Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 14:50, курсовая работа
Цель нашей работы – эмпирическое обоснование проблемы взаимосвязи социометрического статуса с уровнем школьной тревожности подростков.
Гипотеза исследования – особенности взаимосвязи социометрического статуса на уровень школьной тревожности подростков будут раскрыты, если будут изучены уровень тревожности и социометрический статус подростков.
Существует прямая взаимосвязь между уровнем школьной тревожности подростка и его социометрическим статусом.
Введение…………...……………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы изучения социометрического статуса и школьной тревожности в подростковом возрасте……………....7
Понятие «тревожности» в психолого-педагогической литературе………………………………………………….……………………...7
Социометрический статус как социально-психологическая категория………………………………………………………………………....14
Особенности взаимовлияния социометрического статуса с уровнем тревожности в детском коллективе……………………………..…....20
Выводы по I главе………………….……………………………………32
Глава II. Практическая работа по выявлению взаимосвязи социометрического статуса с уровнем школьной тревожности подростков……………………………………………………………………....33
2.1. Констатирующий этап исследования…………………………….…33
2.2. Комплекс мероприятий по повышению социометрического статуса и коррекции уровня школьной тревожности…………………………………..41
2.3. Контрольный этап исследования……………………………...…….45
Выводы по II главе………………………………………………………51
Заключение………………………………………………….……………53
Список литературы………………………………………………...……55
Диагностика осуществлялась при помощи методики «Социометрия» и методики диагностики школьной тревожности Филипса.
1. Методика «Социометрия».
Цель: диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы.
Социометрический тест решает следующие задачи:
А) измерение степени сплоченности – разобщенности в группе;
Б) выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
В) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
Материалы: Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица.
Перед началом опроса проводится инструктаж тестируемой группы. В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов. Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой.
После этого начинается непосредственно опрос. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса необходимо следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске. Количество выборов ограничивается тремя.
Детям предлагается инструкция следующего характера: «Кого бы ты пригласил на день рождение либо с кем бы ты сидел на контрольной».
После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.
Интерпретация
результатов этого теста
Анализ полученных
дает представление о
Первые две
категории считаются
Низкий уровень благополучия взаимоотношений является сигналом тревоги, означающим эмоциональное неблагополучие большинства детей в системе взаимоотношений со сверстниками в группе.
Результаты диагностики показали, что в экспериментальной группе 3 детей «Звезды», 7 детей «Предпочитаемые», 16 детей «Принятые». Уровень благополучия взаимоотношений низкий.
В контрольной группе 4 детей «Звезда», 8 детей «Предпочитаемые», 14 детей «Принятые». Уровень благополучия взаимоотношений низкий.
Таблица 2
Результаты социометрического исследования
6А класс (экспериментальная группа) |
6Б Класс (контрольная группа) | ||||||
№ |
Имя Ф. ребенка |
Количество выборов |
Статусная категория |
№ |
Имя Ф. ребенка |
Количество выборов |
Статусная категория |
Андрей А. |
4 |
предпочитаемый |
Аделя А. |
3 |
предпочитаемый | ||
Саша А. |
2 |
принятые |
Азат А. |
1 |
принятые | ||
Полина А. |
2 |
принятые |
Маресль Б. |
4 |
предпочитаемый | ||
Ксюша Б. |
2 |
принятые |
Рамиль Б. |
1 |
принятые | ||
Анна В. |
6 |
звезда |
Саша В. |
4 |
предпочитаемый | ||
Настя В. |
2 |
принятые |
Антон Г. |
2 |
принятые | ||
Андрей Д. |
1 |
принятые |
Камила Д. |
2 |
принятые | ||
Никита Е. |
3 |
предпочитаемый |
Никита Е. |
1 |
принятые | ||
Ангелина З. |
3 |
предпочитаемый |
Гера З. |
1 |
принятые | ||
Радмир К. |
4 |
предпочитаемый |
Влада И. |
6 |
звезда | ||
Дамир К. |
1 |
принятые |
Ильдар К. |
4 |
предпочитаемый | ||
Гузаль К. |
1 |
принятые |
Арсен М. |
7 |
звезда | ||
Вика К. |
6 |
звезда |
Женя П. |
2 |
принятые | ||
Диана К. |
1 |
принятые |
Матвей Р. |
4 |
предпочитаемый | ||
Наиль Л. |
1 |
принятые |
Роман С. |
1 |
принятые | ||
Диана М. |
4 |
предпочитаемый |
Радмир С. |
2 |
принятые | ||
Никита М. |
1 |
принятые |
Никита Т. |
7 |
звезда | ||
Настя М. |
1 |
принятые |
Динара Н. |
1 |
принятые | ||
Ангелина П. |
1 |
принятые |
Давлет Ф. |
4 |
предпочитаемый | ||
Ксения П. |
3 |
предпочитаемый |
Луиза Х. |
1 |
принятые | ||
Ралина С. |
3 |
предпочитаемый |
Эмиль Х. |
4 |
предпочитаемый | ||
Женя С. |
2 |
принятые |
Аскар Х. |
7 |
звезда | ||
Давлет Ф. |
2 |
принятые |
Ольга Ц. |
2 |
принятые | ||
Алина Ш. |
1 |
принятые |
Роберт Ч. |
2 |
принятые | ||
Матвей Я. |
6 |
звезда |
Лиля Я. |
1 |
принятые | ||
Ярослав Я. |
1 |
принятые |
Артур Я. |
4 |
предпочитаемый |
2. Методика диагностики школьной тревожности Филипса.
Цель: диагностика школьной тревожности Филипса.
Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».
В экспериментальной группе у 21 испытуемых (82%) низкий уровень школьной тревожности, у 3 детей (10%) средний уровень школьной тревожности, у 2 детей (8%) высокий уровень развития школьной тревожности.
Таблица 3
Результаты диагностики школьной тревожности
6А класс (экспериментальная группа) | ||||||||||
№ |
Имя Ф. ребенка |
Общая тревожность в школе |
Переживание социального стресса |
Фрустрация потребности в достижение успеха |
Страх самовыражения |
Страх ситуации проверки знаний |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
Уровень тревожности |
Андрей А. |
16 |
11 |
13 |
3 |
2 |
2 |
3 |
5 |
низкий | |
Саша А. |
15 |
11 |
13 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
низкий | |
Полина А. |
15 |
6 |
13 |
3 |
4 |
2 |
5 |
6 |
низкий | |
Ксюша Б. |
19 |
7 |
13 |
3 |
4 |
1 |
2 |
5 |
низкий | |
Анна В. |
20 |
11 |
13 |
3 |
5 |
3 |
4 |
6 |
низкий | |
Настя В. |
22 |
8 |
13 |
4 |
3 |
2 |
2 |
5 |
низкий | |
Андрей Д. |
22 |
6 |
13 |
6 |
6 |
5 |
5 |
8 |
высокий | |
Никита Е. |
22 |
9 |
7 |
5 |
3 |
2 |
2 |
4 |
низкий | |
Ангелина З. |
17 |
11 |
13 |
4 |
3 |
1 |
3 |
6 |
низкий | |
Радмир К. |
16 |
9 |
8 |
4 |
6 |
5 |
5 |
8 |
средний | |
Дамир К. |
22 |
8 |
10 |
5 |
6 |
5 |
5 |
8 |
средний | |
Гузаль К. |
18 |
8 |
5 |
3 |
4 |
3 |
3 |
5 |
низкий | |
Вика К. |
18 |
11 |
13 |
4 |
3 |
4 |
2 |
4 |
низкий | |
Диана К. |
22 |
11 |
13 |
4 |
4 |
3 |
3 |
5 |
низкий | |
Наиль Л. |
17 |
7 |
8 |
3 |
6 |
5 |
5 |
8 |
средний | |
Диана М. |
19 |
11 |
13 |
6 |
5 |
4 |
4 |
6 |
низкий | |
Никита М. |
17 |
9 |
13 |
3 |
3 |
4 |
2 |
7 |
низкий | |
Настя М. |
22 |
6 |
13 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
низкий | |
Ангелина П. |
22 |
8 |
9 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
низкий | |
Ксения П. |
22 |
9 |
13 |
3 |
4 |
4 |
4 |
6 |
низкий | |
Ралина С. |
22 |
11 |
13 |
4 |
5 |
2 |
2 |
6 |
низкий | |
Женя С. |
18 |
11 |
9 |
6 |
5 |
1 |
3 |
6 |
низкий | |
Давлет Ф. |
18 |
9 |
9 |
4 |
5 |
2 |
3 |
7 |
низкий | |
Алина Ш. |
19 |
11 |
8 |
5 |
3 |
3 |
2 |
6 |
низкий | |
Матвей Я. |
22 |
8 |
13 |
6 |
6 |
5 |
5 |
8 |
высокий | |
Ярослав Я. |
20 |
8 |
13 |
4 |
3 |
2 |
5 |
4 |
низкий |
В контрольной группе у 13 детей (50%) низкий уровень школьной тревожности, у 9 детей (34%) средний уровень школьной тревожности, у 4 детей (16%) высокий уровень школьной тревожности.
Таблица 4
Результаты диагностики школьной тревожности
6Б Класс (контрольная группа) | ||||||||||
№ |
Имя Ф. ребенка |
Общая тревожность в школе |
Переживание социального стресса |
Фрустрация потребности в достижение успеха |
Страх самовыражения |
Страх ситуации проверки знаний |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
Уровень тревожности |
Аделя А. |
17 |
11 |
13 |
4 |
3 |
1 |
3 |
6 |
низкий | |
Азат А. |
16 |
9 |
8 |
4 |
6 |
5 |
5 |
8 |
средний | |
Маресль Б. |
17 |
7 |
8 |
3 |
6 |
5 |
5 |
8 |
средний | |
Рамиль Б. |
15 |
6 |
13 |
3 |
4 |
2 |
5 |
6 |
низкий | |
Саша В. |
19 |
7 |
13 |
3 |
4 |
1 |
2 |
5 |
низкий | |
Антон Г. |
20 |
11 |
13 |
3 |
5 |
3 |
4 |
6 |
низкий | |
Камила Д. |
22 |
8 |
13 |
4 |
3 |
2 |
2 |
5 |
низкий | |
Никита Е. |
22 |
8 |
10 |
5 |
6 |
5 |
5 |
8 |
средний | |
Гера З. |
18 |
8 |
5 |
3 |
4 |
3 |
3 |
5 |
низкий | |
Влада И. |
22 |
9 |
13 |
6 |
6 |
5 |
3 |
8 |
средний | |
Ильдар К. |
22 |
8 |
13 |
6 |
4 |
5 |
4 |
8 |
средний | |
Арсен М. |
22 |
9 |
13 |
6 |
6 |
5 |
5 |
8 |
высокий | |
Женя П. |
17 |
8 |
11 |
4 |
4 |
4 |
3 |
7 |
низкий | |
Матвей Р. |
22 |
11 |
10 |
6 |
6 |
5 |
5 |
8 |
высокий | |
Роман С. |
20 |
11 |
13 |
3 |
5 |
3 |
4 |
6 |
низкий | |
Радмир С. |
22 |
11 |
11 |
6 |
6 |
5 |
5 |
8 |
высокий | |
Никита Т. |
20 |
8 |
13 |
4 |
3 |
2 |
5 |
4 |
низкий | |
Динара Н. |
22 |
11 |
13 |
4 |
5 |
2 |
2 |
6 |
низкий | |
Давлет Ф. |
17 |
7 |
8 |
3 |
6 |
5 |
5 |
8 |
средний | |
Луиза Х. |
15 |
8 |
13 |
5 |
5 |
4 |
5 |
7 |
низкий | |
Эмиль Х. |
18 |
9 |
13 |
5 |
4 |
4 |
3 |
6 |
низкий | |
Аскар Х. |
22 |
11 |
13 |
6 |
4 |
5 |
3 |
8 |
средний | |
Ольга Ц. |
22 |
11 |
12 |
6 |
6 |
5 |
5 |
8 |
высокий | |
Роберт Ч. |
19 |
10 |
11 |
5 |
5 |
4 |
3 |
7 |
низкий | |
Лиля Я. |
16 |
9 |
13 |
5 |
6 |
4 |
4 |
6 |
средний | |
Артур Я. |
22 |
11 |
12 |
6 |
4 |
5 |
2 |
8 |
средний |
Объединим результаты диагностики социометрического статуса и школьной тревожности в одну таблицу, чтобы проследить их взаимосвязь.
Таблица 5
Определение взаимосвязи социометрического статуса с уровнем школьной тревожности
6А класс (экспериментальная группа) |
6Б Класс (контрольная группа) | ||||||
№ |
Имя Ф. ребенка |
Статусная категория |
Уровень тревожности |
№ |
Имя Ф. ребенка |
Статусная категория |
Уровень тревожности |
Андрей А. |
предпочитаемый |
низкий |
Аделя А. |
предпочитаемый |
низкий | ||
Саша А. |
принятые |
низкий |
Азат А. |
принятые |
средний | ||
Полина А. |
принятые |
низкий |
Маресль Б. |
предпочитаемый |
средний | ||
Ксюша Б. |
принятые |
низкий |
Рамиль Б. |
принятые |
низкий | ||
Анна В. |
звезда |
низкий |
Саша В. |
предпочитаемый |
низкий | ||
Настя В. |
принятые |
низкий |
Антон Г. |
принятые |
низкий | ||
Андрей Д. |
принятые |
высокий |
Камила Д. |
принятые |
низкий | ||
Никита Е. |
предпочитаемый |
низкий |
Никита Е. |
принятые |
средний | ||
Ангелина З. |
предпочитаемый |
низкий |
Гера З. |
принятые |
низкий | ||
Радмир К. |
предпочитаемый |
средний |
Влада И. |
звезда |
средний | ||
Дамир К. |
принятые |
средний |
Ильдар К. |
предпочитаемый |
средний | ||
Гузаль К. |
принятые |
низкий |
Арсен М. |
звезда |
высокий | ||
Вика К. |
звезда |
низкий |
Женя П. |
принятые |
низкий | ||
Диана К. |
принятые |
низкий |
Матвей Р. |
предпочитаемый |
высокий | ||
Наиль Л. |
принятые |
средний |
Роман С. |
принятые |
низкий | ||
Диана М. |
предпочитаемый |
низкий |
Радмир С. |
принятые |
высокий | ||
Никита М. |
принятые |
низкий |
Никита Т. |
звезда |
низкий | ||
Настя М. |
принятые |
низкий |
Динара Н. |
принятые |
низкий | ||
Ангелина П. |
принятые |
низкий |
Давлет Ф. |
предпочитаемый |
средний | ||
Ксения П. |
предпочитаемый |
низкий |
Луиза Х. |
принятые |
низкий | ||
Ралина С. |
предпочитаемый |
низкий |
Эмиль Х. |
предпочитаемый |
низкий | ||
Женя С. |
принятые |
низкий</ |
Информация о работе Взаимосвязь социометрического статуса на уровень школьной тревожности подростков