Акцентуация характера подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Проблема акцентуации характера у подростков является актуальной научно-практической проблемой социальной психологии. Это обусловлено, во-первых, тем, что формирование новых рыночных отношений в нашей стране ведет к преобразованию важнейших институтов социализации - семьи, школы, прежде всего, отражаясь на вступающем в жизнь поколении, от которого зависит будущее нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие. Молодое поколение особенно остро и болезненно реагирует на конфликтную социальную обстановку. В этой ситуации молодежи нужна особая психологическая и педагогическая поддержка. Психологу необходимо владеть фактическим материалом о причинах, последствиях и особенностях протекания девиантного поведения у школьников разного возраста и на его основе реализовать технологии по формированию конфликтной культуры молодого поколения. Во-вторых, это обусловлено малым количеством работ среди отечественных исследователей, посвященных теме акцентуации характера у подростков, причин их возникновения и способов преодоления.

Содержание

Введение
1. Характеристика и особенности подросткового возраста
1.1 Подростковый возраст и его особенности
1.2 Предпосылки девиации в подростковом возрасте
1.3 Акцентуации - временные изменения характера в подростковом возрасте
1.4 Классификация типов акцентуаций характера
2. Акцентуации характера и современный подросток
2.1 Общие характеристики акцентуаций характерных для современных подростков
2.2 Различия в проявлениях акцентуаций характера между мальчиками и девочками
2.3 Статистический анализ экспериментальных данных
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Возрасная психология (черновой вариант).doc

— 797.00 Кб (Скачать файл)

В большинстве случаев акцентуации характера создают предпосылки для формирования девиантного поведения, особенно в подростковом возрасте. Таким образом, для того чтобы избежать отклонений в поведении детей, родителям и педагогам следует вовремя обратить внимание на особенности характера ребёнка. Зная тип акцентуации, «места наименьшего сопротивления» в характере и избегая, по возможности, неблагоприятных социально-психологических воздействий можно предотвратить формирование отклоняющегося поведения. Для этого необходимо соблюдать следующие рекомендации по сопровождению акцентуированных характеров подростков:

Гипертимный:

- разнообразие деятельности и  контактов;

- демократический стиль общения;

- возможность работы в коллективе.

Лабильный:

- эмпатия;

- одобрение и эмоциональная  поддержка;

- позиция друга.

Неустойчивый:

- твердое, властное руководство;

- строгий режим и порядок;

- группа с положительными установками.

Шизоидный:

- позиция учителя разубеждающего, опровергающего неполноценность.

Конформный:

- позиция опекающего;

- развитие критического мышления;

- развитие рефлексивного поведения.

Сенситивный:

- длительные разубеждения;

- демонстрация нужности для  других.

Астеноневротический:

- посильные требования;

- режим;

- сбалансированные отношения.

Психастенический:

- рациональные разубеждения;

- поощрения реальной деятельности;

- занятия спортом без соревнований.

Истероидный:

- игнорирование демонстративного  поведения;

- предоставление «сцены»;

- позиция зрителя.

Эпилептоидный:

- опора на бережливость;

- способствование к ручному  мастерству;

- тактичность.

Циклоидный:

- гибкая тактика, в зависимости  от фазы настроения.

Список использованных источников

1. Абрамова Г.С. Общая психология: учебник для студ. вузов/ Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2002. - 495 с.

2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая  О.А. Социальная психология: хрестоматия: учебное пособие для студентов  вузов / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: АспектПресс, 2003. - 475 с.

3. Божович Л. И. Психологические особенности развития личности подростка/ Л.И. Божович - М.: Знание, 1979. - 40 с.

4. Бурлачук Л. Ф. Словарь - справочник  по психодиагностике/ Л.Ф. Бурлачук - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 688 с.

5. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка. /Л.С. Выготский. // Вестник Московского университета. Сер. 14 Психология, 1991. - №4, С. 5-18.

6. Грюневальд Б. Б. Наркомания, алкоголизм  и другие злоупотребления у  подростков / Б.Б. Грюневальд // Журнал  практической психологии и психоанализа. - 2002. - №3, С. 6-13.

7. Девиантология: хрестоматия / Ю.А. Клейберг - Спб.: Речь, 2007. - 412 с.

8. Драгунова Т.В. Психологические  особенности подростка / Т.В. Драгунова //Возрастная и педагогическая  психология / под ред. А.В. Петровского - М.: Просвещение, 1979. - С. 98 - 141

9. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология  отклоняющегося поведения): учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская - М.: Издательский центр  «Академия», 2003. - 288 с.

10. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методическое пособие / Н.Я. Иванов, А.Е. Личко - М.: Фолиум, 1995. - 64 с.

11. Кербиков О.В., Коркина М.В., Наджаров  Р.А., Снежневский А.В. Психиатрия / О.В. Кербиков, М.В. Коркин, Р.А. Наджаров, А.В. Снежневский. - 2-е изд., перераб. - М.: Медицина, 1968. - 448 с.

12. Леонгард К. Акцентуированные  личности. Пер. с нем. Предисл. и ред. Блейхера В. М/ К. Леонгард - 2-е изд. стер. - К.: Выш. шк. Головное издательство, 1989. - 375 с.

13. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/ А.Е. Личко - Ленинград: Медицина, 1983. - 318 с.

14. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 454 с.

15. Наследов А.Д. Математические  методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие / А.Д. Наследов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Речь, 2006. - 390 с.

16. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики/ Р.С. Немов - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. -- 640 с.

17. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. Под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004. - 560 с.

18. Психология: учебник для  вузов / Л. Д. Столяренко - СПб.: Лидер, 2004. - 592 с.

19. Психология индивидуальных  различий / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 776 с.

20. Психологические особенности  самосознания подростка / под ред. М. И. Боришевского. - Киев: Головное издательство, 1980. - 167 с.

21. Рогов Е.И. Настольная  книга практического психолога: учеб. пособие: В 2 кн. Кн.1: Система работы  психолога с детьми разного  возраста / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 383 с.

22. Столяренко Л. Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко - Ростов н/Д: издательство «Феникс», 1996. - 736 с.

23. Столяренко Л. Д. Основы  психологии: практикум / Ред.- сост. Л. Д. Столяренко - Изд. 10-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 686 с.

24. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ. вузов. В 3 ч. Ч.3 / Н.И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 355 с.

25. Эльконин Б.Д. Кризис  детства и основания проектирования  форм детского развития / Б.Д. Эльконин // Вопросы психологии - 1992. - № 3-4, С. 10-15.

Электронные ресурсы

26. Бехтерев В.М. Объективная  психология http://www.refu.ru/

27. Блонский П.П. Психологичские  очерки http://psy.1september.ru/

28. Ганнушкин П.Б. Клиника  психопатий: их статика, динамика, систематика http://www.ageofbook.com

29. Шпрангер Э. Понимающая психология http://ddom 37.ru/biblioteka

30. Штерн Э. Психическая  структура подростка http://antros.ru/biblio

Приложения

Приложение А

Методика определения акцентуаций характера А.Е. Личко

С помощью данной методики определяются акцентуации характера человека и по ним устанавливаются те типы акцентуации характера, которые доминируют у данного человека.

Методика состоит из множества суждений, объединенных в 25 подшкал. В ходе проведения исследования при помощи данной методики испытуемые получают соответствующие 25 списков суждений. Из каждого из них они должны выбрать такие три, которые к ним относятся в наибольшей степени и три такие, которые относятся в наименьшей степени. По характеру выборов судят о том типе акцентуированного характера, к которому относится испытуемый. Выборы, которые производятся испытуемыми, заносятся ими в специальный регистрационный лист (таблица 1), где слева перечислены названия 25 подшкал, а справа отмечаются номера выбираемых испытуемым суждений.

Процедура работы с методикой такова. Читая каждый из следующих списков суждений, испытуемый должен сначала выбрать три наиболее характерные для него и записать соответствующие номера во второй графе регистрационного листа, а затем то же самое сделать для наименее характерных для него, отметив соответствующие номера в третьей графе регистрационного листа. Если он не может выбрать ничего подходящего или же выбирает меньше трех суждений, то может ограничиться в своих выборах меньшим числом и, соответственно, вписывает во вторую и третью графы регистрационного листа меньшее количество цифр. При повторном чтении списка испытуемому предлагается выбрать не менее трех суждений, наименее характерные для него, и записать их номера в третью графу регистрационного листа [16].

 

Таблица 1 - Регистрационный лист

 

Название списка суждений

Номера

выбираемых суждений

 
 

наиболее характерные

наименее характерные

 

Самочувствие

     

Настроение

     

Сон и сновидения

     

Пробуждение от сна

     

Аппетит и отношение к еде

     

Отношение к спиртным напиткам

     

Сексуальные проблемы

     

Отношение к одежде

     

Отношение к родителям

     

Отношение к друзьям

     

Отношение к окружающим

     

Отношение к незнакомым людям

     

Отношение к одиночеству

     

Отношение к будущему

     

Отношение к новому

     

Отношение к неудачам

     

Отношение к приключениям и риску

     

Отношение к критике и возражениям

     

Отношение к лидерству

     

Отношение к опеке и наставлениям

     

Отношение к правилам и законам

     

Отношение к школе

     

Оценка себя в детстве

     

Оценка себя в данный момент

     

Отношение к деньгам

     
       

В приводимых далее списках суждений справа имеется их расшифровка, т.е. указано на то, к какому типу относится выбор данного суждения. Буквенные символы расшифровки соответствуют следующим типам: Г - гипертимный, Л - лабильный, Ц - циклоидный, А - астеноневротический, С - сенситивный, П - психастенический, Ш - шизоидный, Э - эпилептоидный, И - истероидный, Н - неустойчивый, К - конформный.

Оценка результатов.

За каждый выбор, соответствующий указанному символу, испытуемый получает по одному баллу. Если символов несколько, то число баллов увеличивается по количеству символов. Например, за выбор с символом А испытуемый получает 1 балл, который приписывается развитости у него астеноневротического характера, а за выбор символов ГШК - три балла, причем в данном случае по одному баллу получают показатели развитости у него сразу трех типов акцентуаций характера: гипертимного, шизоидного и конформного.

Выводы об уровне развития.

Доминирующий тип акцентуированного характера определяется по максимальному числу баллов, набранных испытуемым. Ниже приводится таблица 2, в соответствии с которой по количеству набранных баллов можно судить о степени развитости у испытуемого различных акцентуаций характера. Слева в этой таблице перечислены оцениваемые акцентуации, а справа указано количество баллов, соответствующее трем уровням развитости этих акцентуаций: низкому, среднему и высокому.

Таблица 2 - Оценка степени развитости акцентуаций характера

 

Акцентуации

характера

Уровень развития акцентуаций характера

 
 

низкий

средний

высокий

 

Гипертимность (Г)

Циклоидность (Ц)

Лабильность (Л)

Астеноневротичность (А)

Сенситивность (С)

Психастеничность (П)

Шизоидность (Ш)

Эпилептоидность (Э)

Истероидность (И)

Неустойчивость (Н)

Конформность (К)

1-8

1-8

1-10

1-6

1-9

1-8

1-7

1-10

1-10

1-5

1-3

9-18

9-18

11-20

7-13

10-19

9-16

8-15

11-20

11-22

6-12

4-7

19-26

19-26

21-32

14-19

20-24

17-24

16-22

21-32

23-33

13-17

8-10

 
         

Информация о работе Акцентуация характера подростков