Взаимоотношения в системе психотерапевт-клиент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 11:09, реферат

Краткое описание

В различных моделях взаимоотношений «пациент—психотерапевт» находят отражение особенности социальных взаимодействий людей в тот или иной период общественного развития, в частности, такие их содержательные характеристики, как доминирование—подчинение, независимость—зависимость, дружелюбие— враждебность, степень ответственности и самостоятельности и др. В зависимости от задач лечения, коммуникативных стереотипов врача и больного, потребностей пациента и возможностей врача формируются основные модели психотерапевтического контакта по типу руководства (авторитарного сотрудничества) или партнерства (неавторитарного терапевтического союза).

Содержание

Введение
1. Взаимоотношения в системе психотерапевт-клиент
2. Особые нюансы в процессе психотерапевтических отношений.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по физре.docx

— 32.24 Кб (Скачать файл)

Курение. Некоторые терапевты считают, что клиенты курят во время встреч для того, чтобы снять тревогу, вместо того, чтобы "проработать" это чувство психотерапевтически. Другие согласны с тем, что клиент будет курить, для того, чтобы уменьшить чувство внутреннего дискомфорта. Третьи убеждены, что во время встречи клиент может воздержаться от курения, хотя бы потому, что это приносит вред здоровью. Наконец, некоторые вовсе не переносят запаха табака. Многие терапевты как-то забывают о том, что у клиентов также есть свои чувства относительно курения психотерапевта. Клиент может почувствовать напряженность и эмоциональную неустойчивость терапевта, если тот много курит. Если курение терапевта причиняет Вам неудобство, Вы имеете право попросить терапевта воздержаться от курения во время приема - каждый способен обойтись без сигареты в течение 45 - 50 минут. Таким образом, если у клиента или терапевта имеются возражения против курения, то есть смысл обсудить их во время первой же встречи. Наверняка, курение не будет вопросом, в котором трудно прийти к согласию. Учитывая вред от курения, благоразумным правилом будет решение вопроса в пользу некурящего.

Ведение записей. Многие психотерапевты во время приема ведут записи или включают диктофон. Некоторые спрашивают разрешения клиента, другие это делают всегда. Если Вас это расстраивает, настаивайте на обсуждении этого с терапевтом. Разумеется, он не имеет права записывать информацию без Вашего согласия. В дальнейшем эти записи могут использоваться в интересах продолжающейся психотерапии. Записи для исследований, семинаров и книг делаются в интересах терапевта. Ваше отношение к этому должно определяться доверием специалисту: если ведение письменных и аудиозаписей делается в интересах Ваших дальнейших психотерапевтических отношений, то терапевту необязательно спрашивать Вас об этом без Вашей инициативы. Если психотерапевт готовит материал для себя, то его долгом будет спросить Вашего согласия.

Как обращаться друг к другу. Обычно в начале терапии специалист обращается к клиенту по имени и отчеству, а клиент называет своего терапевта "доктор". Склонные к формальности терапевты настаивают, чтобы при обращении к ним упоминались их степени и звания. Другие терапевты с первых же встреч предлагают клиенту обращаться друг к другу только по имени. При этом если в глазах клиента фигура терапевта достаточно авторитарна, то он испытывает определенное неудобство. Тут сработает следующее правило: терапевт, как и любая другая личность, имеет право, чтобы к нему обращались с учетом всех формальностей, но при этом подразумевается, что он будет обращаться к клиенту в той же манере. Вкратце, следует придерживаться обыкновения, чтобы ваше обращение и взаимодействие друг с другом происходило на одном уровне.

Как удерживать свои мысли. Иногда клиенты в процессе терапии хотят рассказать обо всех своих мыслях, воспоминаниях, чувствах, но как только оказываются в кабинете, то сразу все забывают, кроме того, что о чем-то хотели рассказать. Так происходит, если внутри Вас существует "сопротивление" обсудить определенный материал на терапевтических встречах или если тревога вокруг этой мысли настолько велика, что "забивает" ее полностью. Наконец, Вы можете просто забыть, о чем хотели рассказать, так как были озабочены происходящим на работе, тем, что приготовить на ужин или необходимостью написать письмо. Текущие события могут действительно вытеснить из головы не очень давящие Вас проблемы познания себя. Существуют несколько простых способов удержать в голове все, что Вы хотели бы представить психотерапевту. Вы можете записывать приходящие в голову мысли в записную книжку или начать вести дневник.

Получение советов. Клиенты часто недоумевают: уместно ли просить совета у психотерапевта относительно важных событий в жизни, например, стоит ли порывать отношения с бывшим другом, вступать ли в брак, устраиваться ли или увольняться с работы. Ведь многие из клиентов обратились к терапевту именно с тем, что им трудно принимать решения, так что соблазн спросить совета оказывается велик. Неопределенность в отношении этого важного аспекта психотерапевтических отношений усугубляется неоднозначными позициями самих терапевтов: некоторые любят давать советы, другие могут что-то посоветовать в исключительных случаях, третьи принципиально отказываются давать советы. Наиболее частой ситуацией, в которой люди испытывают затруднения в принятии решений, являются персональные взаимоотношения. 

Посторонние разговоры. Обычно клиент и терапевт радуются, когда в течение нескольких минут они могут поговорить о вещах, не относящихся к психотерапевтическому процессу. Ведь это очень естественно: узнать получше друг друга, сказать несколько слов об отпуске, впечатление об опере прошлым вечером. Признаки опасности появляются тогда, когда такие разговоры затягиваются и терапевт вовлекается в обсуждение деталей путешествия, спрашивает, какова была кухня и проч. Терапевт, в своих интересах может стремиться получить "чаевые" от бизнесмена, расспрашивая его о выгодных вложениях, от журналиста, выспрашивая у него очередную сплетню.  В таких случаях клиенты обыкновенно не прерывают интерес психотерапевта, опасаясь его обидеть. Однако со временем у них накапливается ощущение, что психотерапевтические встречи проходят напрасно.

Избегание вопросов. Часто клиенты хотят знать, что думает их терапевт по тому или иному вопросу или даже о его отношении к Вам. Многие психотерапевты избегают отвечать на подобные вопросы, несмотря на то, что они вписываются в последовательность психотерапии. Обычно вопрос поворачивается против клиента, так чтобы он почувствовал неуместность своего поведения. Некоторые терапевты избегают ответов по принципиальным соображениям. Они считают, что чем более нейтральным остается терапевт, тем больше знаний откроет клиент о себе самом. Однако, будучи важными фигурами в жизни клиентов, надо полагать, что подобные вопросы имеют смысл. Вы можете задавать их, однако исследуйте причины, по которым Вы хотите сделать это. У Вас есть сомнения, и Вы нуждаетесь в ободрении? Вы боитесь, что терапевт осудит Ваши действия? Вы хотите проверить собственные чувства в отношении человека, который пользуется Вашим уважением и доверием. Помимо вопросов об отношении терапевта к тем или иным событиям реального мира, клиенты часто просят терапевта уточнить или объяснить его точку зрения, например: - "Находите ли вы еще что-то важное в этом сне?", "Почему я чувствую себя тревожной", "Почему Вы меня об этом спрашиваете?". Иногда лучшей тактикой терапевта будет уйти от вопроса, который может исказить намечающийся инсайт и поощрить клиента работать дальше. Тем не менее, психотерапевт несет ответственность за то, чтобы в свое время на все вопросы клиента прозвучали исчерпывающие ответы.

Социальные взаимодействия. Часто, после того, как клиент и психотерапевт почувствовали полное доверие друг к другу, у клиента может появиться желание расширить отношения за пределы кабинета. Когда клиент предлагает терапевту побыть с ним вне рабочего места, это может являться одним из рубежей психотерапии. Терапевт может быть приглашен на свадьбу, на открытие нового магазина или на художественную выставку клиента. Вопреки дружеским и теплым взаимоотношениям между клиентом и психотерапевтом, терапевтические отношения не являются дружбой. Прежде всего, здесь нет взаимности. В структуре терапии потребности клиента всегда выше, как и ответственность терапевта за них. Дружба многогранна, здесь общение фокусировано на проблемной сфере личности клиента. Терапевт, в связи со своей особой миссией, всегда связан и обязан, в то время как для клиента этого не существует. Для того, чтобы дружить с клиентом, терапевт должен выйти из роли психотерапевта, а такое возможно только тогда, когда психотерапия закончена. Психотерапевт примет или отвергнет Ваше предложение в зависимости от его восприятия своей роли терапевта, своих чувств о Вас, своих представлений о том, насколько это важно для Вас и собственного отношения к предлагаемому событию. Терапевт может принять Ваше приглашение только если он действительно хочет пойти, но может отвергнуть его, несмотря на то, что ему действительно хочется пойти. Вы же должны предложить приглашение, только если полностью уверены в том, что действительно ходите того, чтобы психотерапевт пришел. Некоторые клиенты просто чувствуют себя обязанными пригласить своего психотерапевта, в то время как для других, приглашение - это еще одна проверка психотерапевта. Приглашайте терапевта, если Вы действительно хотите, чтобы он присутствовал там, но будьте готовы обсудить с ним Ваши основания для такого приглашения, а также причины психотерапевта, по которым он принимает или отклоняет приглашение.

Разговоры и чтение о психотерапии. Некоторые терапевты настаивают на том, чтобы клиент не разговаривал ни с кем о психотерапии, которую он проходит. За этим стоит идея, что не стоит "размывать" темы для дискуссий с другими людьми, тем самым ослабляя ресурсы для психотерапевтической работы. Хотя действительно, есть смысл в том, чтобы обсуждать волнующие темы напрямую с психотерапевтом, в подобном подходе может скрываться опасность того, что терапевт считает себя эксклюзивной фигурой в Вашей жизни. Тут может подразумеваться своеобразная гордыня психотерапевта с убежденностью, что только он может помочь Вам. В этом случае Вам надлежит понять, что психотерапевтические отношения не являются чем-то принципиально отличным от других отношений в Вашей жизни и для них уместна ровно такая же, свойственная Вам степень открытости, как и для прочих значимых взаимоотношений. Психотерапия не может быть "кабинетным занятием" и если ВЫ можете получить пользу в познании себя, общаясь с другими людьми, Вам терапевт должен это поддержать. При этом Ваш психотерапевт должен быть в курсе того, что Вы говорите с другими относительно психотерапии.

 

Заключение

 

В психотерапевтическом процессе взаимоотношения имеют первостепенное значение, на втором месте стоит слушание, а инструкции по фокусированию — на третьем. Если во взаимоотношениях что-либо неверно, с этим необходимо разобраться как можно скорее, а все остальное подождет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Психотерапия: учебное пособие для студентов психологических факультетов вузов/авт.-сост. Л. П. Маринчева, М. В. Злоказова – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Взаимоотношения в системе психотерапевт-клиент