Анализ подходов к изучению проблем социальной одаренности в современной науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: приобрести навыки организации и проведения экспериментально–психологического исследования социальной одаренности детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же анализа и интерпретации полученных данных (результатов).
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Дать анализ различным подходам к изучению проблем социальной одаренности в современной науке.
Произвести исследование социальной одаренности у младших школьников с ограниченным слухом.
Предметом исследования является социальная одаренность детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет по психпрактике.doc

— 982.00 Кб (Скачать файл)

Проявление одаренности в разных областях определяется возрастной последовательностью. Самая ранняя одаренность может проявиться к музыке, затем – к рисованию.  Вообще одаренность в искусстве выступает раньше, чем к наукам. Общая интеллектуальная одаренность может выступать в рамках высокого уровня умственного развития, а также в качественном своеобразии деятельности ума. Одаренные дети увлекаются занятиями, тем самым проявляя свое творчество в деятельности.

Итак, одаренность – это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. От одаренных отличаются талантливые дети тем, что результаты деятельности талантливых имеют уже социальную значимость. Рассмотрим подробнее сущность социальной одаренности.

Одним из видов специальных способностей является социальная одаренность - одаренность в сфере лидерства и социального взаимодействия.Термин «социальная одаренность» появился не так давно. Многими исследователями (такими как Н.С. Лейтес, Дж. Рензулли,                          Я.Л. Коломинский, А.А. Бодалев и др.) используются термины «лидерская одаренность», «социальный интеллект», «организаторские способности». Эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими, это умение устанавливать зрелые, отношения с другими людьми [25, с. 66].

Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как: социальная перцепция, про социальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д. Очевиден комплексный характер этой способности. Структура (модель) социальной одаренности строится на основе модели, разработанной американским специалистом в области обучения одаренных детей Дж. Рензулли [24, с. 58]. В мировой психологии ее часто называют теорией трех колец, поскольку концепция описывает одаренность как взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень; высокой увлеченности (мотивация) выполняемой задачей и высокого уровня креативности. Эту триаду Дж. Рензулли представляет в виде трех взаимно пересекающихся окружностей. Социальная одаренность включает в себя пять основных компонентов: социальный интеллект, креативность, социальная мотивация, коммуникативно–организаторские способности и управленческие свойства личности.

Под социальным интеллектом понимается, прежде всего,  интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социально–психологическую адаптацию, способность прогнозировать как свое собственное, так и поведение других людей в различных областях человеческой жизнедеятельности, а также распознавать чувства, намерения, и эмоциональные состояния человека, как по невербальной, так и по вербальной экспрессии. Многие психологи (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев) в своих исследованиях одаренности подчеркивают особую роль творчества. Отсюда главный вывод, что креативность является одним из компонентов социальной одаренности и выступает как оригинальность мышления, способность принимать решения в нестандартных ситуациях взаимодействия.

Анализируя систему «мотивация способности»,  Дж. Рензулли приходит к к выводу, что «инициирующим» элементом в этой системе является именно мотивация. Она определяет процесс развития и формирования способностей. В рамках социальной одаренности данный компонент включает в себя направленность на взаимодействие (на людей), а также потребность в достижении успеха в данном взаимодействии. Коммуникативно–организаторские способности выделены в самостоятельный компонент, поскольку сама по себе управленческая деятельность строится на процессах организации и конструктивной коммуникации. Результатом социальной одаренности является формирование социально–коммуникативной компетентности как проявления социальной одаренности в деятельности.

Данная модель Дж. Рензулли социальной одаренности представлена на рисунке 1.

 


 

Обозначения:

1 - социальный интеллект

2 - креативность

3 - социальная мотивация

4 - коммуникативно–организаторские способности

5 - управленческие свойства личности

КСК – социально–коммуникативная компетентность

СО – социальная одаренность.

 

Рис.1. Модель социальной одаренности (по Дж. Рензулли)

 

Формируя качества личности в рамках модели социальной одаренности на более ранних возрастных этапах, можно спрогнозировать и успешность, и конкурентоспособность будущему специалисту в рамках профессий типа «человек–человек»[15, с. 52]. В личностной структуре социально одаренного индивида особое место занимает способность сопереживать другому человеку (эмпатия), гибко реагировать на изменения его эмоционального состояния.

Лидерская одаренности разнообразна. Есть, например, эмоциональные лидеры – «жилетка», с такими людьми советуются, их любят, мнение их является во многих случаях решающим. Лидеры действия умеют принимать решения, которые очень важны для людей. Такие лидеры определяют цели и направления движений, тем самым прямо ведут за собой.

Социальная одаренность проявляется по-разному и встречает специфические барьеры на пути своего развития в зависимость от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения человека [10, с. 72].

Попытки определить, выделить компоненты и измерить социальный интеллект имеют почти столетнюю историю. Прообраз социальных способностей можно обнаружить в шкале Бине-Симона 1905 г. З. Фрейд использовал специальный термин для людей, которые отличались точностью. Также попытка измерения социального интеллекта была и у Т. Ханту (1928), который разработал тест для «выявления способности иметь дело с людьми». Тест Ханту состоял из шести шкал: «Суждения о социальных ситуациях», «Память на имена и лица», «Опознание внутреннего состояния по выражению лица», «Наблюдение за поведением человека» (направленное на понимание мотивов поведения), «Социальная информация», «Узнавание внутреннего состояния, обозначаемого словами».

Как показывают современные исследования, успеха в жизни часто добиваются не те, у кого высоко развиты интеллектуальные способности, а люди, как правило, обладающие свойством легко вступать в общение, устанавливать благоприятные межличностные отношения. Сегодня, когда технологические разработки заменили большую часть человеческого труда, именно социально одаренная личность, способная управлять другими людьми, является конкурентоспособной на рынке трудовых отношений. А.А. Бодалев говорил, что основа успешности в социальной среде во многом зависит от социальной одаренности (А.А. Бодалев) [2, с. 346].

Исследования, которые проведены Е.А. Панько и Я.Л. Коломинским [16, с.21], убеждают, что социальная одаренность и коммуникативные способности начинают проявляться и развиваться еще в раннем детстве, в дошкольном и младшем школьном периоде.

Таким образом, социальная одаренность (она же лидерская) – это способность строить конструктивные отношения с другими людьми, руководить ими, понимать и уметь вести их за собой. Социальная одаренность включает в себя пять составляющих:

1) социальный интеллект;

2) креативность;

3) социальная мотивация;

4) коммуникативно-организаторские способности;

5) управленческие свойства  личности.

В целом модель социальной одаренности представлена нами как ядро личности ребенка.

 

 

2. Характеристика методов, методик и контингента обследования

 

В рамках проходимой практики было проведено исследование по изучению социальной одаренности младших школьников с ограниченными возможностями слуха.

Исследование проводилось на базе МСОШ № ….. г……. В исследовании приняли участие 12 школьников 1-го класса в возрасте 6-7 лет, учитель начальных классов, педагог–психолог, музыкальный руководитель, иные учителя школы, задействованные в учебном процессе. Методики оценки социальной одаренности были выбраны с учетом особенностей физического состояния детей - ограниченными возможностями слуха.

Социально-демографический портрет респондентов был составлен на основе данных социального педагога и приведен на рисунке 1.

 

Рис. 1. Распределение детей по социально-демографическим характеристикам

 

Распределение детей по возрасту приведено на рисунке 2.

 

Рис. 2. Распределение детей по возрасту

 

Исследование проходило в три этапа в течение месяца:

1. Подготовительный этап (одна неделя). Разработка и подготовка  бланков для опроса детей, согласование  рабочего графика исследования  с учителем (одна неделя);

2. Основной этап (одна  неделя):

– проведение диагностических методик на выявление уровня интеллекта: «Рисуночный тест на интеллект» («Несуществующее животное») (Приложение 1), «Что здесь лишнее?» (Приложение 2), «Какие предметы спрятаны на рисунках? (Приложение 3)», «Как спасти зайку» (Приложение 4);

– методика на проявление сверхчувствительности к проблеме «Строитель» (Приложение 5);

– методика на выявление социальной активности (уровня социального интеллекта) проективная методика «Картинки» (Приложение 6).

3. Заключительный этап (две  недели). Обработка результатов эмпирического исследования, сравнение, обобщение, выводы.

 

3. Результаты исследования социальной одаренности у младших школьников с ограниченным слухом

 

Результаты диагностических методик на выявление уровня интеллекта представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты развития уровня интеллекта

Респондент

Возраст

Тест

Рисуночный тест

Что здесь лишнее?

Какие предметы спрятаны на рисунках?

Баллы

Уровень развития (IQ), %

Баллы

Уровень развития

Баллы

Уровень развития

Женя А.

7 лет

16

100

8

высокий

5

средний

Рауф Б.

8 лет

17

85

8

высокий

8

высокий

Паша В.

8 лет

7

70

1

низкий

3

низкий

Кирилл В.

8 лет

17

80

5

средний

5

средний

Ева В.

7 лет

11

70

10

очень высокий

8

высокий

Артем Д.

7 лет

22

138

8

высокий

10

очень высокий

Настя З.

8 лет

15

80

7

средний

4

средний

Катя И.

7 лет

17

110

9

высокий

10

очень высокий

Лена К.

7 лет

14

80

6

средний

8

высокий

Вероника Л.

7 лет

10

75

5

средний

4

низкий

Алина С.

8 лет

10

80

7

средний

7

средний

Андрей У.

8 лет

8

75

6

средний

5

средний


 

Согласно оценки приведенных данных в таблице 1 указывает на то, что по результатам рисуночного теста уровень развития интеллекта у детей находится в пределах возрастной нормы (не ниже 70%). В то же время в рамках этой нормы высокий уровень развития интеллекта (от 100% и выше)  – у 3 детей – Женя А., Артем Д. и Катя И.  (в Приложении 7 представлен рисунок одного из детей). У Артема Д. и  Кати И. показатели уровня развития интеллекта высокие по итогам всех трех методик, а значит, их можно отнести к одаренным детям  – – их показатели превосходят возрастную категорию, уровень IQ очень высокий. Дети с высокими показателями интеллектуального развития в рисуночном тесте получили высокий балл за хорошее прорисовывание пропорции человека, прорисовывание  глаз, взгляда, выражение носа, наличие рта, волос и пальцев.

У 5 детей уровень интеллекта 80–85% и у 4 детей – уровень развития интеллекта находится в нижней черте нормы.

При этом можно заметить, что у детей с уровнем развития интеллекта 100 и выше уровень развития по другим методикам – высокий или средний, в то время как у детей с уровнем развития интеллекта 80–90% – средний, а с уровнем развития интеллекта от 70 до 80% – средний и низкий.

Обобщенные результаты по трем используемым методикам представлены на диаграммах рисунков 3-5.

 

 

Рис. 3. Распределение детей по уровням развития интеллекта

(методика «Что здесь  лишнее?»)

 

Рис. 4. Распределение детей по уровням развития интеллекта (методика «Какие предметы спрятаны на рисунках?»)

 

 

Рис. 5. Показатели степени развития IQ детей по методике                   «Рисуночный тест»

 

Изучение проявления сверхчувствительности к проблеме осуществлялось с помощью методики «Строитель».

Результаты определения сверхчувствительности к проблеме по методике «Строитель» представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Результаты определения сверхчувствительности к проблеме по методике «Строитель»

Респондент

Шкалы

Степень эмоциональной вовлеченности

Балл

Характер участия в действиях сверстника

Балл

 

Степень выраженности сопереживания сверстнику

Балл

 

Проявление просоциальных форм поведения

Балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Женя А.

Беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника

1

Негативные оценки (насмехается)

1

Частично адекватная реакция – согласие как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого

2

Провокационная помощь

1

Рауф Б.

Периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника

2

Негативные оценки (насмехается, ругает)

1

Частично адекватная реакция – согласие как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого

2

Прагматическая помощь –не отказывается помочь сверстнику, но только после того, как выполнит задание сам(а)

2

Информация о работе Анализ подходов к изучению проблем социальной одаренности в современной науке