Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 16:36, курсовая работа
Перед современной школой стоят задачи дать общее образование, обеспечитъ развитие общих способностей и всемерно поддерживать ростки специальных дарований. При этом необходимо учитывать, что обучение и воспитание «оказывают формирующее влияние на умственные возможности подростков не непосредственно, а через внутренние условия - возрастные и индивидуальные.»( )
Под способностями, по Теплову, понимаются индивидуально-психологические особенности, обуславливающие лёгкость и быстроту приобретения знаний, навыков, которые, однако, и не сводятся к этим особенностям. В качестве природных предпосылок развития способностей рассматриваются анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы типологические свойства нервной системы, соотношение 1 и 2 сигнальных систем, индивидуальные особенности строения анализаторов и специфика межполушарного взаимодействия.
Введение
Глава теоретическая
Понятие способностей
Математические способности
Структура математических способностей
Типы математических складов ума
Возрастные особенности математических способностей.
Половые различия в характеристике математических способностей.
Тревожность. Анализ и состояние проблемы.
Типический черты школьников математического класса.
Глава практическая
Программа исследования
Основные результаты и выводы
Заключение
Библиография
Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности. Тревожность ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в общении, связана с отрицательным социальным статусом ( ), формулирует конфликтные отношения.
Как мы видим, решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии. Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у детей поможет избежать ряда трудностей, указанных ранее.
1.3.1. Типические черты школьника
математического класса.
Данные, полученные при проведение исследований под руководством С.А.Изюмовой ( ) позволяют построить усредненный психологический портрет, описывающий наиболее типичные черты школьников математического класса.
Типичные « математики» имеют следующий набор черт:
В познавательной сфере - это, прежде всего хорошие способности к переработке слуховой, а также зрительной информации, активно используются приемы смысловой памяти, лучше запоминают материал абстрактно-логического содержания. Высокий вербальный интеллект, часто преобладание вербального интеллекта над невербальным, сформированные способности к обобщению.
В мотивационной сфере – преобладание познавательной потребности над социальными мотивами, школьников привлекает сам процесс усвоения знаний, присуще высокая потребность в постоянной умственной деятельности, желание решать трудные, необычные задачи. Из социальных мотивов более выражен один – продолжение образования. Больше нравятся предметы физико-математического цикла, а также химия. Эти же предметы для них наиболее важны. Наиболее значимые мотивы связанны больше собственной интеллектуальной деятельностью. У них большой интерес к теории, к методам научного исследования, к самостоятельным поискам. Сами занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития своего мышления. Более сформированны зрелые формы познавательной потребности, направленные на содержание и сам процесс овладения знаниями. Важна потребность в самосовершенствовании: ума, волевых качеств.
Личностные особенности школьников математического класса - практичны и реалистичны, хорошо осознают требования действительности. В своих поступках больше подчиняются рассудку, логике. Более холодны в отношение с людьми. Предпочитают общению интеллектуальные занятия. Спокойны и уравновешены. Хорошо владеют собой, даже в трудных ситуациях. Высокий уровень субъективного контроля над важными событиями. Считают, что большинство событий в их жизни было результатом их собственных действий. Чувствуют ответственность за их течение. Стараются планировать свое поведение. Хорошо сознают собственные недостатки. Слонны обвинять себя в неудачах. Эмоционнальная устойчивость и высокие показатели приспособленности поведения.
Тип и свойство нервной системы – «математиков» характиризует мыслительный тип. Более активированное левое полушарие мозга, полюс активности в регуляторных отделах мозга.
Глава практическая.
Программа исследования.
В рамках нашего
исследования мы предположили, что
имеется взаимосвязь
Экспериментальная группа (Э Г)
Состоит из 19 учеников математического 10 класса школы № 42 г. Петрозаводска в возрасте от 15 до 16 лет. Среди них 7 – девушек и 12 – юношей. Все они имеют интерес к математике как науки и показывают более высокие результаты по математике в, сравнении со средними показателями по этому предмету у учащихся общеобразовательного класса.
Контрольная группа (К Г)
Состоит из 19 учащихся 10 общеобразовательного класса школы №8 г. Петрозаводска. В Возрасте от 15 до 17 лет, среди них 10 – девушек и 9 – юношей.
На первом этапе исследования – подготовительном, использовался сравнительный метод. Сопоставлялись две выборки – ЭГ и КГ, собранные предварительно сведения дали возможность выдвинуть гипотезу о наличие взаимосвязи между математическими способностями и уровнем тревожности.
На втором этапе исследования – собственно исследование, использовались конкретные методики для получения данных, которые определяются характером поставленной задачи.
Используемые методы и методики:
Описание методов и методик.
Эта методика является развёрнутой субъективной характеристикой личности. Ю. Л. Ханин приводит в этой связи мысль А. А. Ухтомского: «Так называемые «субъективные» показания столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровывать».
По Ю.
Л. Ханину личностная тревожнос
Опросник состоит из 20 утверждений о том, как испытуемый чувствует себя обычно. Каждое утверждение он должен оценить по
4-х балльной шкале: «1» – почти никогда; «2» – иногда; «3» – часто; «4» - почти всегда.
Результаты оцениваются в градациях:
До 30 баллов - низкая тревожность
31 – 45 баллов - средняя тревожность
46 и более баллов - высокая тревожность
По значению в баллах, полученному для личностной тревожности, можно предварительно оценить личность в плане характеологических свойств. Высокая активность соответствует сангвинии и меланхолии, а низкая – флегмании и холерии, - личностным состояниям и свойствам адекватным мыслительному и практико-мыслительному, а также художественному и практико-художественному типу характера
2. Опросник
личностной тревожности
Опросник предназначен для
40-50 баллов – очень высокая тревожность
25-40 баллов – высокий уровень тревожности
25-15 – средний уровень с
15-5 – средний уровень с
5-0 - низкий уровень.
3.Анализ продуктов деятельности.
Работа с документами.
Цель: получить средний балл успеваемости по математике каждого ученика и в ЭГ и в КГ.
Изучались классные журналы. Средний балл конкретного ребенка, вычислялся как среднее арифметическое всех четвертных оценок по математике этого ребенка. Был подчитан также средний показатель успеваемости по выборке, который составил в ЭГ - в КГ - баллов.
Средний показатель успеваемости по выборке был подчитан по формуле:
М =
На третьем
этапе данные обрабатывались с помощью
количественного и
Основные результаты и выводы.
Целью нашей работы было определение взаимосвязи между уровнем тревожности и успеваемостью по математике. В ходе исследования было сформировано две группы - ЭГ и КГ. Поэтому мы должны выявить:
Для того , чтобы выявить существует ли прямая или обратная связь между уровнем тревожности и успеваемостью по математике в КГ и ЭГ использовался корреляционный анализ. Для интервальных шкал прежде, чем приступить к корреляционному анализу рекомендуется произвести регрессионный анализ. Для начала устанавливается форма зависимости между случайными величинами.
X (независимая переменная) – математическая успеваемость
Y ( зависимая переменная ) – уровень тревожности
Регрессионный анализ в наглядной форме производится с помощью так называемых корреляционных полей. Точка на корреляционном поле – своеобразное положение испытуемого. (см. Приложение 1 )
В нашем случаи линию регрессии провести нельзя, поэтому мы можем предположить, что связь между признаками отсутствует.
Для большей достоверности, подтверждения этого факта, используем критерий ранговой корреляции Спирмена (R ) и критерий корреляции Пирсона (P ). Результаты представлены в таблице.(см. Приложение 2 )
Можно сделать
вывод, что значимой корреляционной
связи между уровнем
Для того, чтобы определить есть ли различия в распределение уровня признака ( уровня тревожности ) в этих двух выборках использовался U - критерий Манна-Уитни. Этот критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. В нашем случаи U =171.5, что больше, чем U, отсюда мы можем сделать вывод, что уровень тревожности в КГ не ниже уровня тревожности в ЭГ.
Информация о работе Взаимосвязь математических способностей и уровня тревожности