Анализ особенностей внушения на военнослужащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 02:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: осуществить теоретический анализ особенностей внушения на военнослужащих и осуществить эмпирическое исследование.
В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены такие задачи:
1. Рассмотрены основные виды внушения;
2. Исследованы содержательные особенности языковых форм косвенного внушения;
3. Определены методы психодиагностики влияния на индивидуальное и массовое сознание военнослужащих;
4. Проведено эмпирическое исследование степени внушаемости военнослужащих.

Вложенные файлы: 1 файл

№1490 Билокур Алёна Психодигностика.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

 

Приложение А

Оценка суггестивности (внушаемости)

 

Шкалы: уровень  суггестивности

Назначение  теста: Диагностика уровня суггестивности испытуемого.

Инструкция  к тесту: «Проставьте, пожалуйста, по вертикали друг под другом пять цифр – 1, 2, 3, 4 и 5 – ими обозначаются номера заданий, которые следует выполнить очень быстро, так, что не будет специального времени проставить эти номера, не будет достаточного времени и для обдумывания ответов, – важно только успеть хотя бы обозначить против номеров заданий то первое, что придет в голову, когда эти задания прочитываются.

Повторения  заданий не будет; если вы не успеваете  понять их смысл или не успеваете  ответить на очередное задание, о  нем не следует переспрашивать, а необходимо постараться выполнить следующее.

Сигналом, обозначающим конец задания и предлагающим его срочно выполнить, является слово "Пора!". Следом за этим словом немедленно диктуется следующее задание.

Сосредоточьтесь на восприятии голоса психолога, представив его речь записанной на магнитофон.

Итак, внимание!»

Тестовый материал

  1. Напишите фамилию любого писателя, например «Гоголь»; вообще любого писателя …Пора!
  2. Напишите любую короткую фразу, например «лето наступило» (варианты…); вообще любую фразу …Пора!
  3. Напишите название любого предмета, например «стол»; вообще любого предмета …Пора!
  4. Изобразите любой предмет, например треугольник; вообще любой предмет …Пора!
  5. Напишите любое число, например 9; вообще любое число …Пора!

Обработка и  интерпретация результатов теста

  • Если при выполнении задания воспроизводится именно тот пример, который в нем предлагается, ставится 4 балла.
  • Если ответ достаточно близок по смыслу к содержанию примера – ставится 3 балла.
  • Скорее далекий, чем близкий по смыслу ответ оценивается в 2 балла;
  • Совершенно не связанный с содержанием приводимого в задании примера ответ соответствует 1 баллу.

Далее подсчитывается общая сумма  полученных баллов и результат умножается на три.

Вн = (О, + 02 + 03 + 04 +05) х 3 + 20 =...

 

Полученные оценки внушаемости  связаны с характером активности человека. При этом могут быть выделены следующие диапазоны:

  • 15 – 30 баллов – пониженная внушаемость;
  • 31 – 45 баллов – средняя внушаемость;
  • 46 и более баллов – повышенная внушаемость.

 

Приложение Б

Шкала-опросник для определения индивидуальной гипнабельности.

 

Назначение  теста: определить гипнабельность испытуемого.

Инструкция: В  тесте заявлены 42 вопроса, на которые  нужно ответить «да» или «нет». После  на ответы накладывается шаблон и  происходит подсчет результатов.

Тестовый материал:

1. Вера в приметы  — это заблуждение. 

2. Мои родители  обращаются со мной скорее  как с ребенком, чем как со  взрослым.

3. Мне кажется,  что я чувствую более остро,  чем другие.

4.  Я  стараюсь  уклоняться от конфликтов и затруднительных положений.

5. Мне все  равно, что обо мне думают  другие.

6. Я вполне  уверен в себе.

7. Меня раздражает, когда где-нибудь на улице,  в магазине или в автобусе  на меня смотрят. 

8. Если я заболею  или получу травму, то без всяких  опасений обращусь к врачу.

9. Некоторые  люди одним прикосновением могут  исцелять больного.

J0. Если я  хочу что-нибудь сделать, но  окружающие считают, что этого  делать не стоит, то я готов  отказаться от своих намерений. 

11. Чаще всего  мне хотелось бы сидеть и мечтать, чем что-либо делать.

12. Мне трудно  сосредоточиться на чем-либо одном. 

13. Я легко  просыпаюсь от шума.

14. Меня легко  переспорить. 

15. Я часто  о чем-нибудь тревожусь. 

16. Я спокойно  переношу вид крови. 

17. Часто думаю: "Хорошо бы стать ребенком".

18. Мечтаю очень  редко. 

19. Сон у меня  прерывистый и беспокойный. 

20. Человек должен  стараться понимать свои сны,  руководствоваться ими в жизни  и извлекать из них предостережения. 

21. Все известные  мне "чудеса" объясняются очень  просто: одни люди водят за нос других, только и всего.

22. Бывало, я  замечал, что незнакомые люди  смотрят на меня критически.

23. Меня довольно  трудно вывести из себя.

24. Я часто  считаю себя обязанным ответить  то, что нахожу справедливым.

25. Обычно я  засыпаю спокойно и меня не тревожат никакие мысли.

26. Некоторые  люда до того любят командовать,  что меня так и тянет делать  все наперекор, даже если я  знаю, что они правы. 

27. Мне больше  нравится работать с руководителями, предоставляющими большую самостоятельность, чем с руководителями, дающими четкие и строгие указания.

28. Я человек  общительный. 

29. Бывало, что  при обсуждении некоторых вопросов  я особенно не затрудняюсь,  соглашаюсь с мнением других.

30. Меня легко  привести в замешательство.

31. Быть откровенным всегда хорошо.

32. Я очень  редко вижу сны. 

33. Я впечатлительнее  большинства других людей. 

34.  Я  верю  в чудеса.

35. Мое поведение  в значительной степени определяется  обычаями тех, кто меня окружает.

36. Меня трудно  задеть.

37. Мои убеждения  и взгляды непоколебимы.

38. В моей  жизни был один или несколько  случаев, когда я чувствовал, что  кто-то посредством гипноза заставлял  меня совершить иные поступки.

39. У меня  мало уверенности в себе.

40.  Я  всегда  был независимым и свободным  от контроля со стороны семьи.

41. Иногда я  так настаиваю на своем, что  люди теряют терпение.

42. Никому не  доверяю — это безопасней.

Обработка и  интерпретация результатов теста

Прорези квадратной формы соответствуют отрицательным  значениям (отрицательным ответам  на утверждения шкалы), их порядковые номера: 1, 5, 6, 12, 15, 16, 18, 19, 21, 23, 24, 26, 27, 32, 36, 40,  41,  42, а прорези круглой формы — положительным (все остальные утверждения). Общая сумма соответствующих форме прорезей ключа значимых ответов является искомым выражением степени индивидуальной гипнабельности испытуемого в "сырых" очках, которые переводятся в баллы оценки гипнабельности и соотносятся со "шкалой" Е. С. Каткова для прогнозирования глубины гипнотического состояния. При этом количество "сырых" очков от 0 до 4 определяет полную негипнабельность и соответствует первой степени I стадии глубины гипноза по указанной шкале. Количество "сырых" очков от 10 до 14 равняется двум баллам гипнабельности и соответствует второй степени I стадии глубины гипноза. Каждое дальнейшее увеличение количества "сырых" очков на четыре приравнивается увеличению гипнабельности на один балл и соответствует углублению гипноза на одну степень. Максимальная оценка гипнабельности равняется 9 баллам (39—42 "сырых" очка) и соответствует третьей степени III стадии гипноза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  В

 

Перед проведением  гипнотизации необходимо проверить  степень восприятия, при этом испытуемому  можно сказать, что хотят проверить  некоторые стороны его нервной  деятельности.

1. Испытуемому,  который знает вкус лимона, предлагают  вообразить, что он ест лимон.  Далее внушающим тоном объясняют: "Представьте, что вы сидите  за праздничным столом. Вам приносят  спелый, сочный, ярко-желтый лимон.  В одну руку вы берете лимон,  в другую — острый нож, чтобы разрезать его на маленькие дольки. Вы отрезаете одну дольку, пока сок еще не появляется. Но вот вы отрезаете следующую дольку, и на поверхности срезанной части лимона появляется много маленьких капелек кислого сока. Именно в этот момент вы начинаете ощущать кислый вкус во рту. После этого вы отрезаете еще одну дольку лимона, взяв ее рукой, кладете себе в рот. Ощущение кислого вкуса во рту усиливается ". Лица, у которых таким путем удается вызвать обильное выделение слюны и ощущение кислоты во рту, оказываются более внушаемы, чем те, у которых этого вызвать не удается.

 

2. Испытуемому  предлагают расслабить мускулатуру  руки так, чтобы она падала  совершенно свободно, как плеть.  Несколько раз поднимают руку  и опускают ее, добиваясь полного  расслабления мускулатуры руки. Затем испытуемому предлагают вытянуть руку и опереться ею на руку врача всей массой своего тела. Исследователь внезапно убирает свою руку, причем, если испытуемый успешно выполнил эту пробу, он теряет равновесие (исследователь должен быть наготове, чтобы при этом поддержать пациента и не дать ему упасть). Чем успешнее испытуемым выполняется задание, тем выше обычно и внушаемость. Если же пациент остается стоять неподвижно, ему указывают, что он должен постараться настроить себя так, чтобы суметь выполнить предлагаемые ему задания.

 

3. Сидящему человеку  предлагают положить руку на  свое колено, затем просят его  несколько секунд смотреть в  какую-либо одну точку своей  руки и внушают, что рука  его сейчас стала очень тяжелая,  словно налилась свинцом. После этого исследователь слегка приподнимает руку испытуемого и роняет ему на колено. Чем больше сопротивление встречается при попытке поднять руку исследуемого, тем выше внушаемость. Ощущение, что рука стала тяжелой, возникает у исследуемого довольно легко, и это ведет к повышению его внушаемости.

 

4. Испытуемому  говорят, что сейчас прикоснутся  кончиком ватки к его глазу,  что это никакой боли не  вызовет, и предлагается смотреть  неподвижно на какой-либо предмет,  например на палец исследователя, и постараться не моргать при прикосновении. Внушающим тоном указывают:  "Вы не можете мигать. Прикосновение совершенно безболезненно. Никаких неприятных ощущений оно не вызывает При этом прикасаются ваткой к склере глаза вблизи роговицы. Затем говорят:  "А сейчас, когда я прикоснусь этой же ваткой к вашему глазу, вам будет очень неприятно, чувствительность резко обострится. Попробуйте не мигать. Вы не можете удержаться, чтобы не мигнуть". В это время прикасаются незаметно для испытуемого не к склере, а к краю роговицы. Склера сравнительно малочувствительна, и подавить рефлекс со склеры, если он есть, не представляет труда. Роговица же очень чувствительна, и прикосновение к ней болезненно. Огромному большинству людей подавить рефлекс не удается. Эта проба обычно ведет к усилению внушаемости исследователя, создавая у него впечатление, что разница при первом и втором прикосновении вызвана действием внушения.

 

5. Прием Баудоина. Исследователь заявляет испытуемому  о своем желании проверить  его способность концентрировать внимание. Поставив испытуемого к себе лицом — ноги вместе, руки вдоль туловища, — исследователь предлагает ему смотреть себе прямо в глаза. При этом сам встает так, чтобы одна нога была несколько впереди другой. Такое положение необходимо для того, чтобы была возможность самому отклониться назад на опорную ногу. Затем вытягивает руки, сложенные ладонями внутрь, так, чтобы достать ими до виска пациента, и слегка прикасается к коже в этой области. Ладони необходимо поставить таким образом, чтобы уменьшить у испытуемого угол периферического зрения, так как эта информация воспринимается неосознанно. Не сводя пристального взгляда с переносья испытуемого, исследователь внушительно произносит фразу: "Как только я начну отводить свои руки от ваших висков, вас потянет вперед за ними! Теперь я начинаю отводить свои руки". При этом исследователь чуть-чуть отклоняется назад. Продолжая говорить спокойно, но твердо и уверенно:  "Теперь, когда я удаляю свои руки, вас уже начинает тянуть за ними. Вас уже тянет за ними. Вас тянет, вас тянет вперед за моими руками",  при этом продолжая отступать назад, исследователь отводит руки и в случае падения подхватывает его. Если испытуемого начинает клонить вперед, то можно говорить о повышенной внушаемости. В противном случае можно будет сделать вывод о недостаточной внушаемости.

 

6. Прием Баудоина. Исследователь заявляет испытуемому  о своем желании проверить  его внимание и как он умеет  сосредотачиваться. Ему предлагают  встать к исследователю спиной, держаться совершенно прямо, так, чтобы главной точкой опоры являлись пятки, поставив ноги вместе и опустив руки вдоль тела, закрыть глаза, расслабить мускулатуру тела. Его также предупреждают, чтобы он не боялся, что с ним что-то произойдет, что его сейчас потянет назад. Затем исследователь должен положить свою руку на затылок испытуемому. Если он будет падать или испытуемого будет клонить назад, то его своевременно подхватят. Затем спокойно, но твердо и уверенно начинают внушать: "Как только я отведу свою руку от вашего затылка, вас начнет клонить назад! Теперь я отвожу свою руку и вас словно начинает клонить назад! Вас тянет назад! Вы медленно падаете! Вы уже падаете, падаете!"  При этих словах исследователь должен медленно отвести руку и в случае падения испытуемого подхватить его. Если испытуемого начинает клонить назад, то можно говорить о повышенной внушаемости. В противном случае можно будет сделать вывод о недостаточной внушаемости.

 

7. Прием, рекомендуемый  В. Е. Рожновым. Предложив испытуемому  соединить пальцы своих рук в замок, исследователь фиксирует переносицу испытуемого, который должен смотреть в глаза исследователя. Продолжая массировать руки испытуемого, исследователь произносит формулу внушения:  "Как только я положу свои руки на ваши, они начнут деревенеть. Ваши руки уже деревенеют. Руки начинают сжиматься все больше. Руки сжимаются все больше, руки сжались крепко-крепко. Вы уже не можете разжать ваши руки! Словно магниты, их притягивает друг к другу. Пробуйте, прилагайте усилия. Вы не можете разнять руки! Ничего не получается! Пробуйте, прилагайте усилия. Ничего не получается!"  В результате испытуемый действительно не сможет разнять своих рук. Удача этого приема будет говорить за большую внушаемость испытуемого. Можно усилить прием, предложив испытуемому поднять сцепленные руки над головой.

Информация о работе Анализ особенностей внушения на военнослужащих