Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 19:27, курсовая работа
Актуальность исследования. Эмпатия один из самых эффективных инструментов общения человека. Умение сотрудничать, ладить с окружающими и адаптироваться в обществе, было необходимо для выживания первобытных сообществ. В современном мире способность сопереживать не теряет актуальность.
Ученые не пришли к единому мнению, являются ли эмпатичекие реакции врожденными или они приобретаются в ходе развития, но их раннее появление в онтогенезе не подлежит сомнению [14].
Изучением эмпатии занимались такие авторы, как Д. Бэтсон [14], В. Бойко, В. Лабунская, Л. Божович, Т. Гаврилова, а также К. Роджерс, М. Шелер, Ф. Олпорт, В. Уилмер [5], Блок, Таврис [1] и другие.
Общая сумма рангов: 198,5 + 266,5 = 465. Расчетная сумма:
Равенство реальной и расчетной сумм соблюдено.
Uэмп. = 78,5.
Uэмп. > Uкрит.
Ответ: Принимается Н0. Уровень эмпатии в подвыборке юношей не ниже уровня эмпатии в подвыборке девушек.
Было проведено уточняющее квазиэкспериментальное корреляционное исследование с целью подтвердить гипотезу о том, что уровень эмпатии у женщин выше, чем у мужчин. Проведенное тестирование и интерпретация результатов показали, что значимых различий между результатами обеих подвыборок нет.
Следовательно, эмпирическая гипотеза исследования не нашла своего подтверждения и мнение о том, что женщины более способны к эмпатии, чем мужчины, в данном эксперименте не подтвердилось.
Однако, на результаты исследования могли повлиять указанные в пункте 2.1.1 внешние факторы и условия исследования. Поэтому, в дальнейшем эта тема может быть дополнена новыми данными.
Во-первых, объем выборки был небольшим (30 чел.), поэтому нельзя с уверенностью утверждать, что полученные результаты распространяются на всех людей.
Во-вторых, были опрошены в основном студенты психологических специальностей, у представителей других специальностей результаты могут быть другими. Также они могут быть другими, если опросить учащихся других ВУЗов, или работающих людей.
В-третьих, невозможно было исключить влияние таких факторов, как личностные особенности испытуемых, их мотивацию и эмоциональное состояние на момент тестирования. Это тоже могло оказать свое влияние на полученные результаты.
Также, в интерпретации, даваемой данной методикой, различается количество баллов для определенного уровня эмпатии у разных полов (см. Приложение 3). Это тоже могло повлиять на распределение результатов.
Чтобы уточнить результаты, нужно провести лонгитюдное исследование. Предположение, выдвинутое в качестве гипотезы данного исследования, может быть проверено в дальнейших экспериментах.
Данная работа была посвящена исследованию эмпатии у представителей разных полов. Ее целью было исследовать зависимость уровня эмпатии от половой принадлежности. Цель работы достигнута, реализованы ее основные задачи.
Так, к теоретическим результатам можно отнести следующие положения:
К эмпирическим результатам работы относится следующее:
Таким образом, проведенное исследование показало, что уровень эмпатии не зависит от половой принадлежности, что противоречит теоретическим положениям. Гипотеза исследования не подтвердилась. В дальнейшем эта тема может быть дополнена новыми данными.
Эмпатия является эффективным инструментом общения, однако, принято мнение, что у представителей разных полов она выражена на разных уровнях. Данное исследование проводилось с целью попытки найти ответ на вопрос – зависит ли умение сопереживать от пола. В этом заключается его практическая значимость.
Приложения
Приложение 1
«Сырые» результаты
Таблица 1. Первичные данные для обеих подвыборок
№ |
Инициалы |
Результат |
Уровень эмпатии | |
Юноши |
1 |
К.Д. |
22 |
средний |
2 |
И.А. |
22 |
средний | |
3 |
М.О. |
24 |
средний | |
4 |
Е.А. |
10 |
низкий | |
5 |
К.О |
21 |
средний | |
6 |
Н.А. |
27 |
высокий | |
7 |
Б.К. |
28 |
высокий | |
8 |
З.М. |
19 |
средний | |
9 |
П.И. |
15 |
низкий | |
10 |
К.М. |
20 |
средний | |
11 |
П.А. |
30 |
высокий | |
12 |
А.Д. |
28 |
высокий | |
13 |
А.С. |
14 |
низкий | |
14 |
Д.Д. |
15 |
низкий | |
15 |
Б.А. |
7 |
очень низкий | |
Девушки |
1 |
Л.В. |
23 |
средний |
2 |
К.О |
24 |
средний | |
3 |
Ш.Е. |
30 |
высокий | |
4 |
К.Т. |
23 |
средний | |
5 |
М.Е. |
19 |
низкий | |
6 |
Д.М. |
24 |
средний | |
7 |
Х.А. |
28 |
средний | |
8 |
Ч.Н. |
23 |
средний | |
9 |
Р.Т. |
21 |
низкий | |
10 |
П.Е. |
29 |
средний | |
11 |
Б.И. |
22 |
средний | |
12 |
М.Ю |
25 |
средний | |
13 |
С.Г. |
16 |
низкий | |
14 |
С.М. |
30 |
высокий | |
15 |
Г.Ю. |
10 |
низкий |
Приложение 2
Предлагаемый опросник
Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна
Инструкция: Прочитайте приведенные утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласие "+" или несогласие "-" с каждым из них.
Опросник
1.Меня огорчает, когда я вижу,
что незнакомый человек
2.Люди преувеличивают
3.Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.
4.Меня раздражает в
5.Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.
6.Я считаю, что плакать от счастья глупо.
7.Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей.
8.Иногда песни о любви
9.Я сильно волнуюсь, когда должен (должна) сообщить людям неприятное для них известие.
10.На мое настроение сильно влияют окружающие люди.
11.Я считаю иностранцев
12.Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.
13.Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.
14.Мне очень нравится
15.По-моему, одинокие люди чаще бывают недоброжелательными.
16.Когда я вижу плачущего
17.Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой).
18.Когда я читаю книгу (роман, повесть и т.п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.
19.Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.
20.Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются.
21.Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
22.Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут.
23.Чужой смех меня не
24.Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет.
25.Я теряю душевное
26.Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.
27.Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.
28.Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.
29.Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
30.Чужие слезы вызывают у
31.Я очень переживаю, когда смотрю фильм.
32.Я могу оставаться
33.Маленькие дети часто
Ваши инициалы_________________
Пол____
Спасибо за участие в исследовании!
Приложение 3
Ключ к опроснику и интерпретация результатов
Таблица 1. Ключ к опроснику
Ответ |
Номера утверждений-предложений |
Согласен "+" |
1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31 |
Не согласен "-" |
2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33 |
Таблица 2. Интерпретация
Пол |
Уровень эмпатических тенденций | |||
высокий |
средний |
низкий |
очень низкий | |
Юноши |
33-26 |
25-17 |
16-8 |
7-0 |
Девушки |
33-30 |
29-23 |
22-17 |
16-0 |
Обратите внимание на то, что уровень эмпатических тенденций в среднем выше у представительниц женского пола. Вероятно, это связано с влиянием культурных особенностей, ожиданий и стереотипов, проявляющихся в поощрении большей чуткости и отзывчивости у женщин и большей сдержанности и невозмутимости у мужчин. В целом же необходимо помнить о возможности развития способности к эмпатии по мере личностного роста и стремления к самоактуализации.
1 Интерпретация дана в соответствии с выбранной методикой
2 Баллы сгруппированы относительно предлагаемой методикой обработки
Информация о работе Анализ уровня эмпатии в зависимости от гендерной составляющей