Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:21, реферат
Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы
воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются
представлениями.
Введение…………………………………………………………………………...…3
Память и ее значение………………………………………………………...………4
Процессы и виды памяти………………………………………………………...….5
Нарушения памяти…………………………………………………………………..9
Факторы, влияющие на забывание…………………………………….………….11
Заключение……………………………………………………………………….…14
Список использованной литературы………………………………………..…….15
Тема реферата: «Амнезирующие факторы и их влияние на память человека»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Память и ее значение……………………………………………………….
Процессы и виды памяти………………………………………………………...
Нарушения памяти………………………………………………………………
Факторы, влияющие на забывание…………………………………….………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………..…….
Введение
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,
сохранении и последующем
его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является
важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять
основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для
лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы
воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются
представлениями.
Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат
у каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями обладал
знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч
жителей греческой столицы Афины. Академик А. Ф. Иоффе по памяти знал
таблицу логарифмов. Современник А. Ф. Иоффе – академик А. А. Чаплыгин мог
на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по
которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один раз. Книговеды –
древнейший памятник индейской литературы на протяжении веков передавалось
устно, сохраняя лишь в памяти индейцев. Жрецы и сейчас помнят народный
эпос, все песни Махабхары в 300 тысяч строк. Все эти примеры наглядно
демонстрируют безграничные возможности памяти.
Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы
знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в
памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек,
лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении
новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем
овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память
создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего
немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек
запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для
него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то,
что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее
забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы,
характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими
устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.
Память и ее значение
Понятие о памяти. Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает ее. Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» его мозга.
Образы предметов и
явлений, которые возникают в
мозгу в результате воздействия
их на анализаторы, не .исчезают бесследно
после прекращения этого
Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.
Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память воздает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.
Память и личность. Память, как и все другие психические процессы, есть деятельность. Запоминает ли человек, вспоминает ли, припоминает что-либо, воспроизводит либо узнает — всегда он осуществляет определенную психическую деятельность.
Человек запоминает наиболее точно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека маловажно, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связало.
На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в надолго.
Продуктивность памяти во мдамчш зависит и от волевых качеств человека. Люди слабовольные, ленивые и не способные к длительным волевым усилиям запоминают всегда поверхностно и плохо. Таким образом, намять связана с особенностями .лживости. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти я управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставят в своей деятельности.
Процессы памяти
Переходя к характеристике процессов памяти, отметим, что в качестве основания для их выделения рассматривают функции памяти.
Выделяют следующие процессы памяти:
запоминание;
сохранение;
воспроизведение;
забывание.
Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с ранее приобретенным. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Наиболее полно запоминается то, что:
- имеет для нас особо важное значение;
- вызывает у нас интерес и эмоции.
Сохранение информации не является пассивным процессом ее удержания, описываемым лишь в терминах количественных показателей забывания. В психологии раскрыта зависимость сохранения информации:
от установок личности
(профессиональная направленность памяти
в познавательной деятельности, злопамятство
или добросердечие в
условий и организации заучивания;
влияния последующей информации;
мыслительной переработки материала;
переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.
Можно выделить следующие способы организации информации в памяти:
пространственную организацию (позволяет установить связи в физическом пространстве);
ассоциативную организацию (т.е. группировку элементов с какими-либо общими признаками);
иерархическую организацию (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории он соответствует.
Воспроизведение - процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне:
узнавания (устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти);
воспроизведения в узком смысле слова (нет опоры на образ восприятия, но материал припоминается целенаправленно и без особых усилий со стороны человека);
припоминания (воспроизведение, требующее усилий для того, чтобы воссоздать необходимый материал).
Забывание - процесс, необходимый для эффективной работы памяти, с помощью которого человек избавляется от бесчисленных конкретных деталей и облегчает возможность обобщения. Назовем основные факторы, влияющие на забывание:
возраст;
характер информации и степень ее использования;
интерференция (ухудшающееся сохранение
запоминаемого материала в
подавление (по 3.Фрейду - торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного).
Процессы запоминания,
Характеризуя качества памяти, психологи выделяют:
- скорость запоминания (
- скорость забывания (время, в течение которого запомнившееся ранится в памяти).
Оба параметра (количество
повторений и время)
Виды памяти
Память имеет разные виды и формы. Прежде всего можно выделить такие виды памяти, как:
генетическая (наследственная);
прижизненная.
Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека. Генетическая память хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Это единственный вид памяти, на который мы не можем влиять через обучение и воспитание. Генетическим путем из поколения в поколение происходит передача необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств.
Прижизненная память является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Ее можно классифицировать по разным основаниям.
По наличию целевой установки и затрачиваемым на запоминание усилиям, память выделяется:
- непроизвольная память
- это автоматическое
- произвольная память
- запоминание со специальной
установкой запомнить и требующ
По степени осмысленности память подразделяется:
- механическая память
основана на повторении
- смысловая память
предполагает осмысливание
В зависимости от установки на время хранения информации выделяется:
- кратковременная память хранит информацию, в среднем около 20 сек. Эта память сохраняет не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Кратковременная память работает без предварительной ознакомительной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.
Информация о работе Амнезирующие факторы и их влияние на память человека