Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 22:13, доклад
Тело и душа. Платон противопоставляет созданные Богом смертные тела и бессмертные души. Причина заключается в том, что тело живого существа создано из частиц огня, земли, воды и воздуха, заимствованных у космоса, которые необходимо ему возвратить. Поэтому тело имеет назначение быть временным вместилищем и пристанищем души, её рабом (идея телесной локализации души).
Для каждой части души существует определённое вместилище в теле: разумная часть – в голове (круглой, по форме подобной космосу), средняя часть – в груди, низшая – в брюшной полости. Через диафрагму связываются средняя и высшая части души с низшей. Индивидуальная душа как «истечение» мировой души выше тела и не только властвует, но и должна соответствовать ему. Платоном различается девять видов душ, каждая из которых соответствует определённому разряду человека. Эти души «творятся» из остатков после создания души космоса. Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному в самом себе в высшей степени подобна наша душа. Качество индивидуальных душ ниже качества души космоса, так как из остатка создаётся лишь разумная часть души, но существует и неразумная.
Аристотель, Платон, Сократ. Их психологические взгляды
Платон (427–347 до н. э.)
Тело и душа. Платон противопоставляет созданные Богом смертные тела и бессмертные души. Причина заключается в том, что тело живого существа создано из частиц огня, земли, воды и воздуха, заимствованных у космоса, которые необходимо ему возвратить. Поэтому тело имеет назначение быть временным вместилищем и пристанищем души, её рабом (идея телесной локализации души).
Для каждой части души существует определённое вместилище в теле: разумная часть – в голове (круглой, по форме подобной космосу), средняя часть – в груди, низшая – в брюшной полости. Через диафрагму связываются средняя и высшая части души с низшей. Индивидуальная душа как «истечение» мировой души выше тела и не только властвует, но и должна соответствовать ему. Платоном различается девять видов душ, каждая из которых соответствует определённому разряду человека. Эти души «творятся» из остатков после создания души космоса. Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному в самом себе в высшей степени подобна наша душа. Качество индивидуальных душ ниже качества души космоса, так как из остатка создаётся лишь разумная часть души, но существует и неразумная.
Космическая психология. Космос Платона – живое существо, наделённое разумом, осуществление Бога в материи, из которой творится тело. Душа произведена демиургом раньше тела. Её сущность заключается в неделимости и вечности («тождественности»). Душа космоса состоит из частей – душ космических тел. Структура мировой души числовая. Мировая душа пронизывает тело космоса, объемлет его и выполняет две функции. Первая функция – движения (внешнее, соответствующее «тождественному»: движение сферы неподвижных звезд, и внутреннее, соответствующее «иному»: движение планет, Луны, Солнца). Вторая функция мировой души – познание. «Тождественной» частью постигается идея, а «иной» – материя. Смесью этих частей познается вещь. Космическое знание выражается в слове. Таким образом, космическая психология Платона выступает в форме политеизма. Источником познания являются мифы, которым приходится верить, чтобы не ослушаться закона, рассказываемого детьми богов. Космическая психология Платона является мировоззренческой основой и ключом к пониманию его учения о душе как посредствующем начале между миром идей и вещей.
Бессмертие души. В диалогах «Федон» и «Федр» выдвигаются пять аргументов в пользу бессмертия души: 1) всё возникает из противоположного (сон из бодрствования, живое из неживого); души умирают и рождаются снова, иначе всё стало бы мертвым и жизнь бы исчезла (закон сохранения душ); 2) познание есть припоминание; 3) души уподобляются идеям, которые вечны; 4) душа имеет свою идею – идею жизни, поэтому душа вечна как идея жизни; 5) душа – нечто самодвижущееся, а всё самодвижущееся бессмертно; не душа питает тело, а тело душу; источник движения души – в теле.
Вместе с тем Платон оговаривает, что бессмертна только разумная часть души. Снизошедшая с неба душа не возвращается на небо в течение десяти тысяч лет – мирового года (исключение составляют философы). По прошествии срока, пишет Платон в «Государстве», души идут в суд, в котором выбирают своё будущее воплощение. А это уже попытка мыслителя утвердить акт свободной воли, сочетать предопределение со свободой выбора человека.
Переселение душ. Платон верит в раннепифагорийский миф о переселении душ, которые вселяются в тела людей, животных и растений в зависимости о того, насколько высшей части души удалось победить низшую. В диалоге «Федр» он раскрывает механизм сотворения душ, каждая из которых имеет свою звезду (число их постоянно). Отсюда аргумент в пользу бессмертия души. Из иерархии душ на звёздах – разделение на богов и не-богов, иерархия профессий и классов. Попав в тело, душа забывает о своем занебесном происхождении, но способна к припоминанию его. Земная красота – стимул для этого. При высшем напряжении познания душа желает исступить из тела.
Способ познания. Из концепции чувственного восприятия Платоном делается вывод о том, что знание – это припоминание. Найти знание в самом себе – это значит припомнить. В диалоге «Менон» мальчик-раб при помощи Сократа не путём логических операций, а якобы припоминанием решает геометрическую задачу. Вещи, на его взгляд, – отражение идей в материи. Противоречивость вещей имеет эвристическое знание, толкает к исследованиям. Самое главное в припоминании – искусство логического рассуждения, философской беседы, вопросов и ответов. Истинные мнения, если их разбудить вопросами, становятся знаниями.
Теория познания. Чувственное познание. Платон утверждает, что души, находясь на небе, питаются созерцанием идеального мира. Снизойдя на землю, вселившись в тела, они забывают о занебесном. Отныне их питает не сверхчувственное умозрение, а чувственное восприятие. Но питает только низшую часть души, отчего она тяжелеет. Платон тем самым не отвергает возможность чувственного познания.
Виды знания. Теорию познания Платон логически завершает ответом на вопрос о возможных его результатах, заключённых в определённом содержании. В этой связи он выделяет следующие его виды:
– во-первых, знание совершенно достоверное без примеси лжи и заблуждения – знание идей, получаемое до вселения души в тела непосредственным умозрением идей, а после вселения в тела – путём диалектического припоминания;
– во-вторых, близкое к достоверному знание чисел и основанных на них наук, служащих пропедевтикой к диалектике и знанию идей;
– в-третьих, знание мнимое, смесь истины и заблуждения, эмпирическое и физическое «знание» вещей чувственного мира, опирающееся на чувственное восприятие, в котором нет истины. К этому виду знания примыкает воображение, благодаря которому человек не столько воспринимает естественные вещи, сколько творит искусственные, занимаясь ремеслами и искусствами;
– в-четвертых, знание материи, которую нельзя познать ни разумом (материя не идея), ни чувствами (материя неконкретна). Понятие о ней насильственно, составляется путём отрицания.
Идея бессмертия души Платона имеет глубокий психологический смысл, заключающийся в положении о том, что духовный опыт не умирает со смертью человека: он вечен и нуждается в освоении, преемственности и продолжении. Его идеи о субстанциональности душ и их дифференциации, первичности образа материальному процессу, классификации чувств и потребностей, уровнях познаваемости мира и источниках жизненных сил человека послужили предметом осмысления многих поколений исследователей. Проблематика, поднятая Платоном, представляется для психологии очень ценной и поистине неиссякаемой – вечной.
Аристотель (384–322 до н. э.)
Следуя присущим античности мировоззренческим установкам, Аристотель в учении о душе выступает с позицией ярко выраженной телеологической направленности. Ум, по его словам, действует ради чего-нибудь, т. е. цели. В то же время в гносеологической концепции он убежден, что существует вне и независимо от нашего сознания объективный мир, что мы можем познавать этот мир благодаря его воздействию на наши чувства. Данные взгляды определили развитие Аристотелем важнейших категорий античной психологии.
Ощущение. Концепции ощущений Аристотель уделил особое внимание. Их рассмотрению посвящены V–XII главы первой и I–IV главы второй книг сочинения «О душе». Из способности ощущения образуются предпосылки – начала познания. В трактовке данного познавательного процесса выделяются следующие положения:
– ощущение есть состояние движения – страдательное (производное от внешнего) состояние, которое не может существовать без внешнего воздействия; ощущение есть восприятие чувственных форм без материи, оно запечатлевает предметы, имеющие цвет, вкус, но не как отдельные вещи, а как нечто имеющее качество; ощущаемое есть пространственная величина, но ни способность ощущать, ни само ощущение не есть величина пространственная;
– ощущение есть способность, а не действующая сила (подобно воску, который воспринимает отпечаток золотой печати, а не золото, в душе получается не камень, а образ камня);
– процесс ощущения есть
уподобление воспринимаемому
– ощущение отличается от знания тем, что сила, производящая его (ощущение), идет извне – от видимого, слышимого и других деятелей, возбуждающих чувства. Причина этого заключается в том, что действительным ощущением воспринимаются отдельные, единичные явления, знание же имеет дело со всеобщим, а это последнее существует некоторым образом в самой душе. Потому мыслить может всякий, когда угодно, ощущение же не зависит от нашей воли, для него необходимо присутствие возбуждающего ощущение предмета.
Сознание. В определении учёного под сознанием понимаются обусловленные ощущением формы, которые возникли вследствие воздействия чувственно воспринимаемых качеств «внешнего» на органы человека. Благодаря формам качество предметов приобретает природу объектов души: факт вещного мира превращается в факт сознания. Выявляя у человека высшие, душевные процессы, их разумную часть, учёный качественно отделяет людей от животных и растений. Не употребляя собственно термина «сознание», определяет его сущностные черты – производность от внешнего мира и функциональную зависимость от человеческого организма. Тем самым закладывается зерно сомнений под субстанциональность идей.
Разумное познание. Для разрешения проблемы различения внешних качеств в процессе чувственного познания вводится понятие способности различения, благодаря которой живое существо бывает способным к чувственному восприятию различий в качествах (что является областью познания разумного). Невозможно различать посредством отдельных чувств, что сладкое есть нечто отличное от белого, необходимо, чтобы нечто единое засвидетельствовало это различие. Способности различения обусловили совокупность источников познания, которая объединяет мнения, знания, индукцию, мышление.
Чувственное познание. Аристотель строит ступени
познания, основными компонентами которого
являются ощущение, воображение, мышление.
Данные состояния души приводят от восприятия
внешних предметов человеком к знанию.
Подобная иерархичность обусловила разделение
процесса познания на чувственное и разумное
(мышление). Чувственное познание как состояние
страдания, некоторого движения или изменения
в человеческом организме имеет двоякий
смысл: в формах возможности и действительности-
Принципы знания. Научное знание исходит из совокупности строго доказуемых, вытекающих одно из другого положений, рассуждает мыслитель. Но всякий ряд положений в процессе исследования упирается в конце концов в те из них, которые не только не доказуемы, но и не нуждаются в доказательствах, так как носят характер достоверности и без них. Принципы разума черпают свое происхождение в предметах восприятия, ибо разум приходит к познанию сущностей вещей лишь с помощью опыта. В третьей книге трактата «О душе» он пишет, что способность души к ощущению и познанию в возможности одна и та же: способность к познанию относительно познаваемого, а способность к ощущению относительно ощущаемого. Однако необходимо, чтобы способность эта состояла из предметов или форм. Из предметов она не состоит, ибо в душе находится не камень, а форма камня, так что душа как бы является рукою: как рука есть орудие орудий, так и разум есть форма форм, а ощущение – форма всего ощущаемого.
Разум. Исследованию разума посвящены главы третьей книги сочинения «О душе». Результаты его анализа довольно противоречивы, ибо, с одной стороны, немыслимо уму быть связанным с телом, с другой – существо, не имеющее никаких ощущений, ничего не может ни познать, ни понять. Выход из обозначенного противоречия – в учении об уме (Аристотель употреблял термины «разум» и «ум» в качестве синонимов) как «деятельном» начале и об уме «страдательном».
Деятельный разум. Так как повсюду в природе имеется то, что составляет материю для каждого рода предметов, и это потенциально (в возможности) содержит все существующее, с другой же стороны, имеются причина и действующее начало для созидания всего, причем отношение между ними такое же, как между искусством и материалом, то необходимо, чтобы и в душе заключались эти различные стороны.
Страдательный разум находится в человеке. Он преходящ, без первого он ничего не может мыслить. Проявляется страдательный ум тогда, когда обращается к мысленным предметам. Он есть ум, осуществляющийся или пребывающий в состоянии осуществления, т. е. ум в действительности. В страдательном разуме встречаются ложь и истина, так как соединяются понятия. Ошибка всегда заключается именно в сочетании, в приписывании чего-либо кому-либо.
Связь деятельного и страдательного разума в том, что находящийся в человеке страдательный разум есть форма существования деятельного.
Учение о душе занимает центральное место в мировоззрении Аристотеля. Выдающийся древнегреческий мыслитель – первый, от которого дошли систематизированные трактаты по психологии. Их роль для дальнейшего развития этой науки трудно переоценить. В них дан глубокий, логический анализ ее проблем: о предмете психологических знаний, определении души, ее функций и видов, соотношении телесного и духовного, сущности человека как существа общественного и его разума.
Информация о работе Аристотель, Платон, Сократ, их психологические взгляды