Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 17:01, курсовая работа
Влияние прошлого опыта на способ решения задач в настоящее время является актуальной проблемой. Экспериментально психологические исследования показали, что прошлый опыт играет не только положительную роль в мышлении, обеспечивая субъектов уже знакомыми им правилами решения и способами анализа, но может оказаться и тормозом на пути решения новых задач, создавая консервативную нерациональную основу для решения (М. Вертгеймер, К. Левин, К Коффка).
Представители ассоциативной психологии, считали, что мышление - это процесс накопления ассоциаций, и оно не может исследоваться экспериментально. Закономерности ассоциаций исследовались в работах Д. Гартли, Дж. Пристли, Дж.С.Милля, А. Бэна, Т.Цигена и др. Ученые Вюрцбургской школы (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе и др.) в противоположность ассоциационизму рассматривали мышление как внутреннее действие (акт). Также исследованиями в данной области занимались немецкие гештальтпсихологи М. Вертгеймер, К. Левин, К Коффка. Исследуя мышление, гештальтпсихолог М. Вертгеймер полагал даже, что прошлый опыт отрицательно влияет на творческое продуктивное мышление, которое и может расцениваться как истинное мышление. Исследователи разрабатывали влияние прошлого опыта на решение задач у детей и взрослого поколения. Так, изучая особенности мышления в разных возрастных выборках, ученные пришли к выводу, что возрастно-половые особенности имеют особое влияние на процесс мышления. (Ананьев Б.Г., Степанова Е.И.)
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния прошлого опыта на способ решения задач……..…………………………………………..…………………..4
1.1. Мышление как процесс решения задач……………………………………..4
1.2. Факторы, определяющие способ решения задач. ………...……………..…7
1.3. Особенности мышления в юношеском возрасте………………..………….9
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….12
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мышления в юношеском возрасте…………………………………………………………………………14
2.1 Организация и методы исследования………………………………………14
2.2 Результаты исследования влияния прошлого опыта на способ решения задач в юношеском возрасте……………………………………………………15
2.3 Рекомендации для юношей по развитию мышления как процесса решения задач………………………………………………………………………………18
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………….………22
Список использованной литературы…………………………………...………25
Приложения……………………………………………………………………...26
2. Временная организация и установка. Элементы задачи представлены нам не только в пространстве, но и во времени. Одни части проблемной ситуации предшествуют другим. Одним из основных эффектов временной организации материала, важных для нашего обсуждения, является эффект установки. Влияние установки на решение задач изучалось достаточно широко. Классическим в этой области является эксперимент Лачинса (1942). Результаты этого эксперимента показывают, что решение определенного числа задач одним способом побуждает испытуемого использовать тот же способ для решения последующих задач, даже если этот способ становится неэффективным. Некоторые исследователи считают, что эффект установки является просто данью той стратегии решения задач, которая обычно бывает эффективной. Аналогично другие исследователи относят этот эффект к тенденции решающего задачу действовать все более и более автоматически, когда за трудной задачей, требующей умственных усилий, следуют другие, решаемые по тому же принципу.
3. Эмоциональные и мотивационные состояния. Проблемная ситуация может вызывать у решающего задачу различные эмоциональные и мотивационные состояния. Эти состояния могут, в свою очередь, влиять на эффективность решения задач. Когда интенсивность мотивации решающего задачу увеличивается, то эффективность его работы также увеличивается, но до определенных границ. После этого любое повышение мотивации приведет к снижению эффективности решения задач. Конечно, точка "оптимальной" интенсивности мотивации будет сильно варьировать от одного человека к другому. Эти вариации зависят, в частности, от личностных характеристик человека[6].
Таким образом, на способ решения
задач оказывают влияние
1.3 Особенности мышления в юношеском возрасте
Юношеский возраст - стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 17 - 21 год, у девушек - 16 - 20. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция.
В юношеском возрасте продолжается развитие интеллекта и когнитивной сферы. По сравнению с подростками, в юношеском возрасте происходит усовершенствование внимания, памяти, воображения, мышления, и т. д. Возникает интерес к учению.
И. В. Дубровина отмечает, что интерес к учению, развитие интеллекта у юношей тесно связан с процессом самосовершенствования – стремлением повысить свой культурный уровень, желанием стать интересным, «многозначащим» человеком[4].
Г.С.Абрамова пишет,
что период вступления в
По мнению И. С. Кона, с завершением подросткового возраста и переходом в юношеский возраст, прежде всего, отмечается прогрессирующее развитие теоретического мышления. Юноши уже мыслят логически и в состоянии заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом.
Главная тенденция развития когнитивной сферы может быть охарактеризована как продолжающееся развитие общих и специальных способностей юношей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда.
Продолжающееся в юношеском возрасте развитие абстрактно-логического мышления предопределяет появление не только нового интеллектуально качества, но и соответствующей потребности.
Для многих в юношеском возрасте абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности, поскольку нет никаких ограничений, кроме логических[9].
В юношеском возрасте начинают наиболее отчетливо проявляться особенности мышления, обусловленные половыми различиями. Склонность к абстрактному мышлению типична главным образом для юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по успеваемости, их познавательные интересы менее определенны и дифференцированны и они лучше решают конкретные, чем абстрактные задачи. Художественно-гуманитарные интересы превалируют у них над естественнонаучными. Что же касается мечтательности, то она связана не столько с интеллектуальными, сколько с характерологическими особенностями[5].
Одна из особенностей юношеского возраста заключается в том, что широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием систематизированности взглядов и подходов, адекватной оценки своих возможностей[9].
Таким образом, в юношеском возрасте мышление выходит на новый этап развития, который связан с половыми различиями и разными способами мышления.
Выводы по первой главе
1. Мышление является высшей психической функцией и процессом познавательной деятельности индивида. Началом процесса мышления является осознание проблемной ситуации и нахождение способов ее решения. К мыслительным операциям относятся сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение. Гальперин выделил 3 этапа процесса формирования умственных действий: I. Выявление ориентировочной основы действия. II. Формирование действия в материальном виде. III. Формирование действия в громкой речи.
А. Р. Лурия описал четыре этапа, через которые должен пройти любой человек при решении новой проблемы: 1)Изучение условий задачи; 2)Стратегии решения проблемы; 3)Тактика решения проблемы (выбор конкретного метода); 4)Сопоставление найденного решения с исходными данными.
2. На способ решения
задач влияет большое
3. Юношеский возраст - стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция.
В юношеском возрасте мышление продолжает свое развитие и совершенствование. В этом возрасте начинают наиболее отчетливо проявляться особенности мышления, обусловленные половыми различиями. У юношей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому они не усидчивы, не терпеливы в учебе. У девушек все наоборот - они более терпеливы, старательны в учебе. Юноши более склонны к абстрактному мышлению, а девушки к теоретическому.
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей мышления в юношеском возрасте
2.1 Организация и методы исследования
Исследование проводилось
в марте 2011 года на базе Оренбургской
государственной медицинской
Для исследования особенностей мышления в юношеском возрасте применялись следующие методы:
- теоретические методы исследования (сравнение, анализ, синтез, обобщение);
- эмпирические методы исследования (психодиагностические методы - методика исследования влияния прошлого опыта на способ решения задач);
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Методика исследования влияния прошлого опыта на способ решения задач Лачинса предназначена для изучения особенностей мышления в юношеском возрасте, связанных с решением задач.
Испытуемые делятся на две равночисленные группы: одна — экспериментальная, вторая — контрольная. Испытуемые обеих групп получают бланки с десятью арифметическими задачами. Задачи в бланках одни и те же, но последовательность их перечисления разная. Все вычисления каждый испытуемый записывает на бланке с задачами или в своей тетради.
Стимульный материал – бланки с арифметическими задачами на переливание жидкости. Задачи в бланках расположены в разных последовательностях: задачи, предназначенные для контрольной группы начинаются с легких, с постепенным переходом к сложным, таким образом, в ходе решения, стереотип у них не вырабатывается и все задачи они решают короткими и лаконичными решениями. В бланках, предназначенных для экспериментальной группы, задачи расположены таким образом – сложные задачи сменяют легкие, таким образом, в процессе решения задач, у испытуемых вырабатывается стереотип, и прошлый опыт оказывает влияние на способ решения задач.
По итогам исследования делается вывод об особенностях мышления в юношеском возрасте, связанных с решением задач [12].
Таким образом, при помощи методики исследования влияния прошлого опыта на способ решения задач Лачинса мы изучили особенности мышления в юношеском возрасте, связанных с решением задач.
Выбранная методика соответствует возрасту, надежна и валидна и проверена на Российской выборке студентов.
2.2 Результаты исследования влияния прошлого опыта на способ решения задач в юношеском возрасте
Для изучения влияния прошлого опыта на способ решения задач в юношеском возрасте мы использовали следующие психодиагностичекие методики:
- методика исследования влияния прошлого опыта на способ решения задач Лачинса.
Методика исследования влияния прошлого опыта на способ решения задач Лачинса была направлена на изучение особенностей мышления в юношеском возрасте, связанных с решением задач. Были получены следующие результаты (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Нерациональные способы решения задач у юношей
Группа |
Количество человек в группе |
Количество нерациональных способов решения задач, % |
|
10 |
78 |
|
10 |
8 |
По данным таблицы становится видно, что количество нерациональных способов решения задач преобладает в экспериментальной группе юношей. Было выявлено 78% нерациональных решений (39 способов). В контрольной группе количество нерациональных решений значительно меньше – 8%(4 способа).
По полученным результатам
мы составили соотношения
Диаграмма1
Диаграмма2
Как видно из диаграмм, нерациональные способы решения преобладают в экспериментальной группе(78%). В контрольной группе преобладают рациональные способы решения задач(92%).
По результатам исследования мы можем сделать такие выводы – прошлый опыт оказывает значительное влияние на способ решения задач в юношеском возрасте. Проведенные нами исследования еще раз подтверждают точку зрения, предложенную гештальтпсихологом М. Вертгеймером. Он считал, что прошлый опыт отрицательно влияет на творческое продуктивное мышление, которое и может расцениваться как истинное мышление.
Среди факторов, оказывающих влияние на способ решение задач, как показало проведенное нами исследование, знания (прошлый опыт) занимают значимое место.
Они могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. С одной стороны, чем больше знаний получил человек в, прошлом, тем более разнообразны его подходы к решению новых задач. Действительно, для решения трудной задачи человек должен иметь необходимые специальные знания.
С другой стороны, как и показывают способы решения задач у испытуемых экспериментальной группы, знания могут ограничивать нас, приучать к использованию традиционных, стереотипных значений объекта. В этом смысле, чем меньше знаний человек получил в прошлом, тем легче ему найти необычную, оригинальную идею решения.
Таким образом, как показывает проведенное нами исследование, прошлый опыт оказывает значительное влияние на способ решения задач в юношеском возрасте. Нерациональные способы решения преобладают в экспериментальной группе(78%). В контрольной группе количество нерациональных решений составляет 8%. Выработанный в процессе решения стереотип оказал негативное влияние на способы решения задач у испытуемых экспериментальной группы.
2.3 Рекомендации для юношей по развитию мышления как процесса решения задач
В соответствии с полученными
после проведенного исследования результатами,
мы разработали следующие