Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 19:05, автореферат
Актуальность исследования. Со сменой политического и экономического строя страны особый интерес для изучения психологов приобретает личность и ее новые ценности и смыслы, которые регулируют отношения человека к себе, к миру, к другим людям. Межличностные отношения человека на протяжении всей жизни развиваются и совершенствуются. Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования отношений и условия их развития. Содержание отношений обуславливают степень психологической близости партнеров, оценка отношений, позиция партнеров, степень знакомства. Основными функциями межличностных отношений являются помощь в адаптации к новой среде; познавательная функция (социальное познание, познание другого человека); удовлетворение потребности человека в контакте с другими людьми.
Во второй главе «Эмпирическое исследование взаимосвязи дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников» изложена программа проведения исследования, обоснованы методы сбора и обработки полученных эмпирических данных, сформулированы выводы.
Определение взаимосвязи определенных явлений и процессов предполагает единовременное предъявление всех используемых методик для испытуемых, особенно важно это для определения различных психических состояний. Для этого данное исследование было проведено с помощью горизонтального среза.
Для решения поставленной задачи об изучении особенностей взаимосвязи дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы в теоретической части работы были выделены следующие составляющие структуры данной взаимосвязи: аксиологическая направленность, смысложизненные ориентации, социометрические индексы, показатели дисгармонии межличностных отношений и показатели умственного развития.
Первичные результаты, полученные после проведения методик, направленных на определение уровня каждой из вышеперечисленных составляющих, показали следующее:
1. Результаты исследования дисгармонии межличностных отношений показали, что ученицы девятых и одиннадцатых классов оценивают свои отношения более гармоничными, нежели из восьмых и из десятых. Самые высокие баллы были получены по шкале конфликтность, на втором месте агрессивность. Таким образом, можно сделать вывод, что отношения старшеклассников характеризуются как дисгармоничные отношения, в которых постоянно присутствуют конфликты, которые, как правило, проявляются в повышенном уровне агрессивности.
2. Результаты исследования аксиологической направленности личности свидетельствуют о том, что старшеклассники более всего направлены на реализацию в сфере семьи, потом в сфере общественной жизни, менее всего в сфере увлечений. Следует отметить, что учащихся восьмых классов отличает низкий уровень ценности профессионального самоопределения, а девятиклассников – ценностей сферы образования. Это означает, что старшеклассники нацелены больше на построение будущих семейных отношений, на стремление занять высокое социальное положение, нежели на ценности повышения общего и профессионального образования.
3. Согласно результатам исследования смысложизненных ориентаций у старшеклассников, более всех о смысле жизни задумываются ученицы десятых и одиннадцатых классов: они удовлетворены результатами прошлого и не забывают о будущих целях и о настоящем. Интересными представляются
14
результаты учениц девятых классов: у них самый низкий уровень общей осмысленности жизни, они не удовлетворены настоящим и не настроены на будущее, т.е. не решены проблемы настоящего – профессиональное и личностное самоопределение. Также следует отметить, что юноши в старших классах, в отличие от девушек, не отличаются высоким уровнем осмысленности жизни.
В дополнение к вышеперечисленному, были получены результаты по социометрическим индексам каждого учащегося и составлена социометрическая матрица класса. Учтены факторы умственного развития каждого участника исследования для составления более полной картины взаимосвязи межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников.
После получения результатов по каждой составляющей для определения взаимосвязи показателей дисгармонии межличностных отношений с характеристиками ценностно-смысловой сферы личности и показателями межличностных предпочтений и умственного развития были использованы корреляционный и регрессионный анализы между всеми составляющими.
1. Согласно полученным данным (табл. 2) о взаимосвязи ценностей и показателей дисгармонии межличностных отношений, у учениц девятых классов с возрастанием уровня конфликтности повышается уровень ценности семьи, общественной жизни, увлечений, достижений и сохранения индивидуальности. Чем ниже уровень напряженности в отношениях, тем выше ценности увлечений, саморазвития и духовного удовлетворения.
Таблица 2
Коэффициенты корреляции личностных ценностей и показателей дисгармонии СОМО учениц девятых классов (n=34, p<0,05) Напряженность Конфликтность
Ценности сферы семьи 0,38
Ценности сферы общественной жизни
0,41
Ценности сферы увлечений
-0,45 0,53
Ценность саморазвития -0,42
Ценность духовного удовлетворения
-0,43
Ценность достижения 0,45
Ценность сохранения индивидуальности
0,45
В сравнении с ними ученицы одиннадцатых классов с низким уровнем конфликтности все более ценят образование и образованность (r = -0,54 , при p<0,05), взаимоотношения (r = -0,6 , при p<0,05) и креативность (r = -0,55 , при p<0,05).
15
2. Эмпирически доказана взаимосвязь показателей дисгармонии межличностных отношений со смысложизненными ориентациями и выявлены следующие особенности: существует обратная взаимосвязь между смысложизненными ориентациями на будущее и напряженностью межличностных отношений у учениц девятых классов (Beta = - 0,86 при р ≤0,05); между смысложизненными ориентациями на настоящее и напряженностью межличностных отношений у учениц десятых классов (Beta = - 0,83 при р ≤0,05); между общей осмысленностью жизни и отчужденностью в межличностных отношениях у учениц одиннадцатых классов (Beta = - 0,67 при р ≤0,05).
3. Эмпирически было доказано, что показатели дисгармонии в межличностных отношениях, напряженность, отчужденность и агрессивность восьмиклассников взаимосвязаны с социометрическим статусом или положением учащегося в группе сверстников. Агрессивность, отчужденность и конфликтность в межличностных отношениях девятиклассников взаимосвязаны с уровнем их эмоциональной экспансивности.
4. Взаимосвязь уровня умственного развития и показателей дисгармонии межличностных отношений показала, что ученицы десятых классов с высоким уровнем логического мышления являются менее агрессивными, нежели с низким уровнем. У девятиклассниц с возрастанием вербального интеллекта возрастает уровень отчужденности, как и у юношей. Юношей из девятых классов отличает взаимосвязь возрастания пространственного интеллекта и повышение агрессивности в общении. У юношей из восьмых и девятых классов с возрастанием уровня умственного развития увеличивается общий уровень дисгармонии в отношениях.
Для доказательства основной гипотезы после проведения корреляционного и регрессионного анализов был проведен факторный анализ для определения основных составляющих структуры взаимосвязи показателей дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы старшеклассников. Таким образом, были выявлены следующие составляющие: аксиологическая направленность, смысложизненные ориентации, показатели оценки межличностных отношений (социометрические индексы и показатели дисгармонии) и показатели умственного развития.
С помощью метода структурного моделирования уравнениями были составлены схемы взаимосвязи показателей дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы старшеклассников в зависимости от пола и возраста испытуемых.
Согласно обобщенной схеме (рис. 1) взаимосвязи дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы юношей из восьмых и девятых классов, отмечены следующие основные составляющие: смысложизненные ориентации, аксиологическая прагматическая направленность на увлечения и образование, показатель уровня умственного развития - общая осведомленность. Индексы адекватности модели RMS Stand. Residual у восьмиклассников – 0,089; у девятиклассников – 0,11.
16
Рис. 1. Обобщенная схема взаимосвязи дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы юношей-учащихся в 8-х и 9-х классах
Анализируя построенную схему взаимосвязи, можно сделать вывод о структуре формирования дисгармонии межличностных отношений юношейстаршеклассников. Несмотря на высокую общую осведомленность и аксиологическую прагматическую направленность в сфере обучения и образования, у юношей наблюдаются напряженные межличностные отношения, т.е. молодые люди чрезмерно сосредоточены на отношениях, которые являются неустойчивыми, трудными, доставляющими беспокойство. Таким образом, эрудированность и сосредоточенность на окружающих обстоятельствах дает классическую фундаментальную ошибку атрибуции: значение личностных черт переоценивается, а роль ситуации недооценивается. Поэтому юноши не умеют использовать в общении такие механизмы познания, как установление причинно-следственных связей поведения, методы саморефлексии и эмпатии, акцентируя внимание на поверхностной идентификации, стереотипизации, интеллектуализации поступков партнеров по общению. Неумение адекватно оценить и почувствовать партнера и свои ощущения в межличностных отношениях является основной причиной их дисгармонии. При этом причиной этих проблем юноши видят в случайном стечении обстоятельств, собственной неудачливости.
Согласно обобщенной схеме (рис. 2) взаимосвязи дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы учениц восьмых и десятых классов, в ее состав входят три составляющие: аксиологическая направленность, смысложизненные ориентации и показатели оценки межличностных отношений (социометрический статус и показатели дисгармонии межличностных отношений). Отличаются схемы по составляющей дисгармонии межличностных отношений у восьмиклассниц - это
17
агрессивность и социометрический статус в учебе, как и у юношей, у десятиклассниц это отчужденность и социометрический статус во внеучебной деятельности. Восьмиклассницам свойственна агрессивность, так как в процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д. В отличие от них, у десятиклассниц наблюдается отчужденность, связанная с тем фактом, что десятый класс состоит из учащихся, ранее обучавшихся в разных классах и плохо знающих друг друга. Индекс адекватности модели RMS Stand. Residual – 0,09 у обеих выборок. Составляющая умственного развития отсутствует в данных моделях по причине отсутствия ее актуальности на этом этапе школьного обучения.
Рис. 2. Обобщенная схема взаимосвязи дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы девушек-учащихся в 8-х и 10-х классах
Индекс адекватности модели взаимосвязи дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы RMS Stand. Residual у девятиклассниц – 0,09, у одиннадцатиклассниц – 0,06. Согласно обобщенной схеме (рис. 3), девятиклассницы в отличие от учениц одиннадцатого класса, сосредоточены на себе в настоящем, на своих актуальных потребностях смыслах и ценностях, а именно на образовании. У них высокий уровень общей осведомленности. В общении они используют адекватно только саморефлексию, так как они сосредоточены только на своих желаниях и потребностях (локус контроля-я), и видимо неадекватно эмпатию и идентификацию, вследствие чего их отношения отчужденные, но в то же время они хотят общаться со всеми, хоть с кем-нибудь. Одиннадцатиклассницы же сконцентрированы на своих будущих целях и не замечают настоящих потребностей и желаний окружающих, что приводит к несовпадению мнений и проявляется в излишней агрессивности.
18
Рис. 3. Обобщенная схема взаимосвязи дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы девушек-учащихся в 9-х и 11-х классах
Для доказательства гипотезы о том, что дисгармония межличностных отношений зависит от соотношения ценностей в структуре аксиосферы личности старшеклассников, были определены основные предпочтения ценностей в структуре аксиосферы старшеклассников: между материальными и духовными ценностями, между ценностями саморазвития и престижа, между ценностями саморазвития и достижений. Далее был проведен пошаговый регрессионный анализ, подтверждающий данную зависимость.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что восьмиклассники, оценивающие свои отношения как дисгармоничные, характеризуются предпочтением ценностей сферы образования ценностям сферы увлечений, что подтверждает чрезмерная увлеченность компьютерными играми у учащихся, ведущая к дисгармонии в межличностных отношениях. У восьмиклассниц, девятиклассников, девятиклассниц и одиннадцатиклассниц дисгармония межличностных отношений зависит от предпочтения материальных ценностей духовным.
В заключении диссертации подведены итоги работы, обобщены результаты исследования, сформулированы следующие выводы: 1. В результате теоретического анализа конкретизированы понятия гармоничные и дисгармоничные межличностные отношения. Гармоничные отношения – это взаимодействия, которые предполагают взаимность, субъектность отношений и формируются на основании единства интересов, направленностей и ценностей партнеров отношений. Дисгармоничные отношения – это взаимодействия, которые характеризуются ослаблением взаимосвязи между субъектами отношений, формируются на основании
19
отсутствия единства их интересов, направленностей и ценностей и выражаются в повышенном или пониженном уровне напряженности, отчужденности, конфликтности и агрессивности. Предпосылками, лежащими в основе дисгармонии межличностных отношений старшеклассников, являются преобладание одного из видов идентификации, отсутствие рефлексии или слишком глубокий рефлексивный анализ своих чувств и состояний, необходимых для гармоничного общения, ошибки каузальной атрибуции, отсутствие опыта в общении.
2. Показатели дисгармонии межличностных отношений взаимосвязаны с множеством различных социально-психологических характеристик личности. Существует взаимосвязь между показателями дисгармонии межличностных отношений и: аксиологической направленностью личности, смысложизненными ориентациями, социометрическим статусом и экспансивностью личности, и уровнем умственного развития личности старшеклассника.
3. В состав структуры взаимосвязи показателей дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы входят не только показатели ценностно-смысловой сферы и дисгармонии межличностных отношений, но и показатели умственного развития и социометрические индексы. Таким образом, взаимосвязь показателей дисгармонии межличностных отношений и характеристик ценностно-смысловой сферы опосредована показателями межличностных предпочтений, умственного развития и зависит от половозрастных особенностей.
Структура взаимосвязи показателей дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы личности учениц восьмых и десятых классов состоит из смысложизненных ориентаций, аксиологической прагматической направленности на общественную жизнь, показателей оценки межличностных отношений (показателей дисгармонии межличностных отношений и социометрического статуса). У учениц девятых и одиннадцатых классов структура взаимосвязи состоит из смысложизненных ориентаций, аксиологической прагматической направленности на образование, показателей умственного развития, показателей оценки межличностных отношений (показатели дисгармонии межличностных отношений и индекс положительной экспансивности). У учеников восьмых и девятых классов структура взаимосвязи состоит из смысложизненных ориентаций, аксиологической прагматической направленности, показателей умственного развития, показателей оценки межличностных отношений (напряженности и социометрического статуса).