Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 22:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить различия в механизмах психологической защиты и проявлениях коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем трудовой деятельности.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей.
2. Эмпирически изучить механизмы психологической защиты и коммуникативную толерантность у учителей с разным стажем.
3. Определить доминирующие механизмы психологической защиты у у учителей с разным трудовым стажем.
4. Эмпирическим путём установить степень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
5. Выявить взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей.
6. Выявить различия в механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.

Содержание

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ, КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ
Понятие механизмов психологических защит личности
1.2. Проблема коммуникативной толерантности в психологии
1.3. Формирование профессиональной идентичности у учителей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Эмпирическое изучение механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем
2.3. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей
1.4. Сравнительный анализ механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

итог диплом Штогриной.docx

— 451.08 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ЗАЩИТ, КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ  И ПРОФИССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ  У УЧИТЕЛЕЙ

    1. Понятие механизмов психологических защит личности

1.2. Проблема коммуникативной  толерантности в психологии

1.3. Формирование  профессиональной идентичности  у учителей

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ЗАЩИТ И КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ  У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ

2.1. Организация  и методика исследования

2.2. Эмпирическое  изучение механизмов психологической  защиты и коммуникативной толерантности  у учителей с разным трудовым  стажем

2.3. Взаимосвязь   механизмов психологической защиты  и коммуникативной толерантности  у учителей

1.4.  Сравнительный  анализ  механизмов психологической  защиты и коммуникативной толерантности  у учителей с разным стажем

Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Актуальность  исследования: Данное исследование посвящается проблеме механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем. Важность изучения психологического аспекта профессии учителя и практической деятельности по совершенствованию педагогического мастерства неоспорима. Школа – является одним из основных институтов, влияющих на развитие личности ребенка, а, следовательно,  в профессии учителя важны не только его трудовые навыки но и личностные характеристики.

Психологические защиты несут в себе ряд как  положительных, так и негативных свойств. Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна "передышка" для новой активности. Однако, если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и  по сути заменяет активность, то психологический  комфорт достигается ценой искажения  восприятия реальности, или самообманом. Понимание особенностей проявления механизмов психологической защиты у учителей позволяет знать, в каком направлении стоит двигаться практическому психологу                                                                                                                                             при работе с педагогами в целях формирования личностного роста у учителей. Среди исследователей механизмов психологической защиты можно выделить З. Фрейда, А. Фрейд, Р. Плутчика, Р. Келлермана, Х. Конта, Б. Д. Карвасарского, Д. Б. Бассина и др. Стоит отметить, что на сегодняшний день номенклатура защитных механизмов разнообразная и персонально специфична. Нет единства в терминологии. Существуют проблемы в практикоориентированности исследований механизмов психологической защиты.

Коммуникативная толерантность относительно новое  и не достаточно изученное в психологии понятие. Оно характеризует отношение личности к людям, показывает степень переносимости ею неприемлемых психических состояний, качеств и поступков партнеров по коммуникативному взаимодействию. На сегодняшний день стоит выделить таких исследователей коммуникативной толерантности  как В.В. Бойко, Г. В. Безюлеву, Г. М. Шаламову и др. Коммуникативная толерантность во многом определяет успешность педагогической деятельности учителя в процессе его взаимодействия с коллегами и учащимися.

Вместе с тем  механизмы психологической защиты и коммуникативная толерантность у учителей с разным трудовым стажем не стали предметом специфических научных исследований. Нет исследований подтверждающих наличие взаимосвязи между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью. Между тем исследования в данном направлении помогу лучше понять, как происходит профессиональное становление педагога, выявить его основные проблемы, требующие психологической работы с личностью педагога.

Цель  исследования: выявить различия в механизмах психологической защиты и проявлениях коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем трудовой деятельности.

Задачи:

1.Провести теоретический анализ проблемы механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей.

2. Эмпирически изучить механизмы психологической защиты и коммуникативную толерантность у учителей с разным стажем.

3. Определить доминирующие механизмы психологической защиты у у учителей с разным трудовым стажем.

4. Эмпирическим путём установить степень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.

5. Выявить взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей.

6. Выявить различия в механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.

Объект  исследования: коммуникативная толерантность личности.

Предмет исследования: механизмы психологической защиты и коммуникативная толерантность у учителей с разным трудовым стажем.

Гипотеза  исследования: 1. Существует взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей. 2. Механизмы психологической защиты и уровень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем различаются.

Методологическая  основа исследования: структурная теория механизмов психологической защиты Р. Плутчика. Понятие коммуникативной толерантности, введенное В.В. Бойко, определяемое как, характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприемлемых психических состояний, качеств и поступков партнеров по коммуникативному взаимодействию. Классификация стадий профессионального становления Ф. Зеера.

Методы исследования:

    • Общенаучные (анализ, синтез, обобщение, сравнение)
    • Методы сбора данных – метод тестов (методика «Индекс жизненного стиля» Плутчик-Келлермана-Конте; методика «Диагностика коммуникативной толерантности» В. В. Бойко)
    • Методы математико-статистической обработки данных (Метод ранговой корреляции Спирмена, U-критерий Манна-Уитни)
    • Методы интерпретации (структурный и генетический).

Научная новизна исследования: данная работа расширяет и углубляет знания о механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности учителей. В настоящем исследовании установлена взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей с разным стажем. Выявлены различия в механизмах психологической защиты и проявлениях коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.

Практическая  значимость исследования: результаты данного исследования могут быть использованы в практической работе психолога с учителями: в консультационной, психотерапевтической, психокоррекционной и просветительской деятельности.

Эмпирическая  база исследования. Исследование проводилось в СШ №183 г. Минска. Выборка исследования составила педагогов, из них 15 учителей со стажем 0-5 лет, 15 учителей со стажем 6-10 лет, 15 учителей со стажем 11-20 лет, 15 учителей со стажем выше 20 лет.

Объем и структура  дипломной работы: введение, общая характеристика работы, основная часть (представленная двумя главами), заключение, список использованных источников, 14 таблиц, 3 рисунка, 4 приложения. Объем дипломной работы составляет 59 страниц.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ЗАЩИТ, КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ  И ПРОФИССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ  У УЧИТЕЛЕЙ

 

1.1 Понятие механизмов психологических защит личности

 

Начиная с раннего  детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают  и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности". Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях [43].

На самом же деле речь идет о различного рода приспособительных  процессах, свойствах и качествах, которые приобретает личность при своей социализации. Термины "психологическая защита", "защитные механизмы" были введены в психологический тезаурус З. Фрейдом, а затем продолжены, интерпретированы, трансформированы и модернизированы как представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов психоаналитической ориентации, так и других психологических направлений – экзистенциональной психологии, гуманистической психологии, гештальт-психологии и др [47; 48].

Номенклатура  защитных механизмов разнообразна и  персонально специфична. Нет единства и в терминологии. Но существование  защитных механизмов считается экспериментально подтвержденным, наличие не отрицается. Кроме того, они широко используются в теории и практике психологии, психотерапии, психиатрии [29].

В обычной жизни  любого человека возникают те или  иные эмоционально напряженные и  негативные ситуации, переживание которых  приводит к различного рода личностным нарушениям, неприятностям, отрицательным аффектам, деструкции. Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены, несмотря на значительные усилия, возникают состояния эмоционального напряжения – стрессы и фрустрации [42].

Нередко все предпринятые конструктивные попытки не приводят к желаемой цели. Напряжение продолжает расти и человек перестает  замечать альтернативные пути. Кроме  того, рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: человек  волнуется, впадает в панику, теряет контроль над собой и появляются разнообразные деструктивные последствия [5].

Во многих случаях  снятие напряжения происходит с помощью  психологических защит.

Примерами защитных типов поведения могут быть:

а) агрессия (или  нападение на "фрустратора");

б) аутизм (самозамыкание, "уход от фрустратора");

в) репрессия (подавление желаний, "отказ от фрустратора");

г) рационализация (объяснение поведения ложными мотивами, "оправдание фрустратора");

д) сублимация (переключение поведения с неудачной деятельности на новую, "замещение фрустратора")

е) забывание ;

ж) самопрощение ("Да! А что?");

з) проекция собственной  вины на всех других ("Сами виноваты!") и др.

Как мы отметили выше, впервые термин "психологическая  защита" был введен в психологию известным австрийским психологом Зигмундом Фрейдом [45; 46; 47; 48].

Более полно концепция  механизмов психологических защит представлена А. Фрейд, в частности в ее работе "Психология Я и защитные механизмы" [45], русскоязычный вариант которой издан в 1993 году. Рассматривая психологические защиты как один из механизмов адаптации и интеграции личности, она полагала, что они есть бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения Я компромисса между противодействующими силами Оно или Сверх-Я и внешней действительностью. Механизмы психологической защиты направлены на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом. А. Фрейд (вслед за своим отцом З. Фрейдом) считала, что защитный механизм основывается на двух типах реакций:

1.   блокирование  выражения импульсов в сознательном  поведении; 

2. искажение их  до такой степени, чтобы изначальная  их интенсивность заметно снизилась  или отклонилась в сторону. 

Как пишет Б. Д. Карвасарский: «Начиная с З. Фрейда и в последующих работах специалистов, изучающих механизмы психологической защиты, неоднократно отмечается, что привычная для личности в обычных условиях защита, в экстремальных, критических, напряженных жизненных условиях обладает способностью закрепляться, приобретая форму фиксированных психологических защит. Это может "загнать в глубь" внутриличностный конфликт, превратив его в бессознательный источник недовольства собой и окружающими, а так же способствовать возникновению особых механизмов названных З. Фрейдом сопротивлением» [28, c. 133].

"Защита" и  "сопротивление" – особые  механизмы психики, позволяющие  ему освободиться от неприятных  чувств и воспоминаний, держать  их вне своего сознания, что  обеспечивает бессознательную компенсацию  тревоги и стресса. Психологическая защита – один из механизмов, препятствующих изменению личности.

Наряду с понятием "защита" особое место в психодинамике  занимает понятие "трансфер".

Кроме трансферного, в области сопротивления рассматриваются  явления, называемые вторичной выгодой.

Расширение представлений  о защите связано с именем дочери Зигмунда Фрейда — Анной Фрейд. Она сделала попытку обобщить и систематизировать знания о механизмах психологической защиты, накопившиеся к середине 40-х годов XX века. А. Фрейд подчеркивала оберегающий характер защитных механизмов, указывая, что они предотвращают дезорганизацию и распад поведения, поддерживают нормальный психический статус личности [45].

В базовую концепцию  отца А. Фрейд внесла определенные коррективы: акцентировалась роль механизмов защиты в разрешении внешних (социогенных) конфликтов, а сами механизмы рассматривались не только как проявление врожденных задатков, но и как продукты индивидуального опыта и непроизвольного научения. Было сформировано представление о том, что набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности. И, наконец, она дала первую развернутую дефиницию защитных механизмов: «Защитные механизмы — это деятельность «Я», которая начинается, когда «Я» подвержено чрезмерной активности побуждений или соответствующих им аффектов, представляющих для него опасность. Они функционируют автоматично, не согласуясь с сознанием» [45, c. 132]

Информация о работе Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей