Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 02:15, курсовая работа
Цель исследования: осуществить теоретический анализ особенностей внушения на военнослужащих и осуществить эмпирическое исследование.
В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены такие задачи:
1. Рассмотрены основные виды внушения;
2. Исследованы содержательные особенности языковых форм косвенного внушения;
3. Определены методы психодиагностики влияния на индивидуальное и массовое сознание военнослужащих;
4. Проведено эмпирическое исследование степени внушаемости военнослужащих.
- В контакт - коммуникационных и в масс- коммуникативных ситуациях - повышение негативизма, критичности, эмоциональная отчужденность, также используются психологические барьеры, унижения источника (внутреннее осмеяние, разрушение авторитета и др.), невнимательность (отвлечение и переключение внимания и другие объекты, не связанные с содержанием действия).
4. Управление - контроль за процессом действия, влияние на его характеристики и источник:
- В межличностных ситуациях - демонстрация угрозы (опасности), «подкуп» и стремление «умилостивить»; интеграция в определенные общности («своих не бьют»), стремление разжалобить (плач, жалобы, ноющие интонации, вздохи, несчастный вид); ослабление или дестабилизирование активности (неожиданным отвлечением и т.п.); спровоцирование желаемого поведения (в частности, различные приемы межличностных манипуляций как способ защиты) предельное выражение - психологические и физическое подчинение другого, пренебрежение к нему (например, в тоталитарных религиозных сектах, некоторых асоциальных группировках с криминальным лидером и т.п.);
- В контакт - коммуникационных ситуациях - возможности управления очень слабые, в некоторых ситуациях возможно использование обратной связи как способа управления (например, в зрелищных мероприятиях выражение реакции на выступление с помощью аплодисментов, вызова на бис, различные проявления неодобрения, недовольство выступающими и т. п.);
- В масс - коммуникативных ситуациях - управление практически невозможно , в некоторых ситуациях за счет использования обратной связи как способа управления может достигаться определенный управляющий эффект (изменения рейтинга популярности определенных каналов телевидения, сокращения или увеличения спроса на определенные периодические издания и др.).
5 . Затаивание (маскировка) - контроль информации о самом субъекте защиты, ее искажение, сокрытие или сокращение подачи:
- В межличностных ситуациях - маскировка, обман, сокрытие чувств, проявлений эмоций, задержка или отказ от действий, чтобы не проявлять себя (не навлекать беду).
- В контакт - коммуникационных ситуациях - маскировка, сокрытие чувств , проявлений эмоций , задержка или отказ от действий (особенно при нахождении в толпе , чтобы не поддаться «эффекту толпы», психическому заражению).
- В масс - коммуникативных ситуациях - отсрочка реакций, поспешных выводов и оценок, задержка или отказ от действий и поступков , вызываемых информационным воздействием (для последующего рационального и взвешенного анализа с привлечением дополнительных данных).
6. Игнорирование - контроль информации об источнике действия, наличие или характер угрозы ( опасности), ограничения количества такой информации или ее искаженное восприятие. Вполне обоснованной является существующая в настоящее время точка зрения , что использование данной формы защиты оправданно. Такая форма защиты целесообразна, если сама информация и ее распространение служат способом манипулирования лицом, или когда остальные формы защиты по каким-либо причинам не задействуется, а психика человека требует ограждения (защиты) от чрезмерного травмирования эмоциональными факторами, вызываемыми внешней информацией [19 , с.65 -66].
По утверждению С. Кара - Мурзы, одной из форм противодействия манипуляции личностью является критический анализ входной информации, организация получения информации из различных источников. Существует несколько способов ответа на манипулирование (психологической самообороны):
- Внешнее согласие (начать с того, с чем согласен, можно даже привести аргумент в пользу слов оппонента). Заключается в том, что адресат выделяет из речи манипулятора те положения, с которыми может согласиться. Другую пропускает « мимо ушей », или перефразирует ее;
- Перефразирования «-» в «+», констатация фактов. Как правило, применяется при манипуляциях негативной формы (вызывающие негативную эмоцию у объекта манипулирования).
- Изменение темы разговора, оттягивание окончательного ответа (принять информацию к сведению и отложить решение на завтра)
- Игнорирование негативной оценки или отказ от ответа (например: "не буду отвечать на эту реплику, ответить на нее - значит унизиться самому», «этот вопрос я отмечу молчанием ... » и т.п.) [ 16 , с.490 ] .
С.А. Зелинский [13] указывает пути противостояния влиянию психологического воздействия на сознание подрастающего поколения со стороны медиа - источников:
- Формирование критического мышления (относительно получения информации от внешнего мира и через систему СМИ и СМК), навыков контент-анализа, умение работать с информацией и т.п.;
- Формирование индивида как личности (он должен уважать себя как личность и отчитываться о поступках хотя бы себе, и желательно - коллектива);
- Развитие сверх- идеи (например об элитарности, собственную избранность , или избранности коллектива ( движения ), в котором находится ребенок);
- Общие обсуждения (в составе групп, коллективов, школьных классов) негативного влияния СМИ ( примеры и последствия, обоснование полученных выводов) с целью обретения навыков умение анализировать различные медиа - тексты , выделять направленность интересов создателей подобных текстов (текстов различного содержания);
- Лекции по манипулирования личностью и массами средствами массовой коммуникации, информации и пропаганды, специальные циклы курсов по информационной безопасности;
- Широкое введение
в вузах и факультетах
- Короткое изучение теории средств массовой коммуникации, с обязательными научно - практическими занятиями в области применения полученных знаний при работе в системе СМИ и практикой под руководством опытных специалистов: журналистов, телекомментаторов. В этом блоке важную часть занимает возможность на примере показать механизмы деятельности того или иного СМИ с закреплением теоретической базы самостоятельным выполнением задания по созданию медиатекста и проекции полученных знаний в жизни;
- Совместное участниками коллектива (группы, сообщества) отдельных (по усмотрению преподавателя или предварительно рекомендованных) кинолент советского периода с последующим обсуждением и сравнением (с предварительным просмотром) с современными кинолентами. Анализ, сравнение, обсуждение;
- Проведение лекций и практических занятий по теме - «Противостояние массовой культуре» [13 , с.160 -162].Тематическая вариативность подобных курсов воспитания подрастающего поколения с целью противодействия негативному влиянию средств массовой коммуникации на массовое сознание, включает в себя также и много дополнительных направлений работы с детско - юношеской и молодежной аудиторией и не ограничивается перечисленными. Наиболее важной задачей подобной образования является воспитание медиаграмотности массовой аудитории. На это и должны быть направлены все силы и знания специалистов - педагогов, родителей и других лиц, работающих с подрастающим поколением [ 13 с.163 ]. Противостоять негативному влиянию средств массовой коммуникации и информации можно только сообща, только мобилизовав все силы на предотвращение дальнейшего программирования детей в потребительско- капиталистическом аспекте.
Проведем анализ
воздействия защитных мероприятий
на степень внушаемости
В таблице 3 приведены изменения, произошедшие в контрольной группе при повторном эксперименте.
Таблица 3
Результаты проведения повторного эксперимента в контрольной группе
Шифр |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Значение при первонач. эксперименте |
39 |
42 |
15 |
21 |
36 |
33 |
48 |
36 |
21 |
30 |
24 |
39 |
18 |
48 |
42 |
Значение при повторном эксперименте |
42 |
42 |
15 |
24 |
36 |
33 |
46 |
36 |
21 |
30 |
24 |
39 |
18 |
48 |
42 |
Изменение |
+3 |
0 |
0 |
+3 |
0 |
0 |
-2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Из таблицы 3 можно сделать вывод, что в контрольной группе при повторном эксперименте результаты изменились несущественно.
Теперь рассмотрим результаты экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента (таблица 4).
Таблица 4
Результаты проведения повторного эксперимента в экспериментальной группе
Шифр |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Значение при первонач. эксперименте |
39 |
42 |
15 |
21 |
36 |
33 |
48 |
36 |
21 |
30 |
24 |
39 |
18 |
48 |
42 |
Значение при повторном эксперименте |
42 |
42 |
15 |
24 |
36 |
33 |
46 |
36 |
21 |
30 |
24 |
39 |
18 |
48 |
42 |
Изменение |
+3 |
0 |
0 |
+3 |
0 |
0 |
-2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Из таблицы 4, можно сделать вывод о том, проведение формирующих мероприятий позитивно влияет на степень внушаемости.
Информация о работе Анализ особенностей внушения на военнослужащих