Анализ подходов к изучению проблем социальной одаренности в современной науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: приобрести навыки организации и проведения экспериментально–психологического исследования социальной одаренности детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же анализа и интерпретации полученных данных (результатов).
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Дать анализ различным подходам к изучению проблем социальной одаренности в современной науке.
Произвести исследование социальной одаренности у младших школьников с ограниченным слухом.
Предметом исследования является социальная одаренность детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет по психпрактике.doc

— 982.00 Кб (Скачать файл)

 

Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы.

Высокий уровень развития всех трех критериев: интеллекта, сверхчувствительности к проблеме и социального интеллекта характеризует достаточно высокую степень развития социальной одаренности обследованных детей младшего школьного возраста.

Это видно на примере Артема Д.  Его уровень развития интеллекта очень высокий и превышает показатели всех остальных детей. В отношении со сверстниками он ведет пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника, высказывает  позитивные оценки (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает). У него адекватная реакция – радостное принятие положительной оценки и несогласие с отрицательной оценкой. При этом не отказывается помочь сверстнику, но только после того, как выполнит задание сам. Он безконфликтен в общении со сверстниками и взрослыми. У него много друзей и за пределами школы. Во многом это объясняется тем, что у Артема Д. ограничения слуха незначительны.

Паша В. и Кирилл В., в отличие от остальных ребят, при понимании проблем и нормальном уровне развития потребности в общении имеют трудности в решении конфликтных ситуации. При этом уровень развития интеллекта у Паши В. – низкий, а у Кирилла В. – средний, что указывает на то, что нужно повышать информированность детей о вариантах поведения в конфликтных ситуациях, а также способствовать развитию коммуникативных навыков среди сверстников. Необходимо отметить, что у Паши В. и Кирилла В. отмечено снижение слуха. Поэтому трудности общения во многом объяснимы этим.

Также следует отметить, что дети, которые имеют склонность к агрессивности и тех, кто наряду с положительными эмоциями  в равной степени проявлял какие–либо негативные эмоции – все они  имеют средний уровень интеллекта (Алина С., Андрей У., Лена К., Вероника Л., Женя А., Рауф Б.).

Заключение

 

По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы.

Социальная одаренность может проявляться уже в раннем возрасте. В процессе теоретического исследования хочется отметить, что социально одаренные дети отличаются от сверстников ярким поведением, они ведут за собой, это лидеры. Такие дети интересуются другими людьми, умеют и любят общаться.

Несмотря на появившийся интерес социальной одаренности нельзя обходить данную проблематику у детей с ограниченным здоровьем, т.к. как и было определено ранее наличие абсолютного слуха не влияет на социальную одаренность было принято решение провести исследование одаренности у детей с ограниченным слухом.

Выбирая тему исследования, я исходила из того, что проблема выявления социально одаренных детей стоит остро. Проводя исследование социальной одаренности, я хотела определить влияния ограниченного слуха на одаренность детей.

Я практику проходила в ……………………………….

Для проведения диагностики я обсудила предлагаемые методики с учителем детей 1-го класса. На что получила одобрение и рекомендации по проведению исследования. Кроме того, часть методик были предложены психологом ОУ.

Прохождение практики мне понравилось. Так как дети (в большинстве своем) очень коммуникабельные, с интересом восприняли задания и дружелюбно контактировали со мной, контакт с респондентами было установить достаточно легко.

Педагогический коллектив и отдельные специалисты школы оказали необходимую методическую помощь в проведении исследования.

Список литературы

 

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2–х т. Том 1. – М.: Педагогика, 2001. – 232 с.
  2. Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С.17–31.
  3. Выготский Л.С. Психология. – М.: Эксмо, 2003. – 1134 с.
  4. Гончарова О.В. Развитие потенциала личности одаренного ребенка // Начальная школа: плюс До и После. – 2010. – №10. – С. 24–27.
  5. Горбунова И.А. Одаренные дети в начальной школе // Проблемы воспитания. – 2008. –  №2. – С.53–70.
  6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2009. –  368 с.
  7. Еремкин А.И. Школа одаренности. – М.: Инфра-М, 2003. – 485 с.
  8. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника // Начальная школа: плюс До и После. – 2009. – № 3. – С. 58–65.
  9. Карпикова С.М. Образ одаренного ребенка // Здоровая жизнь. – 2004. – № 2. – С. 52–57.
  10. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М.: Инфра-М, 2003. – 386 с.
  11. Крушельницкая О.Б. Одаренный школьник в глазах сверстников и педагогов // Школа здоровья. - 2009. – №1. – С. 73-80.
  12. Лебедева Е. и др. Комплексный подход к проблеме диагностики одаренных детей // Журнал практического психолога. – 2008. – №8. – С. 14-20.
  13. Лейтес Н. Что значит «одаренный ребенок»? // Искусство в школе. – 2008. – №3. – С. 3–7.
  14. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия.– М.: Воронеж, 2007. – 448 с.
  15. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 2009. – №6 – С. 29-33.
  16. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М.Слуцкого.– М.: Прогресс, 2010. – 380 с.
  17. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 417 с.
  18. Панько Е., Коломинский Я., Концептуальные основания образования одаренных детей // Дошкольник. – 2007. – №2.– С. 10–15.
  19. Понасенкова С.В. Одаренные дети: формирование и развитие способностей (психологический аспект) // Проблемы воспитания. – 2009. – №2. – С. 21-35.
  20. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: плюс До и После. – 2008. – № 3. – С. 58-65.
  21. Психология одаренности детей и подростков / Под ред.                        Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 2006. –  407 с.
  22. Психология: словарь / Под. общ. ред. А.В. Петровского,                           М.Г. Ярошевского. - М.: Инфра-М, 2007. – 374 с.
  23. Пуфаль-Струзик И. Препятствия в развитии одаренных учеников в школьных условиях // Психологическая наука и образование. – 2009. – №3. – С. 66-70.
  24. Уманова Н.В. Одаренные дети: их особенности и организация работы с ними // Психология. – 2008. – №1 – С. 42-46.

 

Приложение 1

 

Критерии оценки рисуночного теста на интеллект

 

Критерии анализа рисунка разработаны и сформулированы создателями теста. При анализе конкретного материала отдельные критерии могут показаться недостаточно четкими.

В силу этого возможны субъективные интерпретации, и полученный показатель может не вполне соответствовать уровню безусловной точности. Качество обработки тестового материала возрастает по мере освоения опыта тестирования и обсчета результатов.

Нормы оценки. За соответствие рисунка каждому из означенных критериев начисляется 1 балл. В результате масштабной апробации теста его создателями разработаны подробные таблицы перевода полученных баллов в показатели, соответствующие коэффициенту интеллекта. Ниже приводятся лишь основные референтные точки, служащие приблизительным ориентиром для оценки. Из таблиц Гудинаф – Харриса взяты соотношения баллов и «нормального» IQ, соответствующего 100%, а также те показатели, которые примерно соответствуют IQ=70% (т.е. минимального значения, относящегося к норме). Использование предложенного материала в силу указанных причин – допустимо лишь в следующих пределах. В тех случаях, когда количество баллов ниже, чем соответствующее IQ=70%, это дает основание для более детального изучения интеллектуальной сферы ребенка с целью выявления возможного отставания в умственном развитии. Еще раз подчеркнем, что на основе лишь данного критерия делать выводы об умственной отсталости недопустимо.

В возрасте 3 лет IQ=100% примерно соответствует количество баллов, равное 7. 70% – 1 балл.

  • 4 года. 100% – 10 баллов; 70% – 3 балла.
  • 5 лет. 100% – 16 баллов; 70% – 6 баллов.
  • 6 лет. 100% – 18–19 баллов; 70% – 7 баллов.
  • 7 лет. 100% – 22–23 балла; 70% – 9 баллов.
  • 8 лет. 100% – 26 баллов; 70% – 10 баллов.
  • 9 лет. 100% – 31 балл; 70% – 13 баллов.
  • 10 лет. 100% – 34–35 баллов; 70% – 14–15 баллов. И лет. 100% – 36–38 баллов; 70% – 15–16 баллов.
  • 12 лет. 100% – 39–41 баллов; 70% – 18 баллов.
  • 13 лет. 100% – 42–43 баллов; 70% – 21 балл. 14–15 лет. 100% – 44–46^баллов; 70% – 24 балла.

Признаки и их характеристики

1. Голова. Засчитывается  любое достаточно ясное изображение  головы независимо от формы (окружность, неправильная окружность, овал). Черты  лица, не обведенные контуром  головы, не засчитываются.

2. Шея. Засчитывается любое  ясное изображение данной части тела, отличной от головы и туловища. Прямое сочленение головы и туловища не засчитывается.

3. Шея; два измерения. Очертание  шеи, не прерываясь, переходит в  очертания головы, туловища или  того или другого одновременно. Линия шеи должна плавно переходить в линию головы или туловища. Изображение шеи в виде одной линии или «столбика» между головой и туловищем не засчитывается.

4. Глаза. Нарисован хотя  бы один глаз; любой способ  изображения признается удовлетворительным. Засчитывается даже единственная неопределенная черточка, иногда встречающаяся в рисунках совсем маленьких детей.

5. Детали глаза: брови, ресницы. Показаны брови или ресницы, или  то и другое одновременно.

6. Детали глаза: зрачок. Любое  явное указание на зрачок или  радужную оболочку, помимо контура глаза. Если показаны два глаза, должны присутствовать оба признака.

7. Детали глаза: пропорции. Размер глаза по горизонтали  должен превосходить размер по  вертикали. Это требование должно  быть соблюдено в изображении  обоих глаз, но если нарисован только один глаз, то достаточно и этого. Иногда в профильных рисунках высокого уровня глаз показан с учетом перспективы. В таких рисунках засчитывается любая треугольная форма, приближающаяся к показанным ниже образцам:

8. Детали глаза: взгляд. Анфас: глаза явно «смотрят». Не должно быть ни конвергенции, ни дивергенции зрачков ни по горизонтали, ни по вертикали.

Профиль: глаза должны быть показаны либо как в предшествующем пункте, либо, если сохранена обычная миндалевидная форма, зрачок должен быть помещен в передней части глаза, а не в центре. Оценка должна быть строгой.

9. Нос, Любой способ изображения  носа. В «смешанных профилях»  очко засчитывается, даже если  нарисовано два носа.

10. Нос, два измерения. Анфас: засчитывается любая попытка  нарисовать нос двумерным, если длина носа больше ширины его основания.

Профиль. Засчитывается любая самая примитивная попытка показать нос в профиль при условии, что изображено основание носа и его кончик. Простая «пуговица» не засчитывается.

11. Рот. Любое изображение.

12. Тубы, два измерения. Анфас: ясно изображены две губы.

13. Нос и губы, два измерения. Дается дополнительное очко, если  выполнены пункты 10 и 12.

14. Подбородок и лоб. Анфас: должны быть нарисованы оба  глаза и рот, оставлено достаточное  место над глазами и подо ртом для лба и подбородка. Оценка не очень строгая. Там, где шея переходит в лицо, имеет значение расположение рта по отношению к сужающейся нижней части головы. Рисунки внизу иллюстрируют расположение рта.

15. Подбородок. Четко отделен от нижней губы. Анфас: форма подбородка должна быть выделена каким–либо' способом: например, кривой линией, проходящей ниже рта или губ, или всей формой лица. Борода, закрывающая данную часть лица, не позволяет начислить очко по данному пункту.

Примечание. Не путать с пунктом 16. Чтобы получить очко по данному пункту, необходима отчетливая попытка показать «заостренный» подбородок. Чаще всего этот пункт засчитывается в профилях.

16. Показана линия челюсти. Анфас: поперек шеи проходит линия  челюсти и подбородка, причем она не должна быть квадратной формы. Шея должна быть достаточно широкой, а подбородок достаточно заостренным, чтобы линия челюсти образовывала острый угол с линией шеи. Оценка строгая.

Профиль: линия челюсти идет по направлению к уху.

17.Переносица. Анфас: нос имеет правильную форму и правильно расположен. Должно быть показано основание носа, а переносица должна быть прямой. Важно расположение верхней части переносицы – она должна доходить до глаз или заканчиваться между ними. Переносица должна быть уже основания.

18. Волосы I. Засчитывается  любое, даже самое грубое изображение  волос.

19. Волосы II. Волосы показаны  не просто мазней или каракулями. Одна только линия волос на  черепе без каких–либо попыток закрасить их не засчитывается. Очко дается, если ребенок предпринял попытку хоть как–то закрасить волосы или показать их волнистый контур.

20, Волосы III. Любая явная  попытка показать стрижку или  фасон, используя челку, баки или  линию прически у основания. Когда  нарисован человек в головном  уборе, очко засчитывается, если волосы на лбу, за ухом или сзади указывают на наличие определенной прически.

21. Волосы IV. Тщательное изображение  волос; показано направления прядей. Пункт 21 никогда не засчитывается, если рисунок ребенка не удовлетворяет  требованиям пункта 20. Это признак более высокого ранга.

22. Уши. Любое изображение  ушей.

23. Уши: пропорции и расположение. Вертикальный размер уха должен  превышать его горизонтальный  размер. Уши должны быть расположены  примерно в средней трети вертикального размера головы.

Анфас: верхняя часть уха должна отходить от линии черепа, оба уха должны расширяться в сторону основания.

Профиль: должна быть показана какая–нибудь деталь уха, например, слуховой канал может быть изображен точкой. Ушная раковина должна расширяться в сторону затылка. Примечание: некоторые дети, особенно умственно отсталые, имеют тенденцию рисовать ухо как бы перевернутым – расширяющимся в сторону лица. В таких рисунках очко никогда не засчитывается.

Информация о работе Анализ подходов к изучению проблем социальной одаренности в современной науке