Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 22:40, курсовая работа
Особый период жизни молодой семьи наступает после рождения ребенка-первенца. Как отмечает Андреева Т.В. появление первого ребенка можно назвать фактором, который ведет к серьезным изменениям в жизни семьи. Это событие неминуемо приводит к изменению стиля жизни семьи, сформировавшихся у обоих супругов интересов и привычек, к необходимости овладения трудными социальными ролями отца и матери.
Введение
Глава 1. Теоретическое исследование взаимоотношения родителей после рождения первого ребенка
1.1. Теоретические аспекты и современная проблематика супружеских отношений после рождения первого ребенка
1.2. Особенности психологической готовности родителей к появлению ребенка
1.3. Удовлетворенность браком и супружеские конфликты после появления ребенка в семье
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимоотношения родителей после рождения первого ребенка
2.1. Цель, гипотезы, задачи исследования
2.2. Методики исследования
2.3. Результаты исследования
2.3.1. Межличностное отношение родителей после рождения первого ребенка
2.3.2. Особенности семейных конфликтов после рождения первого ребенка
2.4. Характеристика результатов исследования
Заключение
Библиография
Ведущим механизмом формирования представлений о будущем родительстве у мужчин и женщин, является процесс полоролевой идентификации в семье, который проявляется в желании воспроизводить модель родительской семьи в своей будущей семье, при этом формы родительских взаимоотношений становятся эталонными, хотя далеко не всегда такими.
Представление o родительстве характеризуется специфическим содержанием, структурой и уровнем развития. Структура представлений о будущем отцовстве включает: когнитивный (система знаний о семейной жизни), эмоционально — оценочный (отношение к будущей семьи, рождения в семье ребенка и их оценка) и поведенческий (динамика поведения в семье и модели поведения в конфликтных ситуациях в семье) компоненты [3].
1.3. Удовлетворенность браком и супружеские конфликты после появления ребенка в семье
В социологической науке удовлетворенность браком определяют как характеристику «субъективной оценки каждым из супругов характера их взаимоотношений». [1]
В психологической науке основные факторы, характеризующие внутрисемейную ситуацию, выявляют при сравнении ощущений состоящих в браке и разведенных супругов, то есть с использованием параметра стабильности брака.
Многие авторы не всегда разделяют понятия «удовлетворенность браком» и «стабильность брака» в своих работах [1;3;7;14;17]. Материал по проблеме факторов, влияющих на успешность супружеских отношений, обычно рассматривается в одном ключе независимо от того, в социологическом или социально-психологическом русле было выполнено исследование.
Стабильность брака и удовлетворенность браком являются достаточно связанными характеристиками, что и было отмечено в ряде эмпирических исследований [7;11]. Кроме того, существует мнение, что эти феномены представляют собой различные уровни отношений супругов. Первым, самым общим, является уровень устойчивости брака, то есть юридическая сохранность брака (отсутствие развода). Второй уровень является уровень «приспосабливаемости в браке», «адаптированности супругов». Здесь наблюдается не только отсутствие развода или предразводной ситуации, но и общность супружеской пары по таким характеристикам, как разделение домашнего труда, воспитание детей и пр. Третий уровень является наиболее глубоким. Это уровень «успеха» или «успешности» брака, который характеризуется совпадением ценностных ориентаций супругов [1].
В.А. Сысенко (1981) впервые разделяет понятия "устойчивость брака" и "стабильность брака". Устойчивость брака он рассматривает как "устойчивость системы взаимодействия между супругами, эффективность и результативность их совместной деятельности, направленной на достижение как взаимных, так индивидуальных целей супругов" [42]
Существенно расширяет данное понятие В.В. Бойко (1988). Устойчивость брака, по его мнению, имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона прочности брака зависит от вероятности его распада, которая может быть выражена соотношением количества браков и разводов, зарегистрированных в данном регионе за определенный промежуток времени. Субъективная сторона характеристики брака включает в себя удовлетворенность супружескими отношениями, установку супругов на сохранение семьи. Показателями субъективной стороны устойчивости брака, по мнению В.В. Бойко, может служить оценка его прочности, которую дают сами супруги [8].
Шавлов А.В. дает следующую интерпретацию понятия «удовлетворенность браком»: «супружеская удовлетворенность браком есть ни что иное, как субъективное восприятие супругами сквозь призму социокультурных норм эффективности функционирования семьи в плане удовлетворения их индивидуальных потребностей» [52]. Из чего следует, что неудовлетворение личных потребностей в браке может являться одним из факторов влияющих на удовлетворенность браком.
Таким образом, с точки зрения различных авторов, семья это малая группа, которая имеет такие специфические особенности как: нормативная заданность, гетерогенность состава, закрытость, полифункциональность и историчность. Данные характеристики в максимальной степени определяют особенности протекания социально-психологических процессов в семье. Главным отличием семьи от брака является наличие детей, а брак характеризуется межличностным взаимодействием двух партнеров.
На сегодняшний день полученные данные изменений, происходящих в ходе цикла развития семьи, касаются самых разных сторон семейной жизни, часто противоречивы или несопоставимы, поскольку получены с помощью разных методик и различных схем периодизации цикла. Приведем несколько примеров.
В работе Д. Орснера, автор попытался определить зависимость между характером проведения свободного времени и удовлетворенностью браком в супружеских парах с различным стажем совместной жизни. Факт совместного проведения свободного времени оказался связанным с удовлетворенностью браком при стаже брака от 0 до 5 лет у мужчин и при стаже брака от 18 до 23 лет у женщин. В парах со стажем совместной жизни от 5 до 18 лет оба супруга, предпочитают отдыхать индивидуально. [1] Таким образом, появление в молодой семье ребенка может привести к возникновению конфликта и снижению уровня удовлетворенности в семье, причем степень удовлетворенности может измениться по-разному в зависимости от стажа семейной жизни и полу супругов. Возможно заметить, что мужчина с появлением ребенка в семье со стажем менее 5 лет может воспринять переключение внимание жены на ребенка как сокращение времени совместного времяпровождения.
Целью исследования Дж. Медлинг и М. Мак Кери (1981) было определение связи между удовлетворенностью браком и сходством ценностей у супругов с различным стажем совместной жизни. Ими были выделены три группы респондентов: I - супруги со стажем брака от 1 до 12 лет; II - от 13 до 25 лет и III – 26-50 лет. Полученные ими данные свидетельствуют: сходство ценностей положительно связано с удовлетворенностью браком только у III группы респондентов. [1] Эти исследования дают возможность предположить, что даже единство ценностей с точки зрения формирования семьи и желания иметь ребенка не могут со сто процентной гарантией обеспечивать отсутствие конфликтов в семье после рождения первенца.
Большое число исследований, проведенных в основном в США, было посвящено проблеме того, какое влияние на взаимоотношения супругов оказывают дети. Особенно много работ было направлено на выявление тех изменений, которые происходят в межличностных отношениях мужа и жены в связи с появлением первого ребенка. Результаты, полученные относительно удовлетворенности браком, довольно противоречивы.
Многие проведенные исследования [1;29;37] по данной проблематике отмечают, что после рождения ребенка супружеская пара переживает кризис. Он связан с приобретением супругами новой роли и изменением уже сложившихся отношений в паре. Этот кризис тяжелее переживается женщинами, чем мужчинами. Рождение ребенка вызывает в отношениях супругов сдвиг в сторону более традиционных отношений партнеров.
В исследовании, проведенном позднее Н. Пленом и С. Макланаханом, эти данные были подтверждены и дополнены.
Сравнивая в целом семьи с детьми и семьи без детей, эти авторы сделали вывод о том, что между наличием детей в семье и удовлетворенностью браком существует отрицательная связь, особенно в тех семьях, где женщины работают, а также в семьях людей, имеющих более высокий образовательный уровень. [1;4]
Ф.А. Кован и К. П. Кован [] провели исследование в рамках проекта «Становление семьи» ими были обследованы 72 супружеские пары, начиная с последних стадий беременности жены, и при достижении ребенком возраста 6, 18, 42 и 66 месяцев. Обследование включало опросы, наблюдения, заполнение опросников, а на последних двух этапах — видеозаписи поведения ребенка, а также взаимодействия ребенка и родителя и всей семьи в целом, в дополнение к психологической оценке каждого родителя и взаимоотношений в паре.
Исследование показало, что супружеские пары, подвергаются наибольшему риску дискомфорта через два года после появления ребенка, по их оценкам себя и своего брака до рождения ребенка. И, таким образом, необходима разработка мер, направленных на профилактику супружеской неудовлетворенности в таких парах в период образования ими семьи, а также подготовка супружеских пар к родительству.
В Росси, проведя анализ родительской роли, выдвинул ряд причин, по которым эта роль отличается от других социальных ролей:
1) социальные стереотипы, бытующие в обществе, оказывают на женщину давление, как в плане рождения, так и ухода за ребенком;
2) рождение ребенка далеко не всегда происходит в ситуации, когда супруги хотят этого;
3) эта роль принимается раз
и навсегда, от нее трудно отказаться;
4) переход к исполнению роли
происходит достаточно
Естественно, что родительская роль кроме множества положительных переживаний доставляет родителям массу хлопот. После появления ребенка, супруги начинают жаловаться на ухудшение качества межличностного общения в семье, — оно становится реже, поскольку осложнено различными обязанностями, связанными с детьми, что в свою очередь отражается на удовлетворенности браком. Появление ребенка добавляет еще одну социальную роль к тем ролям, которые уже приходится исполнять человеку. Кроме того, рождение ребенка означает перестройку остальных семейных ролей тоже. [1;2;23;37;44]
Подводя итоги, можно сказать, что:
а) в супружеской жизни периодически возникают проблемы и кризисные ситуации, которые имеют определенные закономерности, связанные, прежде всего с рождением и воспитанием детей;
б) удовлетворенность браком прямо и опосредованно зависит от того, в какой мере и степени в супружеской жизни удовлетворяются эмоционально-психические потребности.
Также, удовлетворенность браком во многом зависит от совместимости - это сходство характеров, единство интересов, установок и ценностей, значение, которых наиболее важно в начале супружества. Совместимость же, основанная на умении учитывать интересы другого человека, является реальной гарантией успешного брака.
Кроме рассмотренных выше психологических факторов необходимо отметить, что существуют также и социально-демографические факторы, влияющие на стабильность брака. К ним относятся: жилищные условия (размер и комфортность жилища), семейный бюджет (размер и способ распределения), возраст супругов и разница в возрасте, образование и род занятий супругов, количество и возраст детей. Конечно, можно предположить положительное влияние на брак: хороших материальных условий, примерного равенства возрастов супругов, высшего образования супругов и т.п. Однако влияние обратных значений этих характеристик не столь определенно, так как социальные особенности семьи обусловливают ее благополучие не прямо, а, преломляясь, через внутренние условия, и компенсируются за счет супружеской совместимости и согласия, силы супружеских чувств, высокой культуры отношений и т.п.[13].
На почве неудовлетворенности в отношениях между молодыми супругами после рождения первенца могут возникать разнообразные конфликты.
Конфликт – это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп(ы).
Конфликты социально обусловлены и опосредствованы индивидуальными особенностями психики людей. Они связаны с острыми эмоциональными переживаниями – аффектами, с действием познавательных стереотипов – способов интерпретации конфликтной ситуации, и одновременно с гибкостью и «изобретательностью» личности или группы в поисках и выборе путей конфликтного, т. е. ведущего к усилению конфликта, поведения.
Участники семейных конфликтов часто не являются противоборствующими сторонами, адекватно осознавшими свои цели, скорее они жертвы собственных неосознаваемых личностных особенностей и неправильного, не соответствующего реальности, видения ситуации и самих себя. Для семейных конфликтов характерны крайне неоднозначные и потому неадекватные ситуации, связанные с особенностями поведения людей в конфликтах. Демонстрируемое поведение часто маскирует истинные чувства и представления о конфликтной ситуации и друг о друге. Так, за грубыми и шумными столкновениями супругов могут скрываться привязанность и любовь, а за подчеркнутой вежливостью – эмоциональный разрыв, хронический конфликт, иногда и ненависть.
В протекании конфликта как процесса выделяют четыре основные стадии (К.Витек, 1988; Г.А.Навайтис, 1995):
возникновение объективной конфликтной ситуации;
осознание объективной конфликтной ситуации;
переход к конфликтному поведению;
разрешение конфликта.
Конфликт становится реальностью только после осознания противоречий, так как только восприятие ситуации как конфликтной порождает соответствующее поведение (из этого следует, что противоречие может быть не только объективным, но и субъективным, мнимым). Переход к конфликтному поведению – это действия, направленные на достижение своих целей, и блокирование достижения противоположной стороной ее стремлений и намерений. Существенно, что и действия оппонента также должны осознаваться им как конфликтные. Эта стадия связана с обострением эмоционального тона взаимоотношений и прогрессирующей их дестабилизацией. Однако действия участников выполняют одновременно и своеобразную познавательную функцию, когда эскалация и развитие конфликта приводят к более глубокому, хотя и не всегда более точному пониманию ситуации.
Информация о работе Взаимоотношения родителей после рождения первого ребенка