Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 22:13, доклад
Тело и душа. Платон противопоставляет созданные Богом смертные тела и бессмертные души. Причина заключается в том, что тело живого существа создано из частиц огня, земли, воды и воздуха, заимствованных у космоса, которые необходимо ему возвратить. Поэтому тело имеет назначение быть временным вместилищем и пристанищем души, её рабом (идея телесной локализации души).
Для каждой части души существует определённое вместилище в теле: разумная часть – в голове (круглой, по форме подобной космосу), средняя часть – в груди, низшая – в брюшной полости. Через диафрагму связываются средняя и высшая части души с низшей. Индивидуальная душа как «истечение» мировой души выше тела и не только властвует, но и должна соответствовать ему. Платоном различается девять видов душ, каждая из которых соответствует определённому разряду человека. Эти души «творятся» из остатков после создания души космоса. Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному в самом себе в высшей степени подобна наша душа. Качество индивидуальных душ ниже качества души космоса, так как из остатка создаётся лишь разумная часть души, но существует и неразумная.
Связанный с именем Аристотеля прорыв в понимании природы психического получил резонанс в веках. Обращаясь к творчеству великого учёного, мы еще раз убеждаемся в неисчерпаемости его психологических воззрений, их познавательном оптимизме, обращенном в будущее, необходимости постоянной учебы у родоначальника и первого систематизатора науки о душе.
Сократ (470-399 до н. э.)
Одним из самых замечательных мыслителей древнего мира является Сократ (470-399 до н. э.). Было очевидно, что невозможно совместить материалистическое объяснение души с такими явлениями, как способность человека мыслить в абстрактных понятиях, как его стремление к возвышенным целям, принятие решений в соответствии с голосом совести. Но ведь эти способности существуют реально. На них и сосредоточил свое внимание Сократ, понимая под душой, прежде всего, психические качества индивида, свойственные ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам. Такой подход к душе не мог исходить из мысли о ее материальности, а потому возникло новое направление понимания души – идеалистическое.
Одним из важнейших положений Сократа была идея о том, что существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую человек в своем размышлении может познать и передать другим. Истина зафиксирована в общих понятиях, в словах и в таком виде передается от поколения к поколению. Т.о., он впервые связал мыслительный процесс со словом.
Сократ разработал метод, основанный на диалоге учителя и ученика, при котором учитель направляет течение мысли ученика, помогая ему осознать необходимые для решения конкретной проблемы знания. Этот метод получил название метода сократической беседы. Сократ называл себя «акушером мысли», помогая человеку самому прийти к правильной идее, найти, «родить» ее в своей собственной душе.
Сократ заложил основы нового понимания души и познания, связав душу не с активностью, а с разумом и нравственность человека. Это открывало путь к теории объективного идеализма Платона.
Сократ проповедовал собственные взгляды устно, в легкой доступной форме в виде бесед. Свои дни он проводил в том, что ходил по улицам Афин, сидел на рыночной площади и общался с людьми: горожане, рыночные торговцы, философы, собственные ученики. Известен тем, что высказывался против появления письменности.
Философа интересовали не только абстрактные темы, но и вполне жизненные моменты, а так как его собеседниками были иногда и знатные афиняне, политические деятели. Сократ донимал всех неудобными вопросами, показывал их недостатки, разоблачал образ их жизни.
Все закончилось тем, что он был приговорен к смерти афинским судом за свою философскую деятельность, из-за которой нажил много врагов.
Сократ отказывается от защиты. Он рассматривает суд как еще одну прекрасную возможность побеседовать с афинянами. Вместо того чтобы защитить себя, он объясняет им снова и снова на примере их и своей жизни, как следует себя вести.
После объявления смертного приговора Сократ обращается к афинянам с последней просьбой: когда подрастут его сыновья, последить за ними, и если они увидят, что сыновья ведут недостойный образ жизни, поступать с ними так, как поступал он с жителями Афин, — указывать им на их недостатки, стыдить за недостойный образ жизни и призывать к жизни добродетельной.
Вот так своим поведением, жизнью и даже смертью Сократ доказывает свои взгляды на природу души и на ее назначение. И может быть именно из-за этого они произвели огромное впечатление на мировую культуру. Они вошли в христианскую религию, долго питали мировую литературу, философию.
Информация о работе Аристотель, Платон, Сократ, их психологические взгляды