Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 19:05, автореферат
Актуальность исследования. Со сменой политического и экономического строя страны особый интерес для изучения психологов приобретает личность и ее новые ценности и смыслы, которые регулируют отношения человека к себе, к миру, к другим людям. Межличностные отношения человека на протяжении всей жизни развиваются и совершенствуются. Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования отношений и условия их развития. Содержание отношений обуславливают степень психологической близости партнеров, оценка отношений, позиция партнеров, степень знакомства. Основными функциями межличностных отношений являются помощь в адаптации к новой среде; познавательная функция (социальное познание, познание другого человека); удовлетворение потребности человека в контакте с другими людьми.
3. Взаимосвязь показателей дисгармонии межличностных отношений с аксиологической прагматической направленностью (у учащихся девятых и учениц одиннадцатых классов – аксиологической прагматической направленностью в сфере образования, у учениц восьмых и десятых классов – аксиологической прагматической направленностью в сфере общественной жизни; у учеников восьмых классов – аксиологической прагматической направленностью в сфере увлечений) является типичной особенностью для всех изучаемых групп старшеклассников. В то же время показатели дисгармонии межличностных отношений в данных группах взаимосвязаны с различными видами смысложизненных ориентаций.
4. Дисгармония межличностных отношений зависит от соотношения ценностей в структуре аксиосферы личности старшеклассников (у
8
восьмиклассников - предпочтение ценностей сферы образования ценностям сферы увлечений; у восьмиклассниц, девятиклассников, девятиклассниц и одиннадцатиклассниц - предпочтение материальных ценностей духовным). Апробация и внедрение результатов исследования. Основные
положения и результаты диссертационного исследования отражены в статьях и тезисах докладов, опубликованных автором, а также представлялись на Ежегодной Поволжской научно-практической конференции «Образование и психологическое здоровье» (11-12 ноября 2008 года) г. Самара; на ежегодной Поволжской научно-практической конференции «Образование и психологическое здоровье» (12-13 ноября 2009 года) г. Самара; на V Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы» (27-29 января 2010 года) г. Москва; на III Всероссийской научно-практической конференции «Человек и мир: конструирование и развитие социальных миров» (24-26 июня 2010г.) г. Ижевск; на третьей Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России» (27-28 сентября 2010г.) г. Самара; на Международной конференции, посвященной 105-летию д.пс.н., профессора И.В. Страхова «Проблемы и перспективы социальной психологии образования» (26-27 октября 2010 г.) г. Саратов; на Ежегодной Поволжской научно-практической конференции «Образование и психологическое здоровье» (10-11 ноября 2010 года) г. Самара; на Всероссийской научно-практической конференции «Психология отношений и человеческие ресурсы в современном российском обществе: тенденции, проблемы и перспективы» (14 декабря 2010 года) г. Волгоград; на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы теории и практики психологии отношений» (24-27 мая 2010 года) г. Екатеринбург. Основное содержание диссертации отражено в 16-ти научных статьях.
Структура диссертации соответствует логике научного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии и приложения. Основной материал изложен на 137 страницах. Список литературы содержит 153 наименования. Текст работы иллюстрирован таблицами (8) и рисунками (6).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования; указываются его теоретические и методологические основы; определяются проблема, объект, предмет, цель и задачи; указываются конкретные методы исследования; выдвигаются гипотезы; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; формулируются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические проблемы взаимосвязи дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы личности
9
старшеклассников» определены основные подходы к пониманию особенностей межличностных отношений старшеклассников, психологической гармонии и дисгармонии, гармоничных и дисгармоничных отношений; выявлены особенности и основные составляющие взаимосвязи межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников.
В психологической науке существует множество различных трактовок понятия межличностные отношения. В.Н. Мясищев определяет взаимоотношение как внутреннюю личностную основу взаимодействия; Я.Л. Коломинский понимает под ними специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного личностного отношения; Н.Н. Обозов отмечает, что межличностные отношения - всегда «субъект-субъектные» связи, они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью (что обусловливается активностью не только одной из сторон). В своем исследовании мы придерживаемся современного определения межличностных отношений - система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности, и ценностями, на которых основывается общение людей (В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша).
В ряде исследований отмечена взаимосвязь формирования межличностных отношений в межличностном общении и рассмотрены подробно механизмы познания как основа восприятия человека человеком в общении (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, В.А. Барабанщиков, Е.С. Самойленко). При восприятии человека и его понимании субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания. Это зависит от подготовленности субъекта к общению с людьми. К механизмам межличностного познания относятся интерпретация воспринимающим своего опыта общения, идентификация, атрибуция и рефлексия других людей. Применение всех этих механизмов ведет к более точным и объективным оценкам партнера по общению и отношению к нему.
По мнению большинства исследователей (И.В. Дубровина, Д.И. Фельдштейн, Б.П. Ковалев, С.В. Кондратьева и др.), межличностные отношения старшеклассников характеризуются высоким уровнем конфликтности, негативизма и отчужденности, что свидетельствует о так называемой дисгармонии их межличностных отношений.
Для того чтобы определить понятие дисгармонии межличностных отношений, обратимся к понятию гармония. В своем исследовании гармонии Т.П. Берсенева отмечает, что для гармоничных отношений характерны взаимное полагание и взаимное отрицание противоположностей, их взаимодействие и взаимозависимость, взаимодополнительность и взаимосоответствие. Положения, высказанные В.П. Кузьминым о «системных качествах», всецело относятся к гармонии: гармоничность того или иного компонента системы и всей системы в целом приобретается лишь тогда, когда взаимодействие порождает нечто такое, чего в нем не было до акта
10
взаимодействия, а именно – гармонию. Рассматривая частные формы гармонических отношений, А.Н. Деев разделяет их на две составляющие: первая - различные стороны частных гармонических отношений, произведенные материей, и вторая - многообразные частные гармонизирующие изменения, произведенные движением, изменчивостью. Именно отсутствие конкретного равенства сторон и наличие конкретного неравенства, заключает ученый, составляют содержание частного гармонического отношения. У Ш. Фурье достижение гармонии в отношениях названо «притяжения по страсти», которые и позволят создать социальную гармонию, «социетарный строй». В.Т. Мещеряков указывает в своей работе о гармонии на моменты, необходимые для достижения гармонии: соответствие противоположностей как необходимая предпосылка гармонии; симметрия как определяющее условие бесколлизионного разрешения противоречий; ритмичность скачков как характерная особенность гармонического развития». По мнению С.В. Духновского, гармоничные отношения - это стабильные, предполагающие длительное сохранение взаимодействия в паре, вызывающие положительные чувства, комфорт и удовлетворенность у обоих партнеров.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что гармоничные отношения – это взаимодействия, которые предполагают взаимность субъектов отношений и формируются на основании единства интересов, направленностей и ценностей партнеров отношений. Противоположным ему является понятие дисгармоничных отношений.
Дисгармония межличностных отношений связана преимущественно с бытием личности в социальном пространстве, однако переживание дисгармонии включает в себя все сферы человеческого бытия – семейную, профессиональную, общественну, сферы обучения и образования (С.В. Духновский).
Индикаторами дисгармонии межличностных отношений, по мнению С.В. Духновского, являются напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность.
Признаки дисгармонии межличностных отношений: - ослабление взаимосвязи между субъектами отношений, отсутствие единства, согласия между ними; - ослабление позитивных эмоциональных связей между субъектами отношений, преобладание удаляющих чувств над сближающими чувствами (Л.В. Куликов);
- дисбаланс (нарушение равновесия) между познавательным (когнитивным), эмоциональным и поведенческим компонентами отношений; - гиперболизированное доминирование сближающих чувств, их «симбиоз».
Рассмотрим (табл.1) понятие сближающих и удаляющих чувств:
11
Таблица 1
Интеракционные чувства личности
№ Сближающие чувства Удаляющие чувства
1 Единство (общность) с человеком (людьми) Одиночество
2 Дружелюбие Отвращение (или неприязнь)
3 Добросердие Злоба, злость
4 Уверенность в собственной правоте Вина или раскаяние
5 Собственная достаточная значимость
Зависть
6 Гордость (за себя) Стыд (или смущение)
7 Признательность (какому-либо человеку или людям) Обида
8 Уважение (по отношению к какому-либо человеку или людям)
Презрение (по отношению к какому-либо человеку или людям)
9 Любовь Ненависть
(по отношению к этому человеку)
Таким образом, можно сделать вывод, что дисгармония выражается не только в повышенном уровне удаляющих чувств, но и в пониженном. Следовательно, дисгармоничные отношения – это взаимодействия, которые характеризуются ослаблением взаимосвязи между субъектами отношений, формируются на основании отсутствия единства их интересов, направленностей и ценностей и выражаются в повышенном или пониженном уровне напряженности, отчужденности, конфликтности и агрессивности.
С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольных друзей, с другой – происходит заметная дифференциация межличностных отношений в самом классном коллективе. Как показывают социометрические исследования Я.Л. Коломинского, А.В. Киричука и других психологов, более резкой становится разница в положении «звезд», «отвергаемых» и «изолированных».
Критерии, определяющие социометрический статус старшеклассника в его классном коллективе, сложны и многообразны. По данным Я.Л. Коломинского, на первом месте здесь стоит влияние на сверстников физической силы; на втором месте – нравственные качества, которые непосредственно проявляются в общении, и общественная работа; дальше идут интеллектуальные качества и хорошая учеба, трудолюбие и навыки труда, внешняя привлекательность; на последнем месте стоит стремление командовать. По данным Б.Н. Волкова, десятиклассники выше всего ценят качества личности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с товарищами (честность, готовность помочь в трудные минуты жизни), на втором месте
12
стоят волевые качества личности, на третьем – интеллектуальные достоинства. В исследовании А.Н. Лутошкина дается иная последовательность предпочтений: интеллектуальные качества, отношение к людям (доброта, отзывчивость), моральные качества, волевые качества, деловые качества, внешние данные (внешняя привлекательность, умение следить за собой и т.д.).
Основным регулятором межличностных отношений, по мнению ряда ученых, является ценностно-смысловая сфера личности. Изучение понятия «ценности» неразрывно связано с понятиями «ценностные ориентации», «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев), с понятием «смысл» и «регуляция социального поведения» (Д.А. Леонтьев), «внутренняя позиция личности, или направленность» (Л.И. Божович).
Мы придерживаемся точки зрения Д.А. Леонтьева, Г.Е. Залесского, А.В. Серого, которые полагают, что развитие и функционирование систем личностных смыслов и ценностей носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов. Психологической основой ценностно-смысловых ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально детерминированные отношения личности к действительности.
Все многообразие ценностей личности образует сложную систему, обозначаемую понятием «аксиосфера личности» (М.С. Каган). В своем исследовании мы будем придерживаться мнения Л.В. Карпушиной и А.В. Капцова о том, что аксиосфера личности представляет собой личностные ценности, выражающие отношения значимости (важности) окружающей человека действительности. Они задают так называемую ценностную направленность личности, определяя вектор поведения и деятельности человека. Аксиологические направленности проявляются неодинаково в различных жизненных сферах. Они могут быть положительными и отрицательными, гуманистическими и прагматическими.
Очень важно отметить наличие противоречий в структуре аксиосферы личности, которые представляют собой взаимодействие двух противоположных по сути ценностей. Если же две личностные ценности независимы между собой, то они не вступают в противоречие, однако, в силу неодинаковости уровня значимости характеризуют неоднородность аксиосферы личности. Это означает, что на межличностные отношения личности влияют не только отдельные ценности, но и их соотношение.
Кроме вышеперечисленных составляющих для составления более полной картины исследования взаимосвязи дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников необходимо учитывать такой фактор, как уровень умственного развития, являющийся одной из основных характеристик ученика в школе.
Таким образом, можно заключить, что структура взаимосвязи показателей дисгармонии межличностных отношений и характеристик
13
ценностно-смысловой сферы личности опосредована показателями межличностных предпочтений, умственного развития, и состоит из: аксиологической направленности, смысложизненных ориентаций, социометрического статуса, эмоциональной экспансивности, показателей дисгармонии межличностных отношений, показателей умственного развития.