Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 16:15, курсовая работа
Если проблеме личностной регуляции принятия решений уже посвящена значительная часть литературы, то проблема отражения в индивидуальных ценностных мотиваций принятия решений вкупе с готовностью к риску связанному с профессиональной деятельностью достаточно нова. В итоге можно считать, что проблемы психологии риска были и остаются актуальными для прикладной психологии. При этом есть основания полагать, что в данной области остаются вопросы, требующие общепсихологического, теоретического и эмпирического исследования. В частности, отсутствуют данные о границах изменчивости склонности к риску в онтогенезе, на разных возрастных этапах, о влиянии на склонность к риску ведущей деятельности личности, ее социально-профессионального статуса и в целом социальной ситуации развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РИСКА И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ………………………………………….6
1.1 Основные подходы и концепции определения понятия риска 6
1.2 Основные подходы и теории изучения принятия решений 13
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И СКЛОННОСТИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМУ РИСКУ 22
2.1 Организация и методика исследования личностных факторов принятия решений и склонности к предпринимательскому риску……………………………………………………………… 22
2.2 Обработка и корреляционных анализ результатов исследования личностных факторов принятия решений и склонности к предпринимательскому риску 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник "Склонность к предпринимательскому риску……………………………………………………………………………...35
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика измерения уровня макиавеллизма личности 37
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И СКЛОННОСТИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМУ РИСКУ
2.1 Организация и методика исследования личностных факторов принятия решений и склонности к предпринимательскому риску
В процессе проведения исследования целью работы было изучение личностных факторов принятия решений и склонности к предпринимательскому риску и выявление возможной взаимосвязи между ними. Объектом исследования являлась смешанная выборка студентов, а предметом исследования – взаимосвязь между личностными факторами принятия решений и склонностью к предпринимательскому риску. Для достижения поставленной цели необходимым было решение следующих задач:
1. Провести теоретический анализ подходов к изучению риска и принятия решений в литературе.
2. Эмпирически определить
3. Выявить наличие взаимосвязи между личностными факторами принятия решений и склонностью к предпринимательскому риску.
4. Провести анализ и
Была выдвинута гипотеза о том, что существует связь между личностными факторами принятия решений и склонностью к предпринимательскому риску.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ научной
литературы по проблеме
2. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
3. Метод тестов:
4. Методы статистической
Исследование проводилось в течение двух недель в групповом порядке. Общий объем выборки составил 30 человек, смешенная выборка студентов.
Для решения поставленных выше практических задач были использованы опросник «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР-25). Т. В. Корнилова и опросник «Склонность к предпринимательскому риску».
Рассмотрим далее психодиагностическую методику ЛФР в качестве примера нормативного опросника, позволяющего измерять индивидуальные различия в специфичных шкалах личностной регуляции ПР - рациональности и готовности к риску.
Операционализация психологической переменной готовности к риску, понятой как готовность к актуализации своего интеллектуального и личностного потенциала при принятии решений в условиях неопределенности, означает разработку методики измерения соответствующих межиндивидуальных различий. Это позволяет перейти от описательных реконструкций принятия риска в стратегиях субъекта к обсуждению вопросов об эмпирических закономерностях, т.е. установлении связи этих свойств, отражающих личностную обусловленность ПР, с другими шкалами личностной саморегуляции и особенностями микрогенеза ПР. Апробация такого опросника на отечественных выборках подготовила также рассмотрение вопроса о связях показателей готовности к риску с переменными диспозициональной мотивации как личностными образованиями более глубинного уровня и не специфичными по отношению к регуляции только ПР.
Следует указать основания, в отношении которых конкретизированы использованные в методике ЛФР личностные шкалы, или психологические кoнструкты: связь риска с рассуждением, сбором информации и готовностью к ПР при ее неполноте. Предполагалось, что действия человека могут одновременно характеризоваться и как рациональные, и как содержащие фактор риска, поскольку между целедостижением и целеобразованием всегда существует некий зазор, несоответствие.
Было намечено соотношение понятий "принятие риска" и "готовность к риску". Следует добавить, что "готовность к риску" связывается с разными видами активности, в том числе и с имеющими неадаптивный характер. "Рациональность" же, понятая как готовность обдумывать свои решения и действовать при возможно более полной ориентировке в ситуации, может характеризовать разные, в том числе и рискованные решения субъекта. Соответственно более и менее рациональными могут оказаться, с этой точки зрения, субъекты с разной степенью выраженности готовности к риску.
Другим важным предположением было признание статуса готовности к риску как свойства, предполагающего разноуровневые процессы саморегуляции решений и действий субъекта. Это позволило различать психодиагностические задачи, связанные с идентификацией "рискованности" на разных уровнях анализа ее проявлений в познавательных и поведенческих стратегиях. Одним из направлений такого анализа является выявление субъективных предпочтений в выборах тех или иных форм активности.
Проявление риска не прямо диктуется свойствами ситуации (т.е. фактор риска нельзя понимать только как фактор задачи). Рискованность - достаточно обобщенная характеристика способов выхода субъекта из ситуаций неопределенности, и в этом смысле она понимается как личностная склонность. Как индивидуальная характеристика, эта готовность предполагает также оценку субъектом своего прошлого опыта (с точки зрения чувства "Я рискую", результативности своих действий в ситуациях шанса, умения полагаться на себя без достаточной ориентировки в ситуации и т.п.). Это чувство представлено как экспликациями на уровне самосознания того, насколько человек интеллектуально опосредствует свои решения в ситуациях неопределенности, так и в предвосхищающих оценках возможных изменений уровней самоконтроля.
Такие ситуационные факторы риска, как неполнота информации, физическая или психологическая угроза, возможности контроля над изменениями ситуации, могут не совпадать с субъективными репрезентациями риска. Можно предложить такой гипотетический критерий для ограничения личностной шкалы субъективного риска: риск с точки зрения субъекта есть там, где им не только обнаружено несоответствие требуемых и наличных или потенциальных возможностей в управлении им ситуацией, но и где неопределенной является сама оценка собственного интеллектуально-личностного потенциала своих возможностей в ПР.
Важно также, что готовность к риску может означать не отказ от развертывания мыслительной ориентировки в ситуации, а готовность к самоконтролю действий при заведомой неполноте или недоступности необходимых ориентиров, а также готовность полагаться на свой потенциал. Соответственно опросник, учитывающий осознаваемые личностью закономерности ее способов разрешения ситуаций неопределенности, может строиться на использовании высказываний, фиксирующих эти возможные субъективные репрезентации личностного риска в самосознании.
На основе высказанных предположений о регуляции принятия риска по отношению к исходному варианту EQS в опроснике ЛФР были усилены шкалы "рискованности" и "рациональности". Это "усиление" произошло на основе замен и дополнений пунктов шкалы утверждениями, более соответствующими указанному пониманию регуляторной функции готовности к риску. Методика стала направленной на выявление рассмотренных двух личностных свойств - готовности к риску и рациональности как психологических переменных, влияющих на принятие решений в широком контексте жизненных ситуаций.