростка / под ред. М. И. Боришевского. - Киев: Головное издательство, 1980. - 167 с.
21. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: В 2 кн. Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 383 с.
22. Столяренко Л. Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко - Ростов н/Д: издательство «Феникс», 1996. - 736 с.
23. Столяренко Л. Д. Основы психологии: практикум / Ред.- сост. Л. Д. Столяренко - Изд. 10-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 686 с.
24. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ. вузов. В 3 ч. Ч.3 / Н.И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 355 с.
25. Эльконин Б.Д. Кризис
детства и основания
Электронные ресурсы
26. Бехтерев В.М. Объективная психология http://www.refu.ru/
27. Блонский П.П. Психологичские очерки http://psy.1september.ru/
28. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика http://www.ageofbook.com
29. Шпрангер Э. Понимающая психология http://ddom 37.ru/biblioteka
30. Штерн Э. Психическая структура подростка http://antros.ru/biblio
Приложения
Приложение А
Методика определения акцентуаций характера А.Е. Личко
С помощью данной методики определяются акцентуации характера человека и по ним устанавливаются те типы акцентуации характера, которые доминируют у данного человека.
Методика состоит из множества суждений, объединенных в 25 подшкал. В ходе проведения исследования при помощи данной методики испытуемые получают соответствующие 25 списков суждений. Из каждого из них они должны выбрать такие три, которые к ним относятся в наибольшей степени и три такие, которые относятся в наименьшей степени. По характеру выборов судят о том типе акцентуированного характера, к которому относится испытуемый. Выборы, которые производятся испытуемыми, заносятся ими в специальный регистрационный лист (таблица 1), где слева перечислены названия 25 подшкал, а справа отмечаются номера выбираемых испытуемым суждений.
Процедура работы с методикой такова. Читая каждый из следующих списков суждений, испытуемый должен сначала выбрать три наиболее характерные для него и записать соответствующие номера во второй графе регистрационного листа, а затем то же самое сделать для наименее характерных для него, отметив соответствующие номера в третьей графе регистрационного листа. Если он не может выбрать ничего подходящего или же выбирает меньше трех суждений, то может ограничиться в своих выборах меньшим числом и, соответственно, вписывает во вторую и третью графы регистрационного листа меньшее количество цифр. При повторном чтении списка испытуемому предлагается выбрать не менее трех суждений, наименее характерные для него, и записать их номера в третью графу регистрационного листа [16].
Таблица 1 - Регистрационный лист
Название списка суждений |
Номера выбираемых суждений |
||
наиболее характерные |
наименее характерные |
||
Самочувствие |
|||
Настроение |
|||
Сон и сновидения |
|||
Пробуждение от сна |
|||
Аппетит и отношение к еде |
|||
Отношение к спиртным напиткам |
|||
Сексуальные проблемы |
|||
Отношение к одежде |
|||
Отношение к родителям |
|||
Отношение к друзьям |
|||
Отношение к окружающим |
|||
Отношение к незнакомым людям |
|||
Отношение к одиночеству |
|||
Отношение к будущему |
|||
Отношение к новому |
|||
Отношение к неудачам |
|||
Отношение к приключениям и риску |
|||
Отношение к критике и возражениям |
|||
Отношение к лидерству |
|||
Отношение к опеке и наставлениям |
|||
Отношение к правилам и законам |
|||
Отношение к школе |
|||
Оценка себя в детстве |
|||
Оценка себя в данный момент |
|||
Отношение к деньгам |
|||
В приводимых далее списках суждений справа имеется их расшифровка, т.е. указано на то, к какому типу относится выбор данного суждения. Буквенные символы расшифровки соответствуют следующим типам: Г - гипертимный, Л - лабильный, Ц - циклоидный, А - астеноневротический, С - сенситивный, П - психастенический, Ш - шизоидный, Э - эпилептоидный, И - истероидный, Н - неустойчивый, К - конформный.
Оценка результатов.
За каждый выбор, соответствующий указанному символу, испытуемый получает по одному баллу. Если символов несколько, то число баллов увеличивается по количеству символов. Например, за выбор с символом А испытуемый получает 1 балл, который приписывается развитости у него астеноневротического характера, а за выбор символов ГШК - три балла, причем в данном случае по одному баллу получают показатели развитости у него сразу трех типов акцентуаций характера: гипертимного, шизоидного и конформного.
Выводы об уровне развития.
Доминирующий тип акцентуированного характера определяется по максимальному числу баллов, набранных испытуемым. Ниже приводится таблица 2, в соответствии с которой по количеству набранных баллов можно судить о степени развитости у испытуемого различных акцентуаций характера. Слева в этой таблице перечислены оцениваемые акцентуации, а справа указано количество баллов, соответствующее трем уровням развитости этих акцентуаций: низкому, среднему и высокому.
Таблица 2 - Оценка степени развитости акцентуаций характера
Акцентуации характера |
Уровень развития акцентуаций характера |
|||
низкий |
средний |
высокий |
||
Гипертимность (Г) Циклоидность (Ц) Лабильность (Л) Астеноневротичность (А) Сенситивность (С) Психастеничность (П) Шизоидность (Ш) Эпилептоидность (Э) Истероидность (И) Неустойчивость (Н) Конформность (К) |
1-8 1-8 1-10 1-6 1-9 1-8 1-7 1-10 1-10 1-5 1-3 |
9-18 9-18 11-20 7-13 10-19 9-16 8-15 11-20 11-22 6-12 4-7 |
19-26 19-26 21-32 14-19 20-24 17-24 16-22 21-32 23-33 13-17 8-10 |
|