Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 08:19, дипломная работа
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психологического развития ребенка, первоначального формирования физических и психологических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни.
Развитие мышления рассматривались в теории зарубежных и отечественных ученых Л.С. Выготского,
По мнению Л.В. Занкова,
Гибкость мышления «зависит от умения сравнивать объекты, сознательно находить новые признаки в них, рассматривая с разных сторон.
По мнению психологов А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев , структуру гибкости мышления составляют ее средства - представления ребенка и мыслительные действия, позволяющие оперировать ими. Мыслительные действия включают анализ признаков объекта, ориентировку на существенные в данной ситуации признаки, выявление различия и сходства, причинно - следственных связей и зависимостей, установление закономерностей.
В исследованиях Е.С. Ермаковой[ ] установлено, что математические задачи, связанные с анализом свойств и связей для разных ситуаций, особенно эффективны для развития такого качества мышления, как гибкость.
Обобщая изложенный материал, можно сделать следующие выводы:
1. Процесс
решения комбинаторных задач
требует адаптивного
2. Целенаправленное
обучение решению этого вида
задач будет способствовать
Необходимо сказать о том, что умение составлять комбинации по определенным признакам и классифицировать их, лежит в основе разнообразнейших сфер человеческой деятельности. Поэтому вариативность - качество, необходимое людям разных специальностей: учителю, составляющему расписание уроков, конструктору, программисту, инженеру-строителю, химику, биологу и др. Вариативность играет важную роль и в творчестве; известный математик А. Пуанкаре обращал внимание на то, что «творчество, конечно, состоит не в том, чтобы составлять бесконечные комбинации, а в том, чтобы создавать полезные, а таких не особенно много. Творить - это значит различать, выбирать».
3. При
решении комбинаторных задач
дети учатся рассуждать четко,
логично, последовательно.
4. Используя
комбинаторные задачи, можно развивать
мышление детей от наглядно-
5. Систематическое
решение комбинаторных задач,
находящихся в тесной связи
с программным содержанием,
В.С.Мухина[ ] подчеркивает, что основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий. Изучая разные виды мышления дошкольников, доказывает, что ребенок способен решать задачи, используя несколько вариантов. Дошкольник может придумать новый вариант решения задачи, не прибегая к внешним действиям с предметами, а получив необходимый результат в уме.
Теоретический анализ
Мышление детей 6-7 лет является логическим. (Ж. Пиаже);
Структура внешнего поведения и внутреннего мышления строится по аналогии. (деятельностная теория мышления А.Н. Леонтьева);
У детей дошкольного возраста логическому мышлению предшествует "мышление руками". (А.А. Люблинскя);
Мыслительная деятельность у детей выступает как оперирование образами. (И.С. Якиманской);
Объектом данной исследования
являются группы детей 6-го
года жизни в количестве 40
детей, которые посещаю
Для проведения исследования были подобраны следующие методики:
«Сложи узор» кубики Кооса
«Укрась коврик»
«Четвертый лишний»
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап
– констатирующий этап - первичная
диагностика уровня
2 этап
– формирующий этап –
3 этап
– контрольный этап - повторная
диагностика уровня
Для изучения вариативного мышления
в старшем дошкольном возрасте
были проведены
Для определения уровня развития вариативного мышления детей старшей группы использовалась методика: «Сложи узор» с использованием кубиков Кооса, серия заданий на определение уровня сформированности логического мышления).По методике «Сложи узор» ребёнку показывали кубики Кооса, по которым он должен дать не один ,а несколько ответов.
Описание игры:
Методика «Кубики КООСА»
Цель: изучение наглядно-образных
форм мышления, нарушения пространственной
ориентации, способности осуществлять
конструктивный праксис,
Материал: набор кубиков, раскрашенных
одинаково; набор карточек с
узорами возрастающей
Проведение задания:
Перед ребенком выкладывается
9 кубиков со словами: «Ты
Виды помощи:
Оказание помощи строится
не по строго зафиксированным
этапам, а гибко. Вначале в качестве
условий преодоления
Оценка результатов:
А) самостоятельно выполненные узоры оцениваются в один балл;
Б) при оказании направляющей
и организующей помощи и
В) при оказании обучающей помощи, грубом и подробном членении образца – 0,25 балла.
Выводы о степени овладения наглядно-образным мышлением:
6,5 – 7 баллов – высокая степень;
5 – 6,25 баллов – средняя степень;
менее 5 баллов – низкая степень
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т.е. выполнить уже творческую работу.
Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне
В игре "Сложи узор"
хорошо развивается способность
детей к анализу и синтезу -
важным мыслительным операциям, используемым
почти во всякой интеллектуальной деятельности,
и способность к
Баллы |
Показатели |
Уровень развития |
10 баллов |
Ребенок заметил и отметил все имеющиеся, но 1-3 из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть. |
Высокий |
8-7 баллов |
Ребенок заметил и отметил все имеющиеся «Сложи узор»кубики Кооса , но 3-4 из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть. |
Средний |
2-3 балла |
За отведенное время ребенок не успел заметить 1-4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло. |
Низкий |
Результаты изучения уровня сформированности у дошкольников образных представлений была использована игра «Сложи узор» которые использовались в таблицы , выводя при этом и диаграммы.
Имя ребенка |
Уровни сформированности образных представлений по игре «Сложи узор» | |||
высокий |
Средний |
Низкий | ||
1 |
Даня К. |
//////////// |
||
2 |
Вика Л. |
////////////////// | ||
3 |
Юлина |
///////////// |
||
4 |
Марина |
/////////////////// | ||
5 |
Даня Н |
////////////// |
||
6 |
////////////// |
|||
7 |
///////////// |
|||
8 |
////////////////////// | |||
9 |
///////////// |
|||
10 |
. |
///////////////// | ||
11 |
////////////////// |
|||
12 |
///////////////////// |
|||
13 |
////////////// |
|||
14 |
/////////////////////// | |||
15 |
||||
16 |
////////////////// |
|||
17 |
/////////////// | |||
18 |
////////////////// |
|||
19 |
/////////////// | |||
20 |
///////////////// |
Оценка результатов:
10 баллов – такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он сложил узор как на самом деле должно быть(7 узоров).
8 – 9 баллов – ребенок сделал узоры 5-6
2 – 3 балла – за отведенное время ребенок не успел сделать узор 1 – 3 из 7 имеющихся картинок .По которым надо делать узор.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий, 8 – 9 баллов –средний , 2 – 3 баллов – низкий .
Исследование проводилось в индивидуальной форме. Для изучения сформированности элементарных образных представлений нами была использована диагностика «Сложи узор».Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Детям предлагались картинки с изображением иллюстрации. Ребенок работал по инструкции в течение 3 минут. В момент выполнения ребенком задания мы фиксировали время выполнения, количество правильно отмеченных ответов и правильность их объяснения.
Полученные результаты мы оценивали по 10-бальной системе и соотносили с нормативами:
Описанная работа формирует умение наблюдать за учебным материалом, выявлять проблемы, выбирать пути их решения и получать результат; обеспечивает дифференциацию и даже индивидуализацию деятельности учащихся, реализует принципы личностно-ориентированного обучения. Каждый ученик составит такие и столько выражений, какие позволят его индивидуальные способы восприятия учебной задачи, уровень знаний, темп работы и т.п.
При выполнении таких заданий школьники не только демонстрируют знания, умения, навыки, но и показывают, насколько развито их логическое мышление, сформулировано умение анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать по следующим показателям:
а) способность выполнять любое задание по самостоятельно выбранному пути (что позволяет судить о сформированности отдельных операций и умений комплексно использовать их);
б) использование вариативности при выполнении задания;
в) способность к переключению с одного основания поиска на другое.
Использование вариативности
Заключение
Сначала, на ранних
ступенях развития, каждое представление
о мире для ребенка истинно,
для него мысль и вещь почти
не различаются. У ребенка