Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 14:58, доклад
Арт-терапия – очень пластичное, постоянно развивающееся направление психотерапии. Оно постоянно расширяет сферу своего применения.
Арт-терапия - это, по сути, не что-то новое это комплекс средств, позволяющий решить многие проблемы очень успешно, который использовался ранее особо талантливыми терапевтами, докторами. Сейчас это направление в терапии приобретает все больший вес и все большую значимость.
Земля.
Земля изображена одной чертой – сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.
Земля изображена несколькими различными чертами – действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа–спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.
Упражнение №8 "Рисунок семьи".
Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутри-семейных отношений.
Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Инструкция 1: "Нарисуй свою семью". При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово "семья", а если возникают вопросы "что нарисовать?1', следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15-30 минут.
Инструкция 2: "Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом".
Инструкция 3: "Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь".
Инструкция 4: " Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического существа".
Инструкция 5: "Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи".
При индивидуальном тестировании следует отмечать в следующее:
а) последовательность рисования деталей;
б) стирание деталей;
г) комментарии ребенка;
После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).
Обычно задаются вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе.
При опросе психолог должен выяснить смысл нарисованного ребенком чувства: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивая на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: "Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?", "Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?" и т.п.).
Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 – позитивные.
1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь .... билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
5. Представь себе, что
ты попал на необитаемый
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Обработка теста "Рисунок семьи" проводится по следующей схеме:
Общий размер рисунка
Кол-во членов семьи
Соответствующие размеры членов семьи
Расстояние между членами семьи
Наличие животных
Вид изображения: схематическое изображение, реалистическое, в интерьере, на фоне пейзажа и т.д.
Степень аккуратности исполнения
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА "Рисунок СЕМЬИ"
В рисунках (по Л. Корману) анализируют:
а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование пространства, аккуратность);
б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла).
Параллельно с традиционным проведением обследования (чтение и выполнение задания) предлагают специальные вопросы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отношений в семье (например: "Кто в семье самый плохой?"), предусматривают прямой положительный или отрицательный выбор (например: "Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?"), а также вопросы, уточняющие в процессе беседы смысл нарисованной ситуации для ребенка. "Рисунок семьи" доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием.
Методика "Рисунка семьи" доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования.
Упражнение №9. «Рисунок по кругу».
Все участники сидят в кругу. У каждого лист бумаги А4 и набор цветных карандашей (фломастеров).
По команде ведущего каждый на своём листе начинает рисовать какой-либо рисунок по своему усмотрению. Через минуту листок передаётся по кругу по часовой стрелке. Участники получают уже начатые рисунки и продолжают рисовать дальше уже на них, пытаясь понять и продолжить то, что хотел изобразить автор. Через минуту рисунки опять передаются и т.д., пока каждый рисунок не вернётся к тому, кто его начал. Чтобы не перепутать, перед началом упражнения листы следует подписать.
Замечание: нельзя зачёркивать, перечёркивать полученный рисунок и начинать рисовать заново. Можно только дорисовывать, дополнять.
Заключительный этап – анализ рисунков: что хотел изобразить каждый участник, что получилось в итоге. Насколько результат отличается от первоначальной задумки. Участники могут задать вопросы по своему рисунку, а также объяснить, почему они нарисовали ту или иную деталь.
Важно обращать внимание на используемые цвета, степень нажима, плавность линий и т.д. Как участники рисовали: начинали продолжать, дорисовывать полученный рисунок или рисовали что-то новое.
Упражнение №10. «Я-настоящее, я-будущее и я-желаемое».
Лист А4 делится на 3 части. Участникам предлагается нарисовать, какими они видят себя в настоящем, будущем и в идеале.
Далее рисунки анализируются: что нарисовано, чем отличаются будущее и идеал и насколько они отличны от настоящего? Почему? И т.д.
Упражнение №11. «Пень, дом, ручей».
Участники рисуют пень, дом, ручей, лучше на трёх отдельных листах.
Расшифровка: пень-прошлое, дом-настоящее, ручей-будущее.
Пень: какой он, есть ли на нём молодые побеги, что есть рядом, где пень находится и т.д.
Например, молодые побеги могут символизировать прошлые проблемы, которые не исчезли и в настоящем.
Дом: есть ли труба. Сколько окон, закрыты они, или нет, что находится на окнах. Нарисован дом в перспективе или только фасад. Есть ли двери, крыльцо и т.д.
Ручей: где он течёт? Глубокий ручей или мелкий? Быстрый или тихий? Прозрачная ли вода, есть ли в ручье рыбки, камешки, мостик через него и т.д.
Упражнение №12. «Разговор без слов».
Участники разбиваются на пары. Далее им предлагается в течение, например, 5 минут поговорить друг с другом, но только без слов, а с помощью цветных карандашей или фломастеров.
При анализе рисунков важно обратить внимание на взаимодействие партнёров: что один хотел сказать другому, насколько хорошо партнёры поняли друг друга; рисовал ли каждый в своём углу или рисунки пересекаются, дополняются. Что нарисовано. И т.д.
Общие рекомендации по упражнениям 10, 11, 12: желательно, чтобы у участников в распоряжении были карандаши (фломастеры) всех необходимых им цветов.
Упражнения помогают узнать что-то новое о характере, наклонностях, способностях человека, каких-то его проблемах и т.д. Понаблюдать за взаимодействием в группе. И даже просто интересно провести время.
Конечно, некоторые символы, знаки имеют довольно однозначную трактовку. Но все-таки расшифровка и интерпретация рисунка во многом зависит от того, кто его комментирует и от индивидуальных особенностей того, кто делает упражнение.
По материалам сайта www.camps.ru