Арт-терапия как метод групповой терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 22:33, реферат

Краткое описание

Существуют разные основания для деления арт-групп на виды. Например, есть краткосрочные и долгосрочные группы. Бывают группы открытые и закрытые (в открытых группах в любой момент могут присоединиться новые участники, в закрытых же группах состав участников постоянен).
Однако большинство терапевтов справедливо считают, что использование нескольких подходов значительно повышает продуктивность работы группы – разные стили способствуют получению разнообразного опыта.
Итак, рассмотрим самые популярные типы арт-терапевтических групп более подробно.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………………………3
2. Теоретические подходы в групповой арт-терапии……………………………………………4
3. Виды арт-терапевтических групп.....…….………………………………………………….….5
3.1. арт-психотерапевтические и арт-студийные группы
3.2. динамические и тематические группы
3.3. детские и взрослые группы
3.4. семейная арт-терапия
4. Примеры техники групповой арт-терапии…………………………………………………….8
5. Примеры арт-терапевтических групп …………………………………………………………9
5.1. арт-терапевтическая группа детей и их родителей
5.2. арт-терапевтическая группа для импульсивных детей
6. Список используемой литературы …………………………………………………………...12

Вложенные файлы: 1 файл

Групповая арт-терапия.doc

— 92.93 Кб (Скачать файл)

Казанский Национальный Исследовательский Технологический Университет

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина : Содержание и методика психосоциальной  работы в системе социальной работы

Тема: Арт-терапия как метод групповой терапии

 

 

 

 

 

Выполнила студентка:

5 курса 3193-21 группы

Файрушина Р. Ф.

Шифр 904930

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2014 г.

 

Содержание:

 

1. Введение…………………………………………………………………………………………3

 

2. Теоретические  подходы в групповой арт-терапии……………………………………………4

 

3. Виды арт-терапевтических  групп.....…….………………………………………………….….5

3.1. арт-психотерапевтические  и арт-студийные группы

3.2. динамические  и тематические группы

3.3. детские  и взрослые группы

3.4. семейная  арт-терапия

 

4. Примеры  техники групповой арт-терапии…………………………………………………….8

 

5. Примеры  арт-терапевтических групп …………………………………………………………9

5.1. арт-терапевтическая  группа детей и их родителей

5.2. арт-терапевтическая  группа для импульсивных детей

 

6. Список  используемой литературы …………………………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

     Арт-терапия является одной из форм терапии искусством. В данной работе будет рассмотрена тема групповой арт-терапии. Но, прежде чем говорить о ней, рассмотрим отдельно функции арт-терапии и групповой терапии в целом.

     Ш.МакНифф выделяет следующие  полезные качества арт-терапии(5):

1) арт-терапия  предоставляет возможность для  выражения агрессивных чувств  в социально приемлемой манере. Рисование, живопись красками или  лепка являются безопасными способами  разрядки напряжения;

2) если арт-терапию  использовать как дополнительное лечение, то данный метод ускоряет прогресс в терапии - невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры;

3) Так как  творческая продукция ввиду ее  реальности не может отрицаться  пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют терапевту огромную информацию, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;

4)  арт-терапия  как невербальная техника позволяет  прояснить интенсивные чувства  и убеждения, а также работать с теми мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми.

5) Элементы  совпадения в художественном  творчестве членов группы могут  ускорить развитие эмпатии и  положительных чувств.

6) Рисование, живопись красками и лепка  приводят к необходимости организовывать формы и цвета, а, следовательно, способствуют возникновению чувства внутреннего контроля и порядка.

7) Арт-терапия  развивает и усиливает внимание  к чувствам. Творческий процесс  позволяет прояснить зрительные  и кинестетические ощущения и экспериментировать с ними;

8) Арт-терапия  усиливает ощущение собственной  личностной ценности, повышает художественную  компетентность. И стимулирует удовлетворение, возникающее в результате выявления  скрытых умений и их развития.

      Что касается группы, то одно из главных ее преимуществ заключается в том,  что она представляет собой определенную модель окружающего мира, в которой можно исследовать свое поведение и опробовать его новые формы.

     Применение некоторых приемов  и методов особо эффективно в условиях группы, да и некоторые темы (например, темы, касающиеся общения и поведения в социуме) особенно подходят именно для работы в группах. Именно в группе клиенты могут убедиться в том, что и другие испытывают сходные чувства, сталкиваются со сходными проблемами. Иногда группу используют, чтобы работать с проекцией.

     В группах существует несколько  способов взаимодействия с клиентами  – терапевт может обращаться  как ко всей группе, так и  к отдельным ее членам. Однако  уникальность терапевтической группы заключается в том, что все, что происходит с каждым членом группы,  влияет и на всех остальных, тем самым, изменяя всю группу.

     Итак, если соединить плюсы арт-терапии  с плюсами группового формата, то мы получим особые преимущества, которыми обладает групповая арт-терапия (6).

1) Арт-терапия  в группе становится общим  занятием, поддерживающим каждого  из членов группы.

2) В процессе  выполнения общих арт-проектов, благодаря  обмену идеями и художественными  продуктами, группа имеет возможность  как вербального, так и невербального взаимодействия, клиенты получают социальную поддержку от других членов группы.

3) Ощущение  поддержки дает и обмен общими  символами, показывающий участникам, что другие члены группы имеют  схожие проблемы, беспокойства и  страхи. Взаимообмен и коммуникации на уровне самостоятельно созданных группой символов снижает уровень изоляции участников.

3) Благодаря  обратной связи, которая дается  на изготовленные арт-работы, члены  группы начинают лучше ориентироваться  в своем внутреннем мире, а так же лучше осознавать свое место, свои роли и модели поведения в обществе.

4) Арт-терапия  является особенно полезной при  выражении болезненных чувств, которое  часто сопровождается катарсисом. В условиях групповой поддержки  свойства катарсиса помогать в проработке травматических ситуаций усиливается.

5) Групповая  арт-терапия делает акцент на  взаимопомощи. Это чувство альтруизма  само по себе может являться  исцеляющим фактором как для  того, кому оказывают помощь, так  и для самого помогающего.

      Формат арт-терапевтической группы позволяет удовлетворить разнообразные потребности клиентов, предоставляя в виде различных изобразительных материалов возможности для безопасного выражения сложного материала, а также для взаимодействия позитивным образом.

   

  1. Теоретические подходы в групповой арт-терапии

 

     Что касается теоретических аспектов групповой арт-терапии, то существует несколько подходов: клиент-центрированный (основанных на идеях К.Роджерса), клинический, холистический и.т.д. Однако наиболее распространенным является психодинамический подход. В нем существует две модели – интерперсональная (экспириенциальная)  и аналитическая.

     Интерперсональная модель основана  на представлениях о том, что  взаимодействие с окружающими  с самого детства формирует в человеке характерные для него модели поведения, с другой стороны то, как человек взаимодействует с окружающими зависит от его восприятия себя самого и других.

     Аналитическая модель основана  на теории групповой аналитической  психотерапии.

     Однако вне зависимости от того, какой теории придерживаются терапевты, в последнее время все они стремятся к интегративной направленности психотерапии.

     Что касается развития групповой  арт-терапии в России, то наиболее  известной является системная  модель, разрабатываемая А.И.Копытиным (3). Здесь в качестве основного объекта изменений выступают сами терапевтические отношения. Относительно арт-терапевтических групп, системными  характеристиками могут являться следующие:

  1. арт-терапевтическая группа – это система отношений, способная к саморазвитию.
  2. Основные элементы арт-терапевтической группы – это ее участники, арт-терапевт и создаваемая изобразительная продукция (что принципиально отличается от вербальной терапии).
  3. Так как арт-терапевитическая группа является открытой системой, у нее есть определенные характеристики: структурные (связанные с определением внешних и внутренних границ группы, это может находить отражение, например, в определении групповых норм, ролей участников  и т.д.), функциональные (внутриличностные, межличностные и общегрупповые процессы и феномены) и генетические (изменения характера взаимодействия членов группы друг с другом, с арт-терапевтом и создаваемыми арт-продуктами).
  4. Внутренними ресурсами арт-терапевтических групп является психотерапевтические изменения, качества самой группы, особенности участников, формы и методы работы. Внешними ресурсами являются социо-культурные факторы, материальное обеспечение группы, окружение участников и ведущего группы.
  5. Происходящие в арт-группе системные изменения можно разделить на три типа: внутриличностные (касающиеся непосредственно участников группы), межличностные (изменения взаимоотношений членов группы) и макросоциальные (изменение отношений клиентов с окружающим их миром и окружающими людьми).

 

  1. Виды арт-терапевтических групп

 

     Существуют разные основания  для деления арт-групп на виды. Например, есть краткосрочные и  долгосрочные группы. Бывают группы  открытые и закрытые (в открытых  группах в любой момент могут  присоединиться новые участники, в закрытых же группах состав участников постоянен).    

     Однако большинство терапевтов  справедливо считают, что использование  нескольких подходов значительно  повышает продуктивность работы  группы – разные стили способствуют  получению разнообразного опыта.

     В любой арт-группе, вне зависимости  от ее типа, устанавливаются общие  правила, которые должны выполнять  все члены группы, а за выполнением  их следит арт-терапевт (например, не прерывать и не перебивать  других членов группы). Также в  любой группе терапевт должен создать атмосферу доверия, безопасности и принятия для каждого клиента; ничто, способное задеть любого из членов группы, не должно оставаться без внимания терапевта. Большинство ведущих арт-групп прямо не интерпретируют художественные символы, члены группы должны сами использовать собственные ассоциации, связанные с их произведениями, для того чтобы лучше понять себя.  Руководитель  любой группы арттерапии обеспечивает клиентов необходимым материалом, а помещение, в котором проводятся занятия должно обеспечивать место для движений и шумных игр.

     Помимо вышесказанного, арт-терапевту  надо стремиться к тому, чтобы  групповые занятия доставляли  удовольствие (особенно это касается  детских групп). Руководитель должен  поощрять членов группы выражать внутренние переживания спонтанно и не беспокоиться о художественных достоинствах своих произведений. Крайне важно постоянство времени и места занятий, а так же наличие одних и тех же специалистов.

     Итак, рассмотрим самые популярные  типы арт-терапевтических групп более подробно.

 

3.1. Арт-психотерапевтические  и  арт-студийные  группы

 

     Многие группы являются смешанными  и одновременно арт-психотерапевтическими  или открытыми студийными. В чистом  виде арт-студийные группы (как  правило, при крупных психиатрических больницах) часто организовывались в начале развития арт-терапевтического направления, еще до появления самого термина «арт-терапия». В таких студиях, прежде всего, больные реализовывали свою потребность в творческом самовыражении. А некоторые арт-терапевты предполагали, что изобразительное искусство само по себе, без дополнительного участия психотерапии, помогает людям выразить внутренние конфликты, способствует открытию и достижению инсайта. 

     Однако и сейчас некоторым  клиентам может быть рекомендовано посещение именно арт-студийных групп, особенно это касается тех пациентов, для которых тесное взаимодействие с участниками группы затруднительно. В настоящее время людей, приходящих в студии, воспринимают скорее как художников, а не как пациентов, однако, очевидность художественного таланта для участия в такой группе не требуется. Многие студии включают в свою  программу элементы обучения искусству. При некоторых арт-центрах есть галереи, в которых выставляются работы участников.

     Студийный подход, как правило, используют ведущие групп, имеющие художественное образование. Как наиболее значимое преимущество такой формы проведения занятий, они выделяют возможность появления свободного, ничем не сдерживаемого творчества, которое, по мнению некоторых терапевтов, выступает проявлением протеста против негативных социализирующих влияний . Другие же формы организации групповой арт-терапии могут препятствовать свободному творчеству, а так же ограничивать деятельность клиента, что ведет к потере яркости и самобытности работ (3).

     Цели открытых арт-студий разнообразны: людей побуждают к эксперименту, развитию творческого мышления, моторных и познавательных навыков; с другой стороны, участники группы  учатся выражать свои мысли  и чувства в процессе групповой дискуссии, есть группы, использующие искусство для повышения самооценки членов группы, их самодостаточности. Существуют арт-студии, направленные на работу с определенным видом клиентов, до сих пор сохранились студии при клиниках.

     Несмотря на то, что вербальный контакт между членами таких групп во время работы минимален, а группы, как правило, являются открытыми, все же через некоторое время в них формируется определенная культура, что происходит за счет общения создаваемыми образами, невербальной экспрессии, а так же общения во время перерывов.

     Что касается арт-психотерапевтических  групп, то здесь арт-терапевт играет  активную роль в определении  тем и направлений деятельности. Как правило, они основываются  на наблюдениях терапевта за  участниками группы. В настоящее время такой тип группы наиболее распространен в арт-терапевтической работе. Обычно такие группы создаются  для оказания помощи людям в выражении своих чувств, проблем, конфликтов, для преодоления травматического опыта и достижения инсайтов.  Занятия в арт-психотерапевтических группах гораздо более структурированы, нежели занятия в арт-студиях. Как правило, в этих занятиях есть: 1) первоначальная дискуссия (обычно это введение в тему или деятельность), 2) непосредственно сам процесс создания арт-продукта (участники индивидуально или совместно работают над образами в соответствии с заданной темой) и 3) обратная связь (участники могут высказаться по поводу сделанной работы, а так же послушать мнение участников группы и терапевта).

Информация о работе Арт-терапия как метод групповой терапии