Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 19:36, реферат
Целью работы является рассмотрение барьеров в общении и пути их преодоления.
Задачи:
1) изучить уровни взаимопонимания в общении и возникновение барьеров;
2) рассмотреть основные подходы психологии в изучении общения;
3) проанализировать барьеры в общении и пути их преодоления.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие «общение», средства, виды……………………………………….....4
2. Основные подходы психологии в изучении общения………………..…...…9
3. Барьеры: понятия, классификация………………………………...…..……..12
4. Преодоление барьеров общении……………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23
Отделение: дистанционное
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Вязовкина Мария Валерьевна
Тема:
«Барьеры общения и их преодоление»
проверила:
к. психол. наук, доцент
кафедры психологии личности
и специальной психологии
НОВОСИБИРСК, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Понятие «общение», средства, виды……………………………………….....4
2. Основные подходы психологии в изучении общения………………..…...…9
3. Барьеры: понятия,
классификация………………………………...….
4. Преодоление барьеров общении……………………………………………..19
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Все мы постоянно находимся в ситуациях общения - дома, на работе, на улице, в транспорте, с близкими людьми и совсем незнакомыми. И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям. И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям. В целом взаимодействие с обществом сегодня должно строится на глубоком анализе и понимании всех факторов, способных повлиять на людей и на их отношение к компании, к ее товару или услугам.
В последние годы многие
предприятия и организации
Целью работы является рассмотрение барьеров в общении и пути их преодоления.
Задачи:
1) изучить уровни взаимопонимания в общении
и возникновение барьеров;
2) рассмотреть основные подходы психологии
в изучении общения;
3) проанализировать барьеры в общении
и пути их преодоления.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
Общение — намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера. При общении происходит обмен информацией, взаимовлияние, взаимооценка, сопереживание, формирование убеждений, взглядов, характера, интеллекта.[9]
В общении можно выделить ряд аспектов[5]: содержание, цель и средства.
Содержание - это информация, которая в меж индивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, например пищи. По содержанию общение может быть представлено как:
Материальное - обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения потребностей субъектов.
Когнитивное - обмен знаниями.
Деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
Иллюстрацией когнитивного и деятельного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.
Кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние, например, поднять настроение или испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а, в конечном счете - оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга.
Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. Например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определенная установка к действию и т.п.
Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей увеличивается. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.
По целям общение делится на биологическое и социальное.
Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.
Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них.
Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности.
Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.
Инструментальное - общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.
Целевое - общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, например, потребности в общении.
Средства общения можно
У человека, кроме этих способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это - язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио – и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).
Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном.
При этом под прямым общением понимается естественный контакт "лицом к лицу" при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика), когда информация лично передается одним из его участников другому.
Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения "дополнительного" участника как посредника, через которого происходит передача информации.
Непосредственное общение
Опосредствованное (то есть посредством чего-либо) общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.д.).
Массовое общение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.
Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.
Итак, формы межличностного общения
разнообразны. К ним можно отнести
и мимолетный разговор накоротке, и
обстоятельную беседу «по душам»
и разъяснение своих
Речь, любого рода информация всегда
была и является способом внушения
чего-либо. Однако часто мы являемся
свидетелями и встречной
Механизм противовнушения
2. Основные подходы психологии в изучении общения.
Поскольку психология делового
общения – составная часть
комплекса психологических
Категория "общение" является
базовой для социально-
1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией);
2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);
3) гносеологический (человек
рассматривается как субъект
и объект социального познания)
4) аксиологический (общение
изучается как обмен
5) "нормативный" (выявляются
место и роль общения в
6) "семиотический" (общение
описывается как специфическая
знаковая система, с одной
7) социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками).[7]
Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах, как освоение личностью социокультурных ценностей и как ее самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.
Рассмотрение проблем
общения осложняется различием
трактовок самого понятия "общение".
Так, А. С. Золотнякова понимала общение
как социально- и личностно-ориентированный
процесс, в котором реализуются не только
личностные отношения, но и установки
на социальные нормы. Общение она видела
как процесс передачи нормативных ценностей.
Вместе с тем она подавала "общение"
как-асоциальный процесс, через который
общество влияет на индивида". Если
соединить эти два положения, то можно
увидеть, что для нее общение было процессом коммуникативно-