Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 22:33, реферат
Существуют разные основания для деления арт-групп на виды. Например, есть краткосрочные и долгосрочные группы. Бывают группы открытые и закрытые (в открытых группах в любой момент могут присоединиться новые участники, в закрытых же группах состав участников постоянен).
Однако большинство терапевтов справедливо считают, что использование нескольких подходов значительно повышает продуктивность работы группы – разные стили способствуют получению разнообразного опыта.
Итак, рассмотрим самые популярные типы арт-терапевтических групп более подробно.
1. Введение…………………………………………………………………………………………3
2. Теоретические подходы в групповой арт-терапии……………………………………………4
3. Виды арт-терапевтических групп.....…….………………………………………………….….5
3.1. арт-психотерапевтические и арт-студийные группы
3.2. динамические и тематические группы
3.3. детские и взрослые группы
3.4. семейная арт-терапия
4. Примеры техники групповой арт-терапии…………………………………………………….8
5. Примеры арт-терапевтических групп …………………………………………………………9
5.1. арт-терапевтическая группа детей и их родителей
5.2. арт-терапевтическая группа для импульсивных детей
6. Список используемой литературы …………………………………………………………...12
Казанский Национальный Исследовательский Технологический Университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина : Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы
Тема: Арт-терапия как метод групповой терапии
Выполнила студентка:
5 курса 3193-21 группы
Файрушина Р. Ф.
Шифр 904930
Казань 2014 г.
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………
2. Теоретические
подходы в групповой арт-
3. Виды арт-терапевтических
групп.....…….……………………………………………
3.1. арт-психотерапевтические и арт-студийные группы
3.2. динамические и тематические группы
3.3. детские и взрослые группы
3.4. семейная арт-терапия
4. Примеры
техники групповой арт-терапии…
5. Примеры арт-терапевтических групп …………………………………………………………9
5.1. арт-терапевтическая группа детей и их родителей
5.2. арт-терапевтическая группа для импульсивных детей
6. Список
используемой литературы ………………
Арт-терапия является одной из форм терапии искусством. В данной работе будет рассмотрена тема групповой арт-терапии. Но, прежде чем говорить о ней, рассмотрим отдельно функции арт-терапии и групповой терапии в целом.
Ш.МакНифф выделяет следующие полезные качества арт-терапии(5):
1) арт-терапия
предоставляет возможность для
выражения агрессивных чувств
в социально приемлемой манере.
Рисование, живопись красками или
лепка являются безопасными
2) если арт-терапию
использовать как
3) Так как
творческая продукция ввиду ее
реальности не может
4) арт-терапия
как невербальная техника
5) Элементы
совпадения в художественном
творчестве членов группы
6) Рисование, живопись красками и лепка приводят к необходимости организовывать формы и цвета, а, следовательно, способствуют возникновению чувства внутреннего контроля и порядка.
7) Арт-терапия
развивает и усиливает
8) Арт-терапия
усиливает ощущение
Что касается группы, то одно из главных ее преимуществ заключается в том, что она представляет собой определенную модель окружающего мира, в которой можно исследовать свое поведение и опробовать его новые формы.
Применение некоторых приемов и методов особо эффективно в условиях группы, да и некоторые темы (например, темы, касающиеся общения и поведения в социуме) особенно подходят именно для работы в группах. Именно в группе клиенты могут убедиться в том, что и другие испытывают сходные чувства, сталкиваются со сходными проблемами. Иногда группу используют, чтобы работать с проекцией.
В группах существует
Итак, если соединить плюсы арт-
1) Арт-терапия в группе становится общим занятием, поддерживающим каждого из членов группы.
2) В процессе
выполнения общих арт-проектов, благодаря
обмену идеями и
3) Ощущение поддержки дает и обмен общими символами, показывающий участникам, что другие члены группы имеют схожие проблемы, беспокойства и страхи. Взаимообмен и коммуникации на уровне самостоятельно созданных группой символов снижает уровень изоляции участников.
3) Благодаря
обратной связи, которая дается
на изготовленные арт-работы, члены
группы начинают лучше
4) Арт-терапия
является особенно полезной
5) Групповая арт-терапия делает акцент на взаимопомощи. Это чувство альтруизма само по себе может являться исцеляющим фактором как для того, кому оказывают помощь, так и для самого помогающего.
Формат арт-терапевтической группы позволяет удовлетворить разнообразные потребности клиентов, предоставляя в виде различных изобразительных материалов возможности для безопасного выражения сложного материала, а также для взаимодействия позитивным образом.
Что касается теоретических аспектов групповой арт-терапии, то существует несколько подходов: клиент-центрированный (основанных на идеях К.Роджерса), клинический, холистический и.т.д. Однако наиболее распространенным является психодинамический подход. В нем существует две модели – интерперсональная (экспириенциальная) и аналитическая.
Интерперсональная модель
Аналитическая модель основана
на теории групповой
Однако вне зависимости от того, какой теории придерживаются терапевты, в последнее время все они стремятся к интегративной направленности психотерапии.
Что касается развития
Существуют разные основания
для деления арт-групп на виды.
Например, есть краткосрочные и
долгосрочные группы. Бывают группы
открытые и закрытые (в открытых
группах в любой момент могут
присоединиться новые
Однако большинство терапевтов
справедливо считают, что использование
нескольких подходов
В любой арт-группе, вне зависимости от ее типа, устанавливаются общие правила, которые должны выполнять все члены группы, а за выполнением их следит арт-терапевт (например, не прерывать и не перебивать других членов группы). Также в любой группе терапевт должен создать атмосферу доверия, безопасности и принятия для каждого клиента; ничто, способное задеть любого из членов группы, не должно оставаться без внимания терапевта. Большинство ведущих арт-групп прямо не интерпретируют художественные символы, члены группы должны сами использовать собственные ассоциации, связанные с их произведениями, для того чтобы лучше понять себя. Руководитель любой группы арттерапии обеспечивает клиентов необходимым материалом, а помещение, в котором проводятся занятия должно обеспечивать место для движений и шумных игр.
Помимо вышесказанного, арт-терапевту
надо стремиться к тому, чтобы
групповые занятия доставляли
удовольствие (особенно это касается
детских групп). Руководитель должен
поощрять членов группы
Итак, рассмотрим самые популярные типы арт-терапевтических групп более подробно.
3.1. Арт-психотерапевтические и арт-студийные группы
Многие группы являются
Однако и сейчас некоторым
клиентам может быть
Студийный подход, как правило, используют ведущие групп, имеющие художественное образование. Как наиболее значимое преимущество такой формы проведения занятий, они выделяют возможность появления свободного, ничем не сдерживаемого творчества, которое, по мнению некоторых терапевтов, выступает проявлением протеста против негативных социализирующих влияний . Другие же формы организации групповой арт-терапии могут препятствовать свободному творчеству, а так же ограничивать деятельность клиента, что ведет к потере яркости и самобытности работ (3).
Цели открытых арт-студий
Несмотря на то, что вербальный контакт между членами таких групп во время работы минимален, а группы, как правило, являются открытыми, все же через некоторое время в них формируется определенная культура, что происходит за счет общения создаваемыми образами, невербальной экспрессии, а так же общения во время перерывов.
Что касается арт-