Анализ методов психологического влияния руководителя на персонал организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе поставлена цель выполнить теоретический анализ научных данных, раскрывающих содержание методов психологического воздействия убеждения и внушения. В работе мы поставили перед собой следующие задачи: дать определение понятиям психологического влияния и воздействия, ввести такие понятия, как конструктивность психологического влияния и его корректность, дать классификацию методам психологического влияния, подробно рассмотреть методы психологического влияния убеждение и внушение, дать сравнительную характеристику методов психологического влияния на личность убеждения и внушения.

Содержание

1. Введение
2. Анализ методов психологического влияния руководителя на персонал организации
2.1 Понятие психологического влияния
2.2 Классификация методов психологического влияния на личность
2.3 Метод убеждения
2.3.1 Анализ определений понятия убеждения в психологии
2.3.2 Виды убеждения
2.4 Метод внушения
2.4.1 Общая характеристика понятия внушения
2.4.2 Виды внушения
2.4.3 Приёмы внушения
2.5 Сравнительная характеристика убеждения и внушения, как методов психологического влияния
3. Заключение
4. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Основными приемами косвенного внушения являются намек, внушающее  косвенное одобрение, косвенное  осуждение и другие.

На использовании  механизма косвенного внушения построен такой воспитательный прием, как  намек. Заключается он в том, что  руководитель, желая затормозить  развитие нежелательного качества, не указывает на требуемое поведение  прямо, не критикует, а идет к цели окольными путями. При намеке слова или выражения руководителя конструируются так, чтобы не полностью высказанная мысль могла быть понята только по догадке.

Намек - это путь, безусловно, щадящий самолюбие. Пользуются им в ситуациях незначительных нарушений, не подлежащих открытому обсуждению и наказанию. Применять его целесообразно по отношению к подчиненным, проявляющим эгоизм, тщеславие, снобизм, самодовольство, обидчивость, ревность, коварство, своекорыстие, хвастовство и раздражительность, а также часто прибегающих к помощи других. Готовность использовать этот прием к подчиненным, вызывающим симпатию у руководителей, невелика, однако возрастает при отрицательном отношении к объекту воздействия. Прием используется для оказания корректирующего влияния на людей, легко берущихся за выполнение поручений и не доводящих их до конца. Инициативность - полезная черта, но когда она бесплодна и только отвлекает людей, приходится производить мягкую коррекцию.

Намек может  осуществляться в форме шутки, иронии, совета, аналогии. Внутренняя сущность намека в его направленности не на сознание, не на логику объекта, а на эмоции и внутренние установки.

Вместе с тем, шутка, ирония, аналогия, будучи действенным  инструментом внушения, можегзадеть  личное достоинство объекта, что может быть причиной появления контрсуггестивных барьеров. В связи с этим, внушающий должен чутко улавливать отношение объекта к предмету общения. Большое значение приобретает эмоциональны и фон ситуации общения. Здесь желательно создание "концертного настроения", формирование стойкого интереса к обсуждаемой проблеме.

Внушающее косвенное  одобрение используется для формирования у подчиненного чувства уверенности  в своих силах, положительного отношения  к выполняемой задаче. Одобрение  произносится с яркой эмоциональной окраской, в голосе слышится теплота, преобладает мягкий тон. В результате косвенного одобрения у объекта порождается ощущение чувства собственного достоинства, формируется установка, нацеленная на деятельность в подобном же плане. Внушающее косвенное осуждение по форме должно быть немногословно, лаконично. Интонационная окраска речи руководителя должна вызывать адекватное эмоциональное состояние партнера. Оно нацеливает внушаемого на коррекцию собственного поведения.

"Плацебо" - прием внушения впервые стал применяться в медицинской практике. Он заключается в том, что врач, прописывая больному нейтральное средство, утверждает, что оно обладает большим лечебным эффектом. Принимая такое лекарство, больной чувствует облегчение и даже выздоравливает.

В управленческом общении могут быть ситуации, в  которых возможно применение приема "плацебо", в частности, в педагогических целях. Однако пользоваться им нужно  крайне осторожно, так как раскрытие  факта его использования воспринимается внушаемым как обман.

"Обходной  маневр" - сущность этого приема, - пишет И.Д. Ладанов, - заключается в том, что какая-либо мысль или идея преподносится объекту как его собственная.

Обманутое ожидание может использоваться в управленческом общении как при дружеском  отношении объекта к суггестору, так и при явно враждебном. Предпосылкой успешного применения, - по мнению И.Д. Ладанова, - этого приема является создание напряженной ситуации ожидания от оппонента вполне определенных действий. Предшествующие события должны сформировать у объекта строго направленный ход мыслей. При обнаружении несостоятельности этой направленности объект внушения оказывается в растерянности и без сопротивления принимает внушаемую идею.

Прием Сократа  состоит в том, чтобы в ходе общения не дать собеседнику сказать "нет", а вынудить его все время говорить "да", т.е. к согласию с мнением суггестора.

"Свободный"  комментарий был основан на  теории рациональности внушения. Задачей такого комментария является  создание определенного контекста  для информации о фактах. Внушение здесь осуществляется, в частности, через подмену объекта суждения.

Иллюстрирование факта, cчитается, что подражание видимому образу осуществляется легче, а идеи и вера, как объект имитации, усваиваются  на основе различных ассоциаций с этими видимыми образами.

Ю.А.Шерковин приводит приемы внушения, разработанные американскими психологами супругами Ли:

"Приклеивание  ярлыков" наименованию основной  идеи или явления "приклеивается"  эпитет или метафора, чаще всего  оскорбительные, вызывающие негативное отношение.Таким образом преднамеренно создается эмоциональная окрашенность слов или словосочетаний, которые ранее были нейтральными. Этот прием используется чаще всего для того, чтобы опорочить явление или предмет в глазах реципиента. Вместе с тем, этот прием может быть использован и для возвеличивания какого-либо явления, создания авторитета личности и т.п. То есть ярлыки могут нести и положительную окраску.

"Сияющее обобщение"  заключается в обозначении конкретной  вещи, идеи или личности обобщающим родовым именем, имеющим положительную эмоциональную окраску. Цель этого приема состоит в том, чтобы побудить партнера по общению принять и одобрить преподносимое понятие. Прием "сияющего обобщения" скрывает отрицательные стороны конкретной вещи, идеи или личности и, тем самым, не вызывает у реципиента нежелательных ассоциаций. Пример сияющего обобщения из современной жизни: "демократические преобразования" (преобразования происходят, но не обязательно все они демократические).

Прием "переноса" или "трансфера":его суть заключается в побуждении партнера к ассоциации преподносимого понятия с каким-либо другим, имеющим бесспорную престижную ценность, чтобы сделать понятие приемлемым. Возможен также и негативный перенос через побуждение к ассоциации с явно отрицательными понятиями. Этот вариант, - отмечает Ю.А. Шерковин, - широко применяется для опорочивания идей, личностей, ситуаций, которые не могут быть дискредитированы логическим доказательством.

"Свидетельство"  состоит в приведении высказывания  личности, которую уважает или, наоборот, ненавидит партнер. Такое высказывание содержит оценку преподносимого явления. Эта оценка должна побудить реципиента к определенному, положительному или отрицательному отношению к обсуждаемому явлению. Здесь могут использоваться высказывания политических деятелей, известных артистов и т.п..

"Игра в  простонародность": при использовании  этого приема сообщение преподносится  преднамеренно упрощенно, с использованием  обыденной лексики (иногда даже  нецензурной), привычного для данной среды жаргона. Цель этого приема состоит в побуждении слушателя к ассоциации личности коммуникатора и преподносимых им понятий с позитивными ценностями из-за "народности" этих понятий или принадлежности их источника к "простым людям". При этом "простонародность" может демонстрироваться внешним видом, характером поведения, образом жизни.

Прием "перетасовки" cостоит в отборе и тенденциозном  преподнесении аудитории только положительных или только отрицательных  фактов действительности с целью  внушения партнеру справедливости какой-либо идеи. Здесь происходит инспирирование фактов, которые приводят партнера к нужным выводам. Внешне же сохраняется видимость убеждения.

"Фургон с  оркестром": этот прием состоит  в побуждении партнера к принятию  преподносимой в сообщении ценности, поскольку все в данной социальной группе ее разделяют. Апелляция ко "всем", -отмечает Ю.А. Шерковин, - учитывает, что люди, как правило, верят в побеждающую силу большинства, и поэтому хотят быть с теми, кто его составляет. Этот прием широко применяется в рекламе товаров и услуг. В управленческом общении использование этого приема состоит в апелляции к мнению коллектива.

Приемы скрытого внушения.

Приемы скрытого внушения в настоящее время находят  широкое применение в медицинской  практике, рекламе, частично используются в педагогической деятельности. После соответствующей адаптации они могут успешно применяться и в отдельных формах управленческого общения.

Трюизм - это  очевидная истина, банальность. Однако высказывание такой очевидной истины в ходе беседы с подчиненным оказывает внушающее воздействие, потому, что происходящие в окружающем мире события люди склонны воспринимать на "свой счет", так, как будто все нацелено на них. Ценность этого приема заключается еще и в том, что, воспринимая банальность как адресованную себе, подчиненный не имеет возможности возражать. Однако в конкретной ситуации она автоматически предоставляет возможность конкретному руководителю дать вполне определенное задание данному исполнителю.

Очень эффективным  приемом внушения является предоставление иллюзии выбора. Сущностью этого приема является констатация чего-либо посредством предоставления иллюзии выбора. Целесообразно использовать иллюзию выбора для предотвращения конфликтов, оптимизации психологического климата в общении руководителя и подчиненного. 

Более сложным  является метод предоставления всех вариантов, когда руководитель перечисляет  или предоставляет все возможные  варианты действий подчиненному, но мимикой, экспрессивными характеристиками голоса выделяет наиболее желательный ход событий. Этим методом, также как и в предыдущем, во-первых, констатируется или предполагается то, что подчиненный предпринимает какие-то действия. А во-вторых - на подсознательном уровне внушается наиболее целесообразный вариант этих действий.

Не представляет труда использование такого метода внушения как увязывание действительного  и желаемого. В самом названии заложена схема его использования.

Ясно, что эти  скрытые методы внушения, как и  все остальные, не действуют автоматически, но они значительно расширяют коммуникативный арсенал руководителя и, следовательно, повышают эффективность управленческого общения.

В других источниках  предлагается следующая классификация  приёмов внушения.

Большой привлекательностью и ценностью обладает то, что труднодоступно или редко встречается, иначе говоря - мнимый запрет. Желая привлечь внимание сотрудников к чему-либо обыденному, руководитель может умышленно драматизировать ситуацию, подчеркнуть трудность и рискованность достижения цели, ограниченность возможностей для удовлетворения заявок и т.п.

Отступление - это  приём внушения, который предусматривает, во время конфликта, возможность  обличающей стороне излить недовольство, высказать публично свои жалобы, нелишне  дать некоторое послабление, в особенности если действительно режим труда был напряженным, а также признание вины руководителя и наказание виновных. В ситуации же запущенного конфликта, при наличии негативного лидера, заинтересованного в дестабилизации положения в коллективе, необходимо прибегать к более тонким мерам. Нужно нейтрализовать негативного лидера и расшатать единство негативной группы. Сделать это можно путем противопоставления ему другого лидера и другой группы, правильно отражающей линию руководства. Эти же сотрудники должны развенчивать действия вожака.

Выжидание - приём, также использующийся в ситуации конфликта, неподчинения, противоборства сил, когда отсутствует необходимая  информация о состоянии противной  стороны и желательно получить дополнительную информацию о подчиненном. Ожидание, отсутствие видимых действий со стороны руководителя создают ситуацию неопределенности. Подчиненный, находясь в напряжении, связанном с каким-либо нарушением, конфликтом с руководством, ждет развязки с неблагоприятным для себя исходом и в этой ситуации совершает какое-то действие. Последнее представляет для руководства информацию о реальном состоянии подчиненного, о его мотивах и целях. Если выжидание становится слишком затяжным, то начальник может сам стать инициатором действий, пойти на обострение или на некоторые незначительные уступки, чтобы тем самым вызвать действие противоположной стороны.

В другом случае выжидание бывает целесообразным по другой причине. Видя, например, что  сотрудник, совершивший поступок, подготовил приемлемую для него версию оправдания, начальник не спешит с разговором и разбирательством, а дает ему возможность разочароваться в своей версии и убедиться в бесполезности своей системы защиты.

Демонстрация  усиления ресурсов - приём, при котором  руководитель информирует подчиненного о том, что у него есть возможность увеличить собственные ресурсы в такой мере, что они будут намного превышать ресурсы подчиненного. Это может быть предъявление фактов нарастающей силы либо просто бурной деятельности. Подобная тактика способна вызвать ряд действий подчиненного: от дополнительной мобилизации своих ресурсов до признания своего поражения и согласия пойти на уступки, подчиниться. Используется этот прием в ситуациях конфликта, неподчинения и низкой результативности.

Маскировка ответственности - приём применим в воспитательных целях заключается в том, чтобы переложить ответственность за результаты работы на подчиненного. Это стимулирует деятельность, воспитывает самостоятельность, снимает избыточную тревожность. Начальник как бы уходит от руководства под каким-либо благородным предлогом: ссылается на занятость, некомпетентность, усталость, волнение или болезненное состояние. Подчиненному ничего не остается, как взять ответственность на себя. Следует, однако, отличать от этого приема попытку руководителя взвалить на подчиненного вину за низкие результаты труда. Сотрудник, как правило, в состоянии отличить, где, чья ответственность, а угроза начальника вызовет разве что защитную реакцию.

Информация о работе Анализ методов психологического влияния руководителя на персонал организации