Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 14:58, доклад
Арт-терапия – очень пластичное, постоянно развивающееся направление психотерапии. Оно постоянно расширяет сферу своего применения.
Арт-терапия - это, по сути, не что-то новое это комплекс средств, позволяющий решить многие проблемы очень успешно, который использовался ранее особо талантливыми терапевтами, докторами. Сейчас это направление в терапии приобретает все больший вес и все большую значимость.
Мастер-класс (арт-терапия).
Арт-терапия – очень пластичное, постоянно развивающееся направление психотерапии. Оно постоянно расширяет сферу своего применения.
Арт-терапия - это, по сути, не что-то новое это комплекс средств, позволяющий решить многие проблемы очень успешно, который использовался ранее особо талантливыми терапевтами, докторами. Сейчас это направление в терапии приобретает все больший вес и все большую значимость. Арт-терапия привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире и начинает занимать в комплексе средств, направленных на восстановление здоровья человека, достойное место.
Терапия изобразительным искусством, музыкой, фольклором, сказками и т.д. неявно существовала всегда.
Тот отдых, который получали люди от посещения различных "культурных мероприятий" фактически и есть прямой лечебный эффект. Косвенный же эффект, мог быть гораздо мощнее, и мог нести гораздо более серьезные оздоровительные подвижки в организме человека. Обо всем этом люди догадывались давно.
Арт терапия позволяет:
Развить в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление;
Изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса;
Решать проблемы легко и красиво;
Научиться общаться, используя, изобразительные, двигательные, звуковые средства;
Само выражаться.
Арт-терпия — это не просто уроки рисования, а свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов которые помогают детям выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы.
Рисовать можно всем — крупами, камушками, ракушками, мятой бумагой… Детям даются те материалы, краски, и темы, которые обязательно приводят к успешному результату.
Все дети любят играть в сказки. В принципе, это сюжетно-ролевая игра через которую ребенок познает мир. Учится находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви, получает возможность безопасно выразить свои эмоции. Играть в сказку можно по-разному. Все зависит от настроения и физического состояния детей. Можно самим стать героями сказок, и вместе с друзьями побегать, попрыгать, пошуметь. Или одеть на руки перчаточные куклы. Сказки и своих героев выбирают ребята сами и придумывают, как их можно воплотить. Это дает широкий простор для воображения и творчества. Часто одна и та же сказка разыгрывается несколько раз, при этом дети получают возможность примерить на себя несколько ролей — от хитрой лисы или злого волка до доверчивых и добрых козлят. Очень важно, чтобы сказки всегда имели хороший конец, это настраивает детей на победу, дает уверенность в том, что все будет хорошо.
Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Практически арт-терапия применяется для более ясного, тонкого выражения своих проблем, для стимулирования общения, для самоосуществления этого движения выражения и самоутверждения.
Рисунок в арт-терапии - способ познания и особый вид коммуникации, уникальный способ выразить то, что трудно сделать словом. Например, многие, приступая к выполнению задания, заранее просят их извинить за возможную неудачу: «Простите, но я не умею рисовать; у меня нет творческих способностей; не смогу придумать сюжет, историю...» и т.п. Достоинство арт-терапии в том, что всё это не имеет значения, что очень важно.
Форма, цвет, размер и многие другие характеристики продуктов творчества могут раскрыть истинные, глубинные желания, страхи, надежды, истинное отношение к кому-то или чему-то, настроение в данный момент времени (возможно, скрываемое и не осознаваемое).
В арт-терапии запрещены сравнительные и оценивающие суждения, критика, замечания! Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми.
Причем, чем меньше вмешиваться в художественную деятельность, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения взаимного доверия и принятия.
Занятия могут быть структурированными или неструктурированными. Для первых характерна заданность темы и/или изобразительных средств. Однако содержание творческой деятельности, форма воплощения задуманного, темп работы определяются самим участником. На неструктурированных занятиях участники самостоятельно выбирают тему, материалы, инструменты.
На занятиях зачастую используются музыка, пение, движение, танец, драма, поэзия, сочинение историй и т.д. Такие формы, когда одновременно сочетаются различные способы творческого самовыражения, принято называть мультимедийными.
Арт-терапевтическая работа может помочь наладить более тесный контакт с маленькими детьми, научить лучше понимать и принимать их, ведь практически все техники, используемые в ней, сродни детским играм и детским способам самовыражения, будь то рисование красками, лепка из пластилина или сочинение собственной сказки. Попросите сочинить ребенка сказку, и вы сразу узнаете все о том, как ваш ребенок ощущает себя в этом мире, что его волнует, а что совершенно не трогает, чего он боится, чему радуется. Самое трудное для родителей - это дослушать сказку до конца без того, чтобы вносить свои коррективы и замечания, постараться дать возможность ребенку сочинить СВОЮ сказку. Для ребенка сказка - совершенно особый мир. Потом вы можете проанализировать сочиненное, обсудить персонажей, выразить свое мнение по их поводу. Попросите ребенка вылепить или нарисовать персонажей сказки. Если же вас что-то смутит и насторожит в творчестве вашего ребенка, проконсультируйтесь с психологом.
Цель арт-терапии, как и любой психотерапии, - помочь человеку понять, в чем заключается проблема, и рассмотреть возможные варианты выхода из нее, выбрать для себя оптимальный.
Примеры упражнений.
Упражнение №1. Подарок на память.
Общие замечания:
Число участников 10—12 человек.
Круг из стульев, в центре которого на полу лист ватмана; рабочие места (парта и стул) для индивидуального творчества.
Материалы:
Лист ватмана большого формата, листы плотной бумаги или картона формата А4, клей, пластилин, краски, фломастеры, карандаши, художественные мелки, природный материал (сухие цветы, шишки, семена, ветки, ракушки, камешки и т.п.).
Этап 1. Настрой.
Участникам предлагается занять места на стульях, расставленных по кругу. (Если в комнате подходящие условия, можно разместиться на полу.)
Задача участников – сделать и подарить кому-либо из присутствующих или самому себе подарок, который дорог смыслом, значением. Это может быть любой предмет, который необходимо наделить символическим содержанием. Дарить можно на время или насовсем.
Участники по кругу комментируют свои подарки и кладут их на лист ватмана (до окончания этого этапа).
Примеры «подарков» взрослых.
Шишка сосны со словами: «Дарю всем участникам занятия. Пусть это будет символ последней набитой в жизни шишки».
Кленовый лист, который сопровождался поэтической строкой: «Я — желтый лист, в тебя влюбленный. Я — желтый лист, а ты — зеленый».
Капелька воды на листе бумаги — радость, предназначенная для всех присутствующих.
Одна из студенток показала блестящую бусинку, сказав при этом, что это — одиночество, которого никому на свете не желает, поэтому вынуждена оставить себе.
Бывает, что ребенку трудно расстаться с какими-либо предметами (цветными стеклышками, ракушками и т.п.), поэтому он делает подарок самому себе. Нельзя упрекать человека в жадности, если тот не хочет отдать что-либо в общее пользование. Тем более что к концу занятия такие дети, «заражаясь» общей атмосферой, с удовольствием предлагают использовать их «сокровища» в создании композиций. А это уже поступок!
Далее предлагается из подарков-символов на листе бумаги сделать композицию, придумать ей название, рассказать сюжет. Это задание может выполняться несколько раз по желанию участников.
Необходимо обратить внимание, есть ли предметы, которые не использованы при создании общей композиции. Как реагируют те, чьи подарки отвергнуты.
Этап 2. Индивидуальная работа.
Затем участники занимают места за столами для индивидуальной работы.
Необходимо на листе плотной бумаги сделайте композицию из природного материала, придумать сюжет и название. Важно помнить, что подарки можно брать только с разрешения, относиться к ним бережно. Наряду с природным материалом можно использовать другие предметы, краски, пластилин, клей — все, что необходимо для создания задуманной композиции.
Если в группе сложилась доброжелательная атмосфера и участники испытали яркие эмоциональные переживания на предыдущем этапе, то они стараются не разрушать коллективно созданную объемную «картину» из символических подарков. А для индивидуальной работы используют новые материалы.
Этап 3. Вербализация и рефлексивный анализ.
Участникам предлагается разложить работы на полу внутри круга, а самим занять места на стульях. Далее каждый рассказывает о своей композиции (название, сюжет). Описывает чувства, переживания, ассоциации, которые возникали в процессе творчества. Другие участники группы могут корректно задавать вопросы, высказывать предположения, комментировать увиденное и услышанное. На этом этапе задача ведущего — поддерживать в группе заинтересованность и проявление эмпатии.
Еще один вариант проведения этапа вербализации: после того как названы темы созданных композиций, участникам предлагается объединиться в группы по признаку сходства сюжета (проблемы), придумать и разыграть спектакль.
В этом варианте отсутствует индивидуальная рефлексия чувств и переживаний, но легче устанавливается внутригрупповая эмпатия.
Этап 4. Заключительный.
Участники дарят друг другу свои композиции с самыми добрыми пожеланиями. Ведущему необходимо проследить, чтобы не осталось композиций, которые никто не захотел взять в подарок. Если такое случилось, то ведущий может попросить их для себя или сделать из них выставку. Понятно, что многие композиции невозможно унести или долго хранить из-за хрупкости природного материала, размера и других причин. Главное, чтобы никто из участников арт-терапии не присутствовал при уничтожении работ.
Данная техника проявляет удивительные ассоциации: капелька воды — символ детской слезы, шишка — символ судьбы, прозрачное стеклышко — символ правды, мутное — символ лжи, разноцветные листья — годы, раковина улитки — тайна, кристаллы соли — покаяние, парашютики одуванчика — детство, плотный колос пшеницы — верность, корни травинки — дружба и др.
Ассоциативное мышление, фантазия, творческие способности человека ярко проявляются в его композициях. Вот примеры некоторых работ студентов.
Композиция «Закат» выполнена в виде озера, на котором среди цветущих кувшинок плавает красивый белый лебедь. Это последний день жизни прекрасной птицы.
«Пленница» — рисунок красной розы, с лепестков которой капает печаль. Поверх рисунка укреплены ветки растения с острыми крупными шипами.
«Что было? Что есть? Что будет?» В этой композиции прошлое — в виде старых сухих растений. Настоящее — река с соснами на берегу. Будущее — зерна кукурузы на желтом фоне, как символ надежды.
«Одиночество» — пронзительно-яркая звезда в ночи.
«Судьба» — торговец веерами посылает ветры добрые и злые.
«Дар» — дорога, в конце которой чаша для жертвоприношений, а затем — рог изобилия. Основная идея композиции — отдать, прежде чем получить.
Упражнение №2. Перенос настроения на бумагу.
Приготовьте чистый лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры. Нарисуйте, как может выглядеть ваше сегодняшнее настроение в виде абстрактного сюжета - линий, цветовых пятен, разнообразных фигур. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам хочется больше, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы переносите свой стресс или тревогу на бумагу, стараясь "выплеснуть" их полностью, до конца. Не думайте о времени: рисуйте столько, сколько вам нужно, до тех пор, пока вы не почувствуете успокоение.
Затем переверните лист и напишите несколько слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы ваши слова возникали свободно, без специального контроля со стороны сознания.
После того как Вы нарисовали свое настроение и переложили его в слова, с удовольствием, эмоционально разорвите листок и выбросите его в урну или сожгите (если есть спички и пепельница). Представьте себе, что теперь все ваши стрессы и тревоги сгорели в огне или остались в урне. Ощутите, как все ваше беспокойство перешло от вас на бумагу, а вы избавились от своего напряженного состояния!
Вы можете выплескивать на бумагу не только свои негативные эмоции, но и позитивные – и тогда они будут помогать вам бороться со стрессами. Для этого можно использовать следующую технику:
Упражнение №.3 «Два рисунка».
Для него необходимы фломастеры (маркеры) и бумага. Возьмите чистый лист бумаги, разделите его на две половины вертикальной чертой. На левой, "темной" половине напишите негативные мысли, которые заполняют вашу голову и чувства. Нарисуйте образ вашего состояния в виде конкретного предмета или набора абстрактных фигур.