Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 22:40, курсовая работа
Особый период жизни молодой семьи наступает после рождения ребенка-первенца. Как отмечает Андреева Т.В. появление первого ребенка можно назвать фактором, который ведет к серьезным изменениям в жизни семьи. Это событие неминуемо приводит к изменению стиля жизни семьи, сформировавшихся у обоих супругов интересов и привычек, к необходимости овладения трудными социальными ролями отца и матери.
Введение
Глава 1. Теоретическое исследование взаимоотношения родителей после рождения первого ребенка
1.1. Теоретические аспекты и современная проблематика супружеских отношений после рождения первого ребенка
1.2. Особенности психологической готовности родителей к появлению ребенка
1.3. Удовлетворенность браком и супружеские конфликты после появления ребенка в семье
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимоотношения родителей после рождения первого ребенка
2.1. Цель, гипотезы, задачи исследования
2.2. Методики исследования
2.3. Результаты исследования
2.3.1. Межличностное отношение родителей после рождения первого ребенка
2.3.2. Особенности семейных конфликтов после рождения первого ребенка
2.4. Характеристика результатов исследования
Заключение
Библиография
Возможны два основных пути разрешения конфликтов: изменение объективной конфликтной ситуации и преобразование ее «образов», представлений о сути и характере конфликта, имеющихся в наличии у оппонентов.
Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учета интересов партнера. Появление первенца в семье может стать такой причиной конфликта в силу множества причин. Например, ощущение супруга «заброшенным» по причине полного переключения своего внимания супруги на появившегося ребенка. Но, конфликт, как правило, порождается не одной, а комплексом причин, среди которых условно можно выделить основную – например неудовлетворенные потребности супругов.
Классификация конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей супругов (В.А. Сысенко, 1983, 1989).
1. Конфликты, размолвки, возникающие
на основе неудовлетворенной
потребности в ценности и
2. Конфликты, размолвки, психические
напряжения на базе
3. Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания, понимания юмора, подарков. Эта проблема может существовать для обеих сторон после рождения ребенка.
4. Конфликты, ссоры, связанные с
пристрастием одного из
5. Финансовые разногласия, возникающие
на основе преувеличенных
6. Конфликты, ссоры, размолвки из-за неудовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, в устройстве домашнего очага и т.д.
7. Конфликты в связи с
8. Конфликты, размолвки, ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби.
Использование категории потребность в теории супружеской конфликтности позволяет перейти к мотивам и интересам, отрицательным и положительным эмоциям, к анализу различных видов депрессивных и иных патологических состояний, неврозов, источником которых могут быть семейные неурядицы. Категории стабильность–нестабильность брака, его конфликтность–бесконфликтность также зависят от удовлетворения потребностей супругов, особенно эмоционально-психологических.
По степени опасности для семейных уз конфликты могут быть:
неопасными – возникают при наличии объективных трудностей, усталости, раздражительности, состояния «нервного срыва»; внезапно начавшись, конфликт может быстро завершиться. Про такие конфликты часто говорят: «К утру все пройдет»;
опасными – разногласия возникают из-за того, что один из супругов должен, по мнению другого, изменить линию поведения, к примеру по отношению к родственникам, отказаться от каких-то привычек, пересмотреть жизненные ориентиры, приемы воспитания и т.п., то есть ставится проблема, которая требует разрешения дилеммы: уступать или нет;
особо опасными – приводят к разводам.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема взаимоотношений в молодой семье между супругами после рождения первенца является очень актуальной, что подтверждается научными работами посвященными ей. Но необходимо отметить, что не все вопросы, возникающие в связи с представленной проблематикой, решены.
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимоотношения родителей после рождения первого ребенка
2.1. Цель, гипотезы, задачи исследования
Цель исследования: Выявление изменений во взаимоотношениях родителей после рождения первого ребенка.
Предмет исследования: Удовлетворенность браком супругов и взаимоотношения родителей после рождения первого ребенка.
Гипотезы исследования:
1. Увеличение конфликтных ситуаций
в семье связана с
гиперопекой матери к новорожденному.
2. Конфликтность в семье
Объект исследования: В исследовании участвовали тридцать супружеских пар с различным стажем брака от 7 месяцев до 15 лет. Исследование затрагивает период изучения взаимоотношений супругов и их удовлетворенности в браке до появления ребенка и после появления первенца. Возраст самых молодых супругов составляет 21 год. Средний возраст мужчин – 35 лет, женщин – 34 года. Разница в возрасте, у большинства пар, составляет от 1 года до 5 лет. Наибольшая разница в возрасте супругов 7-10-13 лет (3 пары).
Образовательный уровень одинаков у 19 семей. В 5 семьях муж имеет образование выше, чем жена. В 6-и семьях жена имеет образование выше, чем муж. Высшее образование имеют 15 мужчин и 16 женщин. Среднее-специальное образование имеют 12 мужчин 11 женщин. Среднее образование имеют 3-и пары. Полученные данные сведены в таблицу. «Приложение».
Задачи исследования:
Теоретическую основу исследования составили:
Методологической основой исследования являются основополагающие принципы психологии: системности, единства сознания и деятельности, развития и психического детерминизма (Б. Г. Ананьев, 1996, Л. С. Выготский, 1984, А. Н. Леонтьев, 1975, Б. Ф. Ломов, 1996, С. Л. Рубинштейн 1989) [14; 56]. [2; 34–39].
Диагностика включает систему методик, позволяющих выявить особенности конкретной семьи как объекта профессиональной помощи. Она может проходить на нескольких этапах (как на первоначальном этапе взаимодействия в семье до появления ребенка, так и на последующих этапах после появления первенца). В таблице 2.1. представлен комплект методик для психологической диагностики семей, находящихся в социально опасном положении, предложенный Рудаковой А.Ю. – педагогом-психологом СОГОУ «Центра психолого-медико-социального сопровождения».
Таблица 2.1
Комплект методик для психологической диагностики семей, находящихся в социально опасном положении
Методика |
Цель | |
Изучение структуры семейных ролей, семьи – как системы | ||
1 |
Семейная социограмма |
Методика позволяет оценить: положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье прямой или опосредованный; возникновения причин неблагополучия; динамику семейных взаимоотношений. |
2 |
Семейная генограмма |
Диагностирует коммуникации в семье, взаимоотношения между ее членами и выявляет причины возникновения сложной жизненной ситуации в семье. |
3 |
ШСО |
Предназначена для оценки социального климата в семьях всех типов. |
4 |
Шкала семейной адаптации и сплоченности |
Позволяет быстро, эффективно и достоверно оценить процессы, происходящие в семейной системе, и наметить мишень психотерапевтического вмешательства. |
5 |
Рисунок семьи |
Предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. |
Изучение супружеских взаимоотношений | ||
1 |
Тест-опросник удовлетворенности браком |
Предназначен для экспресс - диагностики степени удовлетворенности - неудовлетворенности браком, а также степени согласования- рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы. |
2 |
Тест «Характер взаимодействие супругов в конфликтных ситуациях» |
Методика дает возможность охарактеризовать обследуемую пару по ряду параметров: наиболее конфликтогенные сферы супружеских отношений, степень согласия (или несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре. |
3 |
Тест супружеских отношений. |
Тест ориентирован на выявление отношений между супругами в семье. |
По нашему мнению этот комплект методик в совокупности может дать возможность оценить уровень удовлетворенности в семье до повления и после появления ребенка.
2.2. Методики исследования
Исследование проводилось в форме письменного опроса. Все пары с удовольствием шли на контакт, никто из выбранных пар не отказывался от участия в исследовании, многих заинтересовали их результаты исследования. Опросу предшествовала установочная беседа, в которой были отмечены цели исследования, порядок заполнения анкет и методик, а так же освещался вопрос о конфиденциальности данного исследования.
Супружеским парам были выданы:
- бланки методик (мужской и женский варианты);
- анкета с освещением цели и задач исследования, в которой отмечались: возраст супругов, стаж брака, наличие (или отсутствие) детей и;
- конверт для обеспечения
Для исследования были использованы 3-и методики из представленного в таблице 2.1 комплект методик для психологической диагностики семей, находящихся в социально опасном положении. Ограничение по количеству выбранных методик обусловлено масштабностью работы:
1. Для диагностики удовлетворенности браком использовался «Тест-опросник удовлетворенности браком» (ОУБ). [31] Авторы: В.В. Столина, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко.
Тест «Удовлетворенности браком» представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятие себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д.
Как стандартизированная методика, «ОУБ» имеет нормы:
0-16 баллов - абсолютно неблагоприятный брак;
17-22 балла - неблагополучный брак;
23-26 баллов - скорее неблагополучный брак;
27-28 баллов - переходная форма брака;
29-32 балла - скорее благополучный брак;
33-38 баллов - благополучный брак;
39-48 баллов - абсолютно благополучный брак.
Для методики «ОУБ» была инструкция: «Внимательно прочитайте каждое утверждение и выберете один из трех предполагаемых вариантов ответов, старайтесь избегать промежуточных ответов типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить» и т.п.
2. Для выявления личных установок по наиболее значимым сферам семейной жизни использовался тест «Измерение установок в семейной паре».
Авторы: Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.[3]
Тест « Измерения установок в семейной паре» представляет собой 40 суждений, выражающих ту или иную позицию по десяти различным, значимым для людей, сферам:
Информация о работе Взаимоотношения родителей после рождения первого ребенка