Безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:55, реферат

Краткое описание

Целью нашей работы было исследование тревожности безработных.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Психологическое консультирование
Глава 2. Безработица
Глава 3. Экспериментальная часть
3.1. Методика исследования
3.2. Результаты и их анализ
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - Консультирование безработных.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)


Особенности психологического консультирования безработных

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1. Психологическое консультирование

5

Глава 2. Безработица

14

Глава 3. Экспериментальная часть

22

3.1. Методика исследования

22

3.2. Результаты и их анализ

22

Заключение

29

Список литературы

31


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Процесс переориентации экономики  на рыночный курс привел к образованию Российского рынка труда. Его особенность в том, что наряду с работниками, не имеющими хорошей профессиональной подготовки, высвобождаются высококвалифицированные рабочие и специалисты.

Потеря работы лишает человека привычного образа жизни, приводит к утрате источника  внутренней удовлетворенности, нарушению ритма жизни; разрыву повседневных связей с коллегами по работе. Но, если для одних людей это – следствие самостоятельно принятого решения об изменении места работы (независимо от мотивов, лежащих в его основе), то для других – результат навязанной им ситуации, которая, как правило, противоречит их намерениям, а потому и воспринимается болезненно.

Неспособность быстро адаптироваться к изменениям ситуации на рынке труда, неподготовленность к такого рода отношениям – сильные стрессовые факторы. Для  людей, потерявших работу, характерен высокий уровень стресса, появление ощутимых проблем, связанных как с соматическим (инфаркт, инсульт, язва желудка), так и с психическим (неврозы, психопатические реакции) состоянием здоровья, нарушением эмоционально-волевой сферы личности.

Поэтому обязательно  нужны эффективные способы оказания психологической помощи, чтобы смягчить последствия стресса для человека, потерявшего работу, и помочь ему в кратчайшие сроки реинтегрироваться в рынок труда.

Анализируя  безработицу,  следует  заметить,  что  за  общими  цифрами  скрывается тот факт,  что  ее  издержки распределяются  неодинаково.  Так, например, она значительно выше среди молодежи, чем среди взрослых,  уровень безработицы среди лиц некоренного населения тоже,  как правило,  более высокий. Разнится она и среди мужчин и женщин.

При этом за бездушными цифрами стоят реальные люди со своей тонкой личностной организацией. Проблемы каждого выливаются в проблемы семей. У людей «опускаются руки», что уменьшает их шансы на поиск новой работы. И здесь на помощь должны приходить психологические консультации.

Психологическое консультирование – это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно в нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами работы, как научные исследования, преподавание психологии, психологическая коррекция и психодиагностика.

Психологическое консультирование безработных  носит свои черты, и чтобы реально  помочь обратившимся безработным людям, психолог должен обладать умениями и  знаниями об изменениях психических функций человека в условиях безработицы.

Целью нашей работы было исследование тревожности безработных.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Исследование литературы по проблеме безработицы.
  2. Исследование литературы по проблеме психологического консультирования безработных.
  3. Исследование личностной и ситуативной тревожности безработных.
  4. Сравнение личностной и ситуативной тревожности безработных и работающих.

Гипотеза: личностная и ситуативная  тревожность безработных выше, чем у работающих.

 

Глава 1. Психологическое  консультирование

 

Психологическим консультированием  называется особая область практической психологии, связанная с оказанием  со стороны специалиста-психолога  непосредственной психологической  помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке. [7]

Психологическое консультирование - это вид психологической помощи, направленный на решение какой-либо узкой проблемы, волнующей человека.

Как правило, консультирование требует  от 1 до 20 визитов к психологу. Наиболее частые запросы при психологическом консультировании: неуверенность, одиночество, чувство вины, неумение опираться на себя, трудности во взаимодействии с окружающими, непонимание других людей, трудности в принятии решений, проблемы в супружеских и детско-родительских отношениях и т.д.

Один сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога  с клиентом, длящейся в среднем от нескольких десятков минут до полутора, двух и более часов. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, стараясь вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента. Во время консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему. [7]

Советы и рекомендации, предлагаемые клиенту психологом-консультантом, в большинстве случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта. Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант. Это и есть основная задача психологического консультирования.

Во время консультации психолог обычно применяет специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия  на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это таким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту.

Количество встреч психолога-консультанта с клиентом чаще всего не ограничивается одной-двумя. В большинстве случаев  требуется более длительное консультирование, включающее в себя от трех и более  встреч с клиентом. Необходимость  в таком пролонгированном консультировании возникает в следующих типичных случаях:

Проблема клиента настолько  сложна, что разобраться в ней  за один-два сеанса практически невозможно. [7]

У клиента имеется не одна, а  несколько разных проблем, решение  каждой из которых требует отдельной консультации.

Предлагаемое решение проблемы не может быть сразу и полностью  самостоятельно реализовано клиентом и требует дополнительной поддержки  со стороны консультанта.

У психолога-консультанта нет достаточной  уверенности в том, что клиент, в силу, например, его индивидуальных особенностей, сразу и без дополнительной помощи справится со своей проблемой. Такое случается, если клиент недостаточно уверен в себе, не может управлять собственными эмоциями и поведением, если уровень его интеллектуального развития недостаточен для того, чтобы в затруднительных ситуациях принять самостоятельное разумное, взвешенное решение.

Консультирование как основной вид психологической практики преследует следующие цели:

1. Оказание оперативной помощи  клиенту в решении возникших у него проблем.

У людей часто возникают такие  проблемы, которые требуют срочного вмешательства, неотложного решения, – такие, на решение которых клиент не имеет возможности тратить  много времени, сил и средств. Подобные проблемы обычно называют оперативными, и аналогичное название закрепляется за соответствующими решениями. Получение срочной психологической помощи в форме устной консультации при решении оперативных проблем становится незаменимым. Например, у родителя ребенка могут возникнуть такие серьезные осложнения во взаимоотношениях с ним, сохранение которых чревато весьма неблагоприятными последствиями для состояния физического и психического здоровья ребенка. У работника какого-либо учреждения также может появиться серьезная, требующая срочного решения проблема, которую ему, например, предстоит уладить в общении со своим непосредственным руководителем во время короткой встречи, назначенной на один из ближайших дней. Третий пример: в семье у мужа или у жены неожиданно резко могут осложниться отношения с супругой (супругом) или с кем-либо из его (ее) родственников. В силу этого в данной семье может сложиться сложная, чреватая серьезными неблагоприятными последствиями обстановка.

2. Оказание клиенту помощи в  решении тех вопросов, с которыми  он вполне бы смог самостоятельно справиться без вмешательства со стороны, без непосредственного и постоянного участия психолога в его делах, т.е. там, где специальные профессиональные психологические знания, как правило, не нужны и необходим лишь общий, житейский, основанный на здравом смысле совет. Такой, к примеру, проблемой может стать определение клиентом оптимального для себя режима труда и отдыха, рациональное распределение времени между разными видами деятельности.

3. Оказание временной помощи  клиенту, который на самом деле нуждается в длительном, более или менее постоянном психотерапевтическом воздействии, но в силу тех или иных причин не в состоянии рассчитывать на него в данный момент времени. В этом случае психологическое консультирование используется в качестве средства оказания текущей, оперативной помощи клиенту, сдерживающей прогрессивное развитие негативных процессов, препятствующей дальнейшему осложнению проблемы, с которой столкнулся клиент. Таким, например, может оказаться весьма неожиданное появление у клиента состояния депрессии.

4. Когда у клиента уже имеется  правильное понимание своей проблемы  и он, в принципе, готов сам  приступить к ее решению, но  кое в чем еще сомневается,  не вполне уверен в своей  правоте. Тогда в процессе проведения  психологического консультирования клиент, общаясь с психологом-консультантом, получает с его стороны необходимую профессиональную и моральную поддержку, и это придает ему уверенность в себе.

5. Оказание помощи клиенту в  том случае, когда никакой другой  возможности, кроме получения консультации, у него нет. В этом случае, проводя психологическое консультирование, специалист-психолог должен дать понять клиенту, что он на самом деле нуждается в получении более основательной, достаточно длительной психокоррекционной или психотерапевтической помощи.

6. Когда психологическое консультирование  применяется не вместо других  способов оказания психологической  помощи клиенту, а вместе с  ними, в дополнение к ним с  расчетом на то, что не только  психолог, но и сам клиент займется  решением возникшей проблемы.

7. В тех случаях, когда готового  решения у психолога-консультанта  нет, поскольку ситуация выходит  за рамки его компетенции, он  должен оказать клиенту хотя  бы какую-то, пусть даже минимальную  и недостаточно эффективную, помощь. [7]

Во всех этих и других подобных случаях психологическое консультирование решает следующие основные задачи:

1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.

2. Информирование клиента о сути  возникшей у него проблемы, о  реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)

3. Изучение психологом-консультантом  личности клиента с целью выяснения  того, сможет ли клиент самостоятельно  справиться с возникшей у него  проблемой.

4. Четкое формулирование советов  и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему.

5. Оказание текущей помощи клиенту  в виде дополнительных практических  советов, предлагаемых в то  время, когда он уже приступил  к решению своей проблемы.

6. Обучение клиента тому, как  лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилактики).

7. Передача психологом-консультантом  клиенту элементарных, жизненно  необходимых психологических знаний  и умений, освоение и правильное  употребление которых возможно  самим клиентом без специальной психологической подготовки. (Психолого-просветительское информирование клиента.) [7]

Можно выделить ряд общих и последовательных этапов работы психолога, характерных  для консультирования:

  1. Информационный.
  2. Беседы с безработным.
  3. Выбор возможных альтернатив решения проблемы.
  4. Выход из проблемы. [12]

При проведении консультаций психолог должен помнить свои права и обязанности, принципы и правила своей работы. [9]

Одним из основных средств психологического консультирования является беседа.

Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы; гуманистических психологов, основоположников и последователей "глубинной" психологии и т.д.

Беседа включается как дополнительный метод и в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь  собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д.; и на последнем этапе - в форме пост экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью.

Информация о работе Безработица