Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 22:05, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение взаимосвязи самоотношения и личностной тревожности подростков с учетом возрастной динамики.
Объект исследования: развитие самоотношения и тревожности подростков.
Предметом исследования является взаимосвязь личностной тревожности и самоотношения у детей подросткового возраста.
В процессе проделанной работы и исходя из цели, объекта, предмета исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. изучить феноменологию самоотношения личности;
2. рассмотреть исследование проблем тревожности в психологии;
Внутренняя конфликтность, неустойчивая идентичность и низкая самооценка являются внутренними психологическими детерминантами личностной тревожности, которые находятся во взаимосвязи, опосредованной переживанием эмоционального неблагополучия во взаимоотношениях со значимыми сверстниками. Эмоционально неблагополучное взаимодействие подростков со значимыми сверстниками способствует депривации ведущих потребностей подросткового возраста (в эмоциональном благополучии, в популярности, в самоутверждении), деструктивным изменениям в «Я-концепции» и, как следствие, личностной тревожности.
Показатели самоотношения, межличностных потребностей, социометрического и референтометрического статуса представлены в структуре дополнительных факторов тревожности, являясь таким образом дополнительными характеристиками личностной тревожности.
Обнаружено, что выраженность личностной тревожности непосредственно связана с другими эмоциональными состояниями и опосредованно, через характеристики самоотношения, – с характером межличностных потребностей. Взаимосвязь личностной тревожности с характеристиками самоотношения носит как непосредственный, так и опосредованный характер.
Все вышеизложенное позволяет констатировать, что личностная тревожность в подростковом возрасте обусловлена особым взаимодействием внутренних психологических детерминант (характеристик эмоциональной сферы, самоотношения, межличностных потребностей) и внешних условий.
1. Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991. – 368 с.
2. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси: «Мецниереба», 1989. – 206 с.
3. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М.: МГУ, 1991. – 110 с.
4. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: 1983.
5. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. – Соб.соч., Т.5. – М.: Педагогика, 1983.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест-опросник cамоотношения
(В. В. Столин, С. Р. Пантелеев)
Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
1) глобальное самоотношение;
2) самоотношение,
дифференцированное по
3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».
В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.
Опросник включает следующее шкалы
Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.
Шкала I – самоуважение.
Шкала II – аутосимпатия.
Шкала III – ожидаемое отношение от других.
Шкала IV – самоинтерес.
Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.
Шкала 1 – самоуверенность.
Шкала 2 – отношение других.
Шкала 3 – самопринятие.
Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность.
Шкала 5 – самообвинение.
Шкала 6 – самоинтерес.
Шкала 7 – самопонимание.
Глобальное самоотношение – внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя.
Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.
Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения».
В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе,– видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»).
Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других.
Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.
Инструкция испытуемым. Вам предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак «+», если не согласны то знак «–».
Тест опросника
1. Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией.
2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.
3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.
4. Когда я пытаюсь себя оценить, я, прежде всего, вижу свои недостатки.
5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.
6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.
7. Мое «Я» всегда мне интересно.
8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.
9. В моей жизни есть или по крайней мере были люди с
которыми я был чрезвычайно близок.
10. Собственное уважение мне еще надо заслужить.
11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел;
12. Я вполне
доверяю своим внезапно
13. Я сам хотел во многом себя переделать.
14. Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.
15. Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.
16. Если я; и
отношусь к кому-нибудь с
17. Случайному
знакомому я скорее всего
18. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.
19. Собственные
слабости вызывают у меня что-
20. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.
21. Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.
22. Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.
23. У меня достаточно
способностей и энергии
24. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.
25. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни – это подчиниться собственной судьбе.
26. Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.
27. К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.
28. Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским;
29. Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.
30. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.
31. В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.
32. Вряд ли
я вызываю симпатию у
33. Мне бывает
очень приятно увидеть себя
глазами любящего меня
34. Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю о себя, разумно ли это.
35. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он бы туг же понял, какое я ничтожество.
36. Временами я сам собой восхищаюсь.
37. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.
38. В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.
39. Без посторонней помощи я мало что могу сделать.
40. Иногда я сам себя плохо понимаю.
41. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.
42. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.
43. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других неприязнь.
44. Большинство моих знакомых не принимают меня уж так всерьез.
45. Сам у себя
я довольно часто вызываю
46. Я вполне могу сказать, что унижаю себя сам.
47. Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.
48. В целом, меня устраивает то, какой я есть.
49. Вряд ли
меня можно любить по-
50. Моим мечтам
и планам не хватает
51. Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.
52. Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.
53. То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.
54. Мои достоинства
вполне перевешивают мои
55. Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.
56. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе».
57. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.
Порядок подсчета
Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительны! знаком; и утвердительный, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Полученный «сырой балл» по каждому фактору переводится, по приведенным ниже таблицам, в накопленные частоты (в %).
Ключ для обработки
Номера пунктов и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор.
Шкала S (интегральная):
«+»: 2, 5, 23, 33, 37, 42, 46, 48, 52, 53, 57.
«–»: 6, 9. 13, 14, 16, 18, 30, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56.
Шкала самоуважения (I):
«+»:2, 23, 53,57.
«–»:8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.
Шкала аутосимпатии (II):
«+»: 12, 18. 28. 29, 37, 46, 48. 54.
«–»: 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 56.
Шкала ожидаемого отношения от других (III):
«+»: 1, 5, 10, 15, 42, 55.
«–»: 3, 26. 30, 32, 43, 44, 49.
Шкала самоинтересов (IV):
«+»: 7, 17, 20, 33, 34, 52.
«–»: 14, 51.
Шкала самоуверенности (1);
Фактор I
«+»: 2, 23, 37, 42, 46.
«–»: 38, 39. 41.
Шкала отношения других (2):
«+»: 1, 5, 10, 52, 55.
«–»: 32, 4 44.
Шкала самопринятия (3).
«+»: 12, 18, 28, 47, 48, 54
«–»: 21.
Шкала самопоследовательности (саморуководства) (4):
+»: 50, 57.
«–»: 25, 27, 31, 35, 36.
Шкала самообвинения (5):
«+»: 3, 4, 9, 11, 16, 24, 45, 56.
«–»:
Шкала самоинтереса (6):
«+»:17, 20, 33.
«–»: 26, 30, 49, 51.
Шкала самопонимания (7):
«+»: 53.
«–»: 6, 8, 13, 15, 22, 40.
Таблицы перевода «сырого балла» в накопленные частоты (%)
ФАКТОР S
«Сырой балл» |
Накопленные частоты (в %) |
«Сырой балл» |
Накопленные частоты (в %) |
0 |
0 |
16 |
74,33 |
1 |
0,67 |
17 |
80,00 |
2 |
3,00 |
18 |
85,00 |
3 |
5,33 |
19 |
88,00 |
4 |
6,33 |
20 |
90,67 |
5 |
9,00 |
21 |
93,33 |
6 |
13,00 |
22 |
96,00 |
7 |
16,00 |
23 |
96,67 |
8 |
21,33 |
24 |
98,00 |
9 |
26,67 |
25 |
98,33 |
10 |
32,33 |
26 |
98,67 |
11 |
38,33 |
27 |
99,67 |
12 |
49,00 |
28 |
99,67 |
13 |
55,33 |
29 |
100 |
14 |
62,67 |
30 |
100 |
15 |
69,33 |
Информация о работе Взаимосвязь показателей самоотношения и тревожности личности