Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:21, реферат
Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы
воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются
представлениями.
Введение…………………………………………………………………………...…3
Память и ее значение………………………………………………………...………4
Процессы и виды памяти………………………………………………………...….5
Нарушения памяти…………………………………………………………………..9
Факторы, влияющие на забывание…………………………………….………….11
Заключение……………………………………………………………………….…14
Список использованной литературы………………………………………..…….15
- оперативной называют
память, рассчитанную на хранение
информации в течение
- долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Многократное и систематическое воспроизведение данной информации упрочивает ее следы в долговременной памяти. В долговременную память поступает информация, имеющая для человека стратегическое значение.
По материалу, сохраняемому памятью, разделяется:
- когнитивная память
- процесс сохранения знаний. Знания,
получаемые в процессе
- эмоциональная память - сохранение в сознании переживаний и чувств. Эмоциональная память на пережитое - непременное условие для развития способности к сопереживанию. Память на чувства - основа мастерства в ряде профессий (особенно связанных с искусством).
- личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути. Человек не может стать личностью, если его память не хранит, преемственности целей, поступков, отношений и убеждений.
По модальности сохраняемых образов выделяется:
- словесно-логическая
память тесно связана со
- образный вид памяти личности.
Уровень их развития у каждого человека неодинаков, что позволяет говорить о словесно-логическом или образном видах памяти.
Образную память в свою очередь подразделяется:
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Данный вид памяти предполагает у человека способность к воображению, что способствует хорошему запоминанию зрительных образов.
Слуховая память - это запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (музыкальных, речевых). Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам и музыкантам.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании трудовых и спортивных умений и навыков.
Осязательная, обонятельная и вкусовая память играют в жизни человека меньшую роль, которая в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей, а также к обеспечению безопасности и самосохранения организма.
Нарушения памяти
Патопсихологические мнестические нарушения лежат в основе многих психических заболеваний.
Выделяют такие расстройства памяти:
1. Амнезии - расстройство
памяти в виде нарушения
Виды амнезий:
- Ретроградная амнезия
- нарушение памяти, при котором
невозможно воспроизвести
- Антероградная амнезия
- трудности воспроизведения
- Антероретроградна амнезия
- нарушение памяти, при котором
невозможно воспроизвести
2. Частичные нарушения памяти (нарушения памяти частичного характера):
- Гипомнезия - снижение памяти,
- Гипермнезия - повышение памяти,
возникают на базе эмоциональных нарушений, формируя соответственно депрессивный и маниакальный спектр симптомов.
3. Парамнезия:
- Конфабуляции - обманы памяти, при
которых неспособность
- Псевдореминисценции - нарушение хронологии в памяти, при котором отдельные события прошлого переносятся в настоящее;
- Криптомнезии - расстройства памяти,
при которых человек
Закон формирования
По г. Коннери, нарушения памяти по причинам их возникновения делятся на:
1. Не вызваны явными физиологическими причинами - диссоциативной:
- Диссоциативной амнезии (
- Диссоциативной фуга
(человек не только забывает
прошлое, но и может
- Органический диссоциативный
расстройство личности (у человека
присутствуют два или более
разных личностей, которые не
всегда могут вспомнить мысли,
чувства и поступки друг друга)
2. Физиологические причины их возникновения очевидны - органические. Органическими причинами нарушения памяти могут быть: черепно-мозговые травмы, органические заболевания, неправильное применение лекарственных препаратов. Нарушения памяти, вызванные физиологическими причинами - амнестического расстройства (затрагивают главным образом память). Люди с амнестический расстройствами иногда страдают ретроградной амнезией, но в них почти всегда отмечается антероградная амнезия.
Антероградная амнезия часто является следствием повреждения височных долей головного мозга или промежуточного мозга - участков, которые несут основную ответственность за преобразование кратковременной памяти в долговременную.
За тяжелых форм антероградной амнезии новые знакомые забываются почти мгновенно, а за проблемы, решены сегодня, доводится браться уже на следующий день.
Корсаковский амнестический синдром - люди постоянно забывают только что почерпнутую информацию (антероградная амнезия), хотя их общие знания и интеллектуальные способности остаются неизменными. Характерные симптомы: помрачение сознания, дезориентация, склонность к конфабуляций. Вызывается хроническим алкоголизмом в сочетании с плохим питанием и, как следствие - нехваткой витамина В и (тиамина).
Примечание. В телешоу и кинофильмах удары по голове изображаются, как быстрый способ потерять память. В действительности после легких черепно-мозговых травм - сотрясения мозга, например, не приводит к потере сознания, - у людей редко бывают большие провалы в памяти, а те, которые все же появляются, конечно исчезают через несколько дней или месяцев. И наоборот, почти половина всех тяжелых черепно-мозговых травм становится причиной хронических проблем с обучением и памятью как антероградной, так и ретроградной. Когда воспоминания наконец возвращаются, более ранние, как правило, возвращаются первыми.
- Деменция (влияют и на память, и на другие когнитивные функции, например, абстрактное мышление или речь).
Самой распространенной формой деменции является болезнь Альцгеймера - обычно поражает людей в возрасте старше 65 лет. Может впервые заявить о себе в среднем возрасте, но чаще на нее болеют после 65 лет, ее распространенность резко возрастает среди людей в возрасте 80 лет. Может длиться 20 лет и более. Начинается с незначительных нарушений памяти, ослабление внимания, речевых и коммуникативных проблем. С усилением симптомов человек начинает испытывать трудности выполнения сложных задач или забывать о важных встречах.
В конце концов у больных
возникают трудности и с
Люди с болезнью Альцгеймера могут сначала отрицать, что они испытывают какие-то трудности, но скоро становятся тревожными и подавленными в связи со своим психическим состоянием. С развитием деменции они все меньше осознают свои недостатки. На поздних стадиях болезни они могут отказаться от общения с окружающими, плохо ориентироваться во времени и пространстве, часто бесцельно бродить и терять благоразумие. Постепенно больные становятся полностью зависимыми от окружающих людей. Могут потерять почти все свои предыдущие знания и способность узнавать лица даже близких родственников. Все хуже спят ночами и дремлют в течение дня. Последняя фаза расстройства может длиться от двух до пяти лет, причем больные нуждаются в постоянном уходе.
Жертвы болезни Альцгеймера обычно остаются в достаточно хорошем состоянии до поздних стадий болезни. Но с ослаблением их психических функций они становятся менее активными и проводят большую часть времени в сидячем положении или лежа в постели. В результате у них возникает склонность к различным заболеваниям, например, к пневмонии, которые могут закончиться смертью.
Большинство органических расстройств памяти затрагивают в основном декларативную память (память на имена, даты, какие факты), чем процедурную (усвоенные приемы, которые человек выполняет, не испытывая необходимости их обдумывать: ходьба, резка ножницами или письмо).
Факторы, влияющие на забывание
Возраст. Как мы уже знаем, пожилые люди, по-видимому, склонны забывать о недавних событиях или о том, что им предстоит сделать. Это обусловлено главным образом тем, что им трудно организовать информацию, которую им надо будет вспомнить. Особенно явным это становится тогда, когда они впервые сталкиваются с какими-то новыми навыками, новыми обстоятельствами или непривычными действиями. Поэтому им требуется время на то, чтобы освоить новое, и очень важно, чтобы это время им предоставлялось. Большую помощь им могут оказать памятки или мнемотехнические приемы, позволяющие рационально организовать жизнь.
Забывание происходит также и в ранние годы. Действительно, лишь немногие из нас могут вспомнить события, происшедшие в возрасте до трех лет. По-видимому, это не связано просто с давностью подобных событий. Двух- или трехлетнему ребенку воспоминания не свойственны. Он не помнит свои сны и не придает практически никакого значения таким словам, как «вчера» или «завтра». Это может быть обусловлено, в частности, тем, что в этом возрасте словарный запас ребенка весьма ограничен, а опыт невелик; однако главная причина-то, что ребенок еще не выделяет себя как личность и у него нет достаточно четко очерченного «Я», которое позволило бы ему воспринимать собственные действия по отношению к другим людям.
В то же время такая точка зрения может быть и спорной: по-видимому, при особых состояниях сознания (под действием определенных препаратов или под гипнозом) человек может вспомнить и о таких ранних событиях, о которых он в обычном состоянии никогда не вспоминает.
Как бы то ни было, исследования показали, что в возрасте от 5 до 11 лет кратковременная память существенно улучшается. Затем она сохраняется на стабильном уровне до 30 лет, а позднее - от 30 до 70 лет -может либо улучшаться, либо медленно ухудшаться (Inglis et al., 1968).
Неиспользование информации и ее характер. Кажется естественным связывать забывание с тем, что та или иная информация или усвоенные действия не повторяются. Это, бесспорно, справедливо в отношении многих знаний, приобретенных в школе, если в дальнейшем понимание их важности (истинной или относительной) было утрачено студентом, которого традиционные педагогические методы заставляют стать пассивным. В соответствии с известным изречением, согласно которому культура - это «то, что остается, когда уже все забыто», лучшим залогом сохранения в памяти и развития определенных знаний служит не просто «голое» повторение, а интерес или даже увлеченность предметом.
Нельзя, однако, забывать, что этой закономерности, видимо, не подчиняются двигательные навыки. Мы можем вполне успешно сесть на велосипед или за фортепиано после 20- или 30-летнего перерыва. Это же касается и большинства тех знаний, которые мы получили в раннем детстве, т.е. в тот период, когда мозг наиболее пластичен. Так, например, чем раньше ребенок усвоил иностранный язык, тем труднее его будет забыть. Список таких примеров можно продолжить, включив сюда, скажем, игру на музыкальном инструменте, шахматы и т. п.
Однако фактором забывания еще более важным, чем неиспользование, может быть интерференция со стороны других, приобретенных раньше или позднее, знаний или навыков; в этих случаях может иметь место отрицательный перенос.
Информация о работе Амнезирующие факторы и их влияние на память человека