Анализ уровня эмпатии в зависимости от гендерной составляющей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Эмпатия один из самых эффективных инструментов общения человека. Умение сотрудничать, ладить с окружающими и адаптироваться в обществе, было необходимо для выживания первобытных сообществ. В современном мире способность сопереживать не теряет актуальность.
Ученые не пришли к единому мнению, являются ли эмпатичекие реакции врожденными или они приобретаются в ходе развития, но их раннее появление в онтогенезе не подлежит сомнению [14].
Изучением эмпатии занимались такие авторы, как Д. Бэтсон [14], В. Бойко, В. Лабунская, Л. Божович, Т. Гаврилова, а также К. Роджерс, М. Шелер, Ф. Олпорт, В. Уилмер [5], Блок, Таврис [1] и другие.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по социальной.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

Блок следила за развитием группы мальчиков и девочек в течение 40 лет. За это время она обнаружила, что родители вели себя по-разному с сыновьями и дочерьми. В частности, дочерей воспитывали так, чтобы они выражали свои чувства и были в хороших отношениях с окружающими. Воспитывая сыновей, их поощряли за проявление независимости и учили, что надо контролировать свои эмоции. Возможно, у мужчин менее богатый, чем у женщин, опыт в сфере эмпатийной отзывчивости, и в результате они просто не знают, как реагировать на эмоциональный дискомфорт другого человека [1].

Женщины более искусны в невербальном выражении эмоций, сообщает Холл. С особой очевидностью это проявляется при выражении позитивных эмоций, добавляют Эрик Коатс и Роберт Фельдман (Erick Coats and Robert Feldman, 1996). Они записывали на видеопленку поведение и лица людей в различные моменты жизни: счастливые, печальные, рассерженные. Когда эти видеоклипы прокручивались беззвучно, наблюдатели более точно определяли, что демонстрируются именно счастливые моменты жизни, если героями были женщины (мужчины гораздо искуснее в выражении гнева) [12].

Действительно ли женщины более эмпатичны, чем мужчины? Если это и так, то причиной, вероятно, являются социальные нормы. От женщин ожидают большей эмпатии и более глубокого понимания эмоционального состояния других. Исследователи, однако, не разделяют этой уверенности.

Таврис высказала мнение, что за различия в эмпатии между мужчинами и женщинами ответственны гендерные роли. Так называемые «женские занятия», вроде ухода за детьми, требуют эмпатийной отзывчивости. Она упомянула об исследованиях, объектом которых были одинокие мужчины, вынужденные заботиться о своих детях, так как остались вдовцами или были брошены женами (причем когда эти отцы еще были женаты, то и не думали брать на себя заботу о детях). У таких мужчин были обнаружены типично женские черты, например заботливость и сочувствие. Иначе говоря, они стали ухаживать за детьми совсем не оттого, что были такими заботливыми, а наоборот, стали заботливыми, лишь начав ухаживать за детьми. В этом случае социальная роль требует эмпатийного поведения, а подобные социальные роли присущи почти исключительно женщинам [1].

Итак, эмпатия определяется как вчувствование, способность сопереживания другому человеку. В обществе принято думать, что женщины более склонны к эмпатийным проявлениям, нежели мужчины. Здесь играют большую роль особенности воспитания и менталитета, а также социальные стереотипы.

Мальчиков с детства учат сдержанности, а девочек – сопереживанию. Возможно, это служит главной причиной того, что женщины способнее в плане проявления эмоций и сопереживания.

Однако, исследования, проведенные в этой области, не дают однозначного ответа, кто же более склонен к эмпатии. Данное исследование направлено на то, чтобы исследовать связь между уровнем эмпатии и половой принадлежностью, и попытаться доказать гипотезу исследования: уровень эмпатии у девушек выше, чем у юношей.

 

Глава 2. Эмпирическое изучение эмпатии у мужчин и женщин

 

2.1 Организация эмпирического исследования

эмпатия психологический рефлексия сопереживание

2.1.1 Этапы исследования

С целью проверки выдвинутых нами теоретических предположений, а также для решения поставленных в ходе планирования практических задач, было проведено эмпирическое исследование, классифицировать которое можно как уточняющее.

Целью уточняющего исследования является установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание [16].

Также данное исследование является корреляционным, т.к. направлено на изучение связи между зависимой и независимой переменными.

Зависимая переменная: Уровень эмпатии.

В качестве независимой переменной в данном случае выступает пол испытуемого, так называемая «организмическая» или «константная» переменная. На пол испытуемого мы воздействовать не можем, а можем лишь учесть его как критерий при формировании групп испытуемых. Это означает, что данное исследование является также квазиэкспериментальным [4,8].

В качестве внешних переменных можно выделить такие факторы, как личные особенности испытуемого, его эмоциональное и физическое состояние во время эксперимента, а также его мотивацию и условия тестирования.

Эмпирическая гипотеза исследования будет звучать следующим образом: Уровень эмпатии у девушек выше, чем у юношей.

Исследование было проведено 8 декабря 2009 года. Контроль внешних переменных таких, как мотивация испытуемых и условия тестирования, осуществлялся за счет создания константных условий (тестирование всех испытуемых проходило в один день, в групповой форме, одновременно).

Перейдем к более подробному описанию хода исследования, его результатов и формированию выводов по работе.

 

2.1.2 Характеристика методики и выборки испытуемых

В исследовании принимали участие 30 человек, из них – 15 юношей, 15 девушек. Все они являются студентами ТТИ ЮФУ. Возрастной состав испытуемых: 19-22 лет.

Испытуемые принимали участие в исследовании только в добровольном порядке и могли в любой момент отказаться от участия.

В процессе проведения исследования была использована следующая методика:

Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна. Данный опросник предназначен для диагностики уровня развития эмпатийных тенденций личности. Методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Опросник состоит из 33 предложений-утверждений. В нем выявляется субъективный показатель уровня развития эмпатии у испытуемого, основанный на его самооценке. Стандартизация опросника проводилась его разработчиками на выборках студентов вузов, в возрасте от 16 до 25 лет (средний возраст 19 лет), 399 девушек и 209 юношей.

Текст опросника, ключ к нему и интерпретация результатов представлены в Приложении 1.

 

2.2 Результаты исследования и их обсуждение

 

«Сырые» результаты, полученные в ходе данного исследования, приведены в Приложении 2.

Ниже приведено графическое представление полученных результатов:

 

Рис. 1. Совмещенный график для тестовых баллов девушек и юношей

 

Из визуального анализа графика можно заключить, что в среднем значимых различий в результатах подвыборок не наблюдается. Максимальный результат в обеих подвыборках равен 30.

 

Таблица 1. Частота полученных тестовых баллов

Балл

Юноши

Девушки

Все

7

1

0

1

10

1

1

2

14

1

0

1

15

2

0

2

16

0

1

1

19

1

1

2

20

1

0

1

21

1

1

2

22

2

1

3

23

0

3

3

24

1

2

3

25

0

1

1

27

1

0

1

28

2

1

3

29

0

1

1

30

1

2

3

сумма

15

15

30


 

Рис. 2. Распределение тестовых баллов для всей выборки

 

Из визуального анализа данной гистограммы видно, что для данной выборки по частоте преобладают значения баллов 30 (высокий уровень эмпатийных тенденций), 28, 24, 23, 22 (средний уровень эмпатийных тенденций)1. В целом большая часть баллов сосредоточена вокруг средних значений, что говорит о близости распределения к нормальному.

 

Таблица 2. Частота встречаемости тестовых баллов для подвыборки юношей. (сгруппированные данные) 2

Балл

f

Уровень

абс.

%

0-7

1

6,67

очень низкий

8 16

4

26,67

низкий

17-25

6

40,00

средний

26-33

4

26,67

высокий

сумма

15

100,00

 

 

Рис.3. Процентное распределение уровней эмпатии для подвыборки юношей

 

Таблица 3. Частота встречаемости тестовых баллов для подвыборки девушек. (сгруппированные данные)

Балл

f

Уровень

абс.

%

0-16

2

13,33

очень низкий

17-22

3

20,00

низкий

23-29

8

53,33

средний

30-33

2

13,33

высокий

сумма

15

100,00

 

 


Рис.4. Процентное распределение уровней эмпатии для подвыборки девушек

 

 

Таблица 4. Частота встречаемости тестовых баллов для всей выборки. (сгруппированные данные)

Уровень

f

абс.

%

очень низкий

3

10,00

низкий

7

23,33

средний

14

46,67

высокий

6

20,00

сумма

30

100,00


 


Рис.5. Процентное распределение уровней эмпатии для всей выборки

 

Можно сказать, что для данной выборки преобладает средний уровень эмпатийных тенденций. Однако, для подвыборки девушек этот уровень составляет приблизительно 54%, а для подвыборки юношей – 40%. Высокий уровень эмпатии для подвыборки девушек составляет приблизительно 13%, а для подвыборки юношей – 27%. Низкий уровень также имеет отличия в обеих подвыборках: у юношей – 26, у девушек – 20. Очень низкий уровень у юношей составляет приблизительно 7%, а у девушек – 10%. Эти различия можно объяснить особенностью интерпретации результатов, предлагаемой данной методикой (см. Приложение 3).

В целом из визуального анализа можно заключить, что результаты не показывают значительных различий.

Чтобы более точно проверить распределения результатов для обеих подвыборок на наличие существенных различий в уровне эмпатии, воспользуемся критерием U – Манна-Уитни.

Сформулируем гипотезы:

Н0: Уровень эмпатии в подвыборке юношей не ниже уровня эмпатии в подвыборке девушек.

Н1: Уровень эмпатии в подвыборке юношей ниже уровня эмпатии в подвыборке девушек.

Основные расчеты представлены ниже:

 

Таблица 5. Индивидуальные значения уровня эмпатии для подвыборок юношей и девушек

Юноши

Девушки

Балл

Балл

1

7

1

10

2

10

2

16

3

14

3

19

4

15

4

21

5

15

5

22

6

19

6

23

7

20

7

23

8

21

8

23

9

22

9

24

10

22

10

24

11

24

11

25

12

27

12

28

13

28

13

29

14

28

14

30

15

30

15

30


 

Таблица 6. Подсчет ранговых сумм по подвыборкам юношей и девушек

Юноши

Девушки

Баллы

Ранги

Баллы

Ранги

7

1

10

2,5

10

2,5

16

7

14

4

21

11,5

15

5,5

19

8,5

19

8,5

22

14

15

5,5

23

17

20

10

23

17

21

11,5

23

17

22

14

24

20

22

14

24

20

24

20

25

22

27

23

28

25

28

25

29

27

28

25

30

29

30

29

30

29

суммы

198,5

 

266,5

Информация о работе Анализ уровня эмпатии в зависимости от гендерной составляющей