Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 22:37, дипломная работа
Цель исследования: выявить различия в механизмах психологической защиты и проявлениях коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем трудовой деятельности.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей.
2. Эмпирически изучить механизмы психологической защиты и коммуникативную толерантность у учителей с разным стажем.
3. Определить доминирующие механизмы психологической защиты у у учителей с разным трудовым стажем.
4. Эмпирическим путём установить степень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
5. Выявить взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей.
6. Выявить различия в механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ, КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ
Понятие механизмов психологических защит личности
1.2. Проблема коммуникативной толерантности в психологии
1.3. Формирование профессиональной идентичности у учителей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Эмпирическое изучение механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем
2.3. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей
1.4. Сравнительный анализ механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В отечественной психологии концепции защитных механизмов также неоднозначны. Один из концептуальных подходов к психологическим защитам, представлен Ф.В. Бассиным [5]. Здесь психологическая защита рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму. Другой подход содержится в работах Б.Д. Карвасарского [28]. Он рассматривает психологическую защиту как систему адаптивных реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений – когнитивных, эмоциональных, поведенческих – с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я – концепцию. По их мнению, этот процесс происходит, как правило, в рамках неосознаваемой деятельности психики с помощью целого ряда механизмов психологических защит, одни из которых действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), другие – на уровне трансформации (искажения) информации (например, рационализация). Устойчивость, частое использование, ригидность, тесная связь с дезадаптивными стереотипами мышления, переживаний и поведения, включение в систему сил противодействия целям саморазвития делают такие защитные механизмы вредными для развития личности. Общей чертой их является отказ личности от деятельности, предназначенной для продуктивного разрешения ситуации или проблемы.
Экспериментальные исследования Э. А. Костандова убедительно доказали существование физиологической основы для реализации перцептивной защиты. Анализ реакций человека на еще не осознаваемые стимулы обнаружил существование особо чувствительного механизма, который на основе еще не достигшей сознания информации способен с помощью лимбической системы оценить эмоциональное значение раздражителя, при необходимости повысить порог восприятия и тем самым вызвать соответствующую его переоценку[33; 34].
Е. С. Романова и Л. Р. Гребенникова определяют психологическую защиту как нормальный, повседневно работающий механизм человеческого сознания и проводят различия между патологической защитой и «нормальной, профилактической, постоянно присутствующей в нашей повседневной жизни». При этом конструктивные механизмы защиты связаны с осознанным их принятием и регуляцией, а деструктивные механизмы — с неосознанным использованием их субъектом [42].
Вместе с тем,
в современных публикациях, посвященных
обсуждаемой проблеме, единодушно признается
тот факт, что механизмы защиты
находятся между потребностью личности
и ее удовлетворением. Отсюда – защита
есть зеркальное отражение возможного,
но не реализованного личностью процесса
мотивации или отражение
Таким образом, психологическая защита – это естественное противостояние человека окружающей среде. Роль механизмов психологической защиты личности состоит в том, что они бессознательно предохраняет его от эмоционально-негативной перегрузки. Все кажущиеся разнообразными техники можно свести, в принципе, к единой функции: "Что бы ни делать, как бы ни делать, лишь бы достичь комфортного состояния, безопасности". Защита не есть "встроенная" от рождения личностная структура. В процессе социализации защитные механизмы возникают, изменяются, перестраиваются под влиянием социальных воздействий. Например, защита может перейти в альтруизм или накопление ценностей и др. В конечном итоге психологические защиты становятся способом существования нереализуемых влечений, желаний, потребностей [29].
Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:
Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабление тревоги [13].
Роль психологических защит, с одной стороны, можно рассматривать как позитивную, поскольку они предохраняют личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение. С другой стороны, они могут оцениваться и негативные. Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор как, пока нужна "передышка" для новой активности. Однако, если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом.
Психологическая
защита, искажая реальность с целью
сиюминутного обеспечения эмоционального
благополучия, действует без учета
долговременной перспективы. Ее цель достигается
через дезинтеграцию поведения,
нередко связанную с
По мере нарастания
отрицательной информации, критических
замечаний, неудач, неизбежных при нарушении
процесса социализации, психологическая
защита, временно позволявшая личности
иллюзорно-положительно воспринимать
объективное неблагополучие, становится
все менее эффективной. В случае
неэффективности ее действия, либо
недостаточной
Р. Плутчиком в соавторстве с Г. Келлерманом и Х. Контом в 1979 году была разработана теоретическая модель механизмов защиты. Затем он использовал ее как теоретическую и методологическую основу при разработке теста-опросника механизмов защиты «LIFE STYLE INDEX».
Предлагая оригинальную модель защиты, Р. Плутчик неоднократно подчеркивает, что она концептуально базируется на общей психоэволюционной теории эмоций, разработанной им же и описанной в ряде книг и научных статей. Рассмотрим более подробно некоторые исходные моменты, положения и выводы структурной теории защиты.
При разработке
первоначальной модели Р.Плутчик исходит,
во-первых, из того, что защитные механизмы
соотносятся с аффективными состояниями
и диагнозами. Например, связь между
защитным механизмом замещения и
клиническим состоянием гнева или
агрессии проходит через всю социально-
В-третьих, модель
предполагает существование малого
количества базисных защит: различные
перечни их, предлагаемые различными
авторами, отражают либо идеи наложения
(разного названия одних и тех
же явлений), либо сочетания базисных
защит. И последнее: модель Плутчика
предполагает, что существуют некоторые
явные противоположности среди
защитных механизмов. Конкретно отмечается
биополярность подавления и замещения,
реактивного образования и
Р. Плутчик выделяет
8 защитных механизмов, составляющих сферу
психологической защиты. Из них же
были синтезированы общие
Отрицание – отсутствие осознания определенных событий, элементов жизненного опыта или чувств, болезненных в случае их осознания.
Компенсация – интенсивная попытка исправить или найти подходящую замену реальной или мнимой, физической или психологической несостоятельности.
Рационализация – нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами.
Регрессия –
возвращение в состоянии
Замещение – высвобождение скрытых эмоций, обычно гнева, на предметах, животных или людях, воспринимаемых, как менее опасные для индивида, чем те, которые действительно вызвали эмоции.
Проекция –
бессознательное отражение
Образование реакции – предупреждение выражения неприемлемых желаний, особенно сексуальных или агрессивных, путем развития или подчеркивания противоположного отношения и поведения.
Подавление – исключение из сознания смысла и связанных с ним эмоций, или опыта и связанных с ним эмоций [41, c. 45].
Еще один вывод был сделан при анализе рейтингов защитных механизмов, оцененными экспертами – клиницистами по степени их примитивности. Клиническая литература предполагает, что разные защитные механизмы представляют, в некотором роде, разные уровни развития личности или разные уровни примитивности. Ранговые оценки базисных защит с этой точки зрения, выглядят следующим образом: отрицание; регрессия; проекция; замещение; подавление; образование реакции; интеллектуализация; компенсация. Оказалось, что психиатры пришли к полному согласию по поводу того, что отрицание, регрессия и проекция есть очень примитивные защиты, а интеллектуализация и компенсация, напротив, представляют более высокие уровни развития личности [35].
Основываясь на изложенном материале, Р. Плутчик предлагает 5 постулатов теоретической модели защиты [50].
Постулат 1. Специфические защиты образуются для совладания со специфическими эмоциями.
Постулат 2. Существуют восемь основных механизмов защиты, которые развиваются для совладания с восемью основными эмоциями.
Постулат 3. Восемь основных защитных механизмов обладают свойствами, как сходства, так и полярности.
Постулат 4. Определенные типы личностных диагнозов имеют в своей основе характерные защитные стили.
Постулат 5. Индивид может использовать любую комбинацию механизмов защиты.
Первый постулат позволяет раскрыть психологическую сущность процесса организации защиты в онтогенезе как конфликта между первичной эмоцией (сочетанием эмоций) и эмоцией страха (его социализированных форм). Эта позиция иллюстрируется в таблице 1.1.
Таблица 1.1. - Образование механизмов психологической защиты
Эмоци Выражение Спонтанное |
Результат |
Страхи и их социализиро-ванные формы |
Механизмы защиты |
Переоценка стимулов |
Страх |
Обесценивание |
Стыд |
Подавление |
«Мне это незнакомо» |
Гнев |
Месть, наказание, Обесценивание |
Страх, стыд |
Замещение |
«Вот кто во всем виноват» |
Радость |
Наказание, отвержение |
Страх, стыд |
Реактивное образование |
«Все, связанное с этим, отврати- тельно» |
Печаль |
Результат отсутствует. Отвержение |
Страх, чувство Неполноценности |
Компенсация |
«Зато я… Все равно я…» |
Принятие |
Равнодушие, Отвержение |
Чувство Неполноценности |
Отрицание |
Оценка Отсутствует |
Отвержение |
Отвержение |
Страх самонеприятия |
Проекция |
«Все люди порочны» |
Ожидание |
Обесценивание |
Растерянность, паника, чувство вины |
Интеллек-туализация |
«Все люди порочны» |
Удивление |
Обесценивание |
Чувство вины, страх инициативы |
Регрессия |
«Вы обязаны мне помочь» |
В процессе взросления каждый индивид сталкивается с большим разнообразием ситуаций, вызывающих такие эмоциональные состояния, как гнев, страх, отвращение, негодование или печаль. Очень часто выражение эмоционального состояния вызывает дальнейший конфликт и дополнительную опасность. В результате ребенок развивает защитные стратегии, представляющие из себя косвенные пути переживания эмоционального конфликта и совладания с ним [5; 29].