Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 06:34, курсовая работа
Цель исследования: изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-стратегий.
Объект исследования: копинг-стратегии, эмоциональный интеллект.
Гипотеза исследования: предположим, уровень эмоционального интеллекта влияет на выбор копинг-стратегий.
Задачи:
1) Проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2) Подобрать методики для исследования;
Содержание:
Введение____________________________________________________3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы
взаимосвязь эмоционального интеллекта с копинг-стратегиями
Понятие эмоций___________________________________________4
Понятие и модели эмоционального интеллекта_________________7
Копинг-стратегии ________________________________________13
Глава 2. Эмпирическая часть
2.1. Выборка, результаты исследования, методики ________________16
Заключение_________________________________________________17
Список литературы __________________________________________20
Существует большое количество
определений эмоционального интеллекта.
Рувен Бар - Он, автор аббревиатуры
"EQ", например, определяет эмоциональный
интеллект как набор
Освещая тему с прикладной точки зрения, имеет смысл говорить об эмоциональной компетентности, а не об эмоциональном интеллекте. Высокий эмоциональный интеллект сам по себе может и не являться надежным предсказателем успешности в работе. Однако он служит основой для компетенций, которые необходимы для успеха.
Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции как способность влиять на других людей и воодушевлять их. Сходным образом, людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в работе.
Весь двадцатый век внимание в основном уделяли "обычному" интеллекту, IQ. Именно на основании умственных и технических способностей оценивали перспективы человека на успех в жизни.
Дэниел Гоулман в своей книге "Эмоциональный интеллект", представил данные исследований, согласно которым IQ в разных версиях влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25% [3].
В своей книге Гоулман
Необходимо отметить, что тема эмоций далеко не нова в научном мире. В двадцатом веке исследованию эмоций было посвящено множество различного рода исследований. О взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер психики говорили Платон и Аристотель, известны также высказывания Л.С. Выготского, о единстве интеллекта и аффекта, но по-настоящему активное внимание эта тема привлекла в последнее десятилетие XX века [1].
Это связано в первую очередь с тем, что на основе традиционных тестов интеллекта (IQ) оказалось, невозможно предсказать успешность деятельности. Эмоциональный интеллект подразумевает, как возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую, человек может действовать значительно более эффективно.
Д. Гоулман, в своей модели эмоционального интеллекта выделяет такие компоненты как: эмоциональное самосознание, контроль, социальная чуткость, управление отношениями. Д. Гоулман считает, что люди с высоким эмоциональным самосознанием прислушиваются к своим внутренним ощущениям и осознают воздействие своих чувств на собственное психологическое состояние и рабочие показатели. Они чутко улавливают свои главные ценности и часто способны интуитивно выбрать лучший способ поведения в сложной ситуации, воспринимая благодаря своему чутью картину в целом.
Люди, наделенные развитым эмоциональным самосознанием, часто бывают справедливыми и искренними, способными открыто говорить о своих чувствах и верящими в свой идеал. Так же важна точная самооценка. Человек с высокой самооценкой обычно знает свои сильные стороны и осознает пределы своих возможностей.
В компоненте контроль Д. Гоулман выделяет такие показатели как уверенность в себе - это знание своих способностей позволяет человеку полноценно использовать свои сильные стороны. Человек обладающим таким качеством как обуздание эмоций, способен контролировать свои разрушительные эмоции и импульсы и даже использовать их на пользу делу.
Под открытостью автор понимает - искреннее выражение своих чувств и убеждений. Адаптивность, по мнению Д. Гоулмана, способность ловко расправляться с многообразными требованиями, не теряя сосредоточенности и энергии. Волю к победе автор рассматривает, как способность человека ориентироваться на высокие личные стандарты, заставляющие постоянно стремиться к совершенствованию - повышению качества собственной работы.
Инициативность - это способность использовать благоприятные возможности для достижения поставленных результатов. Под оптимизмом понимается способность найти выход из сложной ситуации, позитивно воспринимать других людей, ожидая от них самых лучших проявлений.
К социальной чуткости, Д. Гоулман относит сопереживание - способность прислушиваться к чужим переживаниям, умение настроиться на широкий диапазон эмоциональных сигналов. Это качество позволяет понимать невысказанные чувства, как отдельных людей, так и целых групп, участливо относится к окружающим и мысленно встать на место другого человека. Благодаря эмпатии человек прекрасно ладит с людьми из различных социальных слоев или даже других культур.
К деловой осведомленности,
автор относит способность
К управлению отношениями, Д. Гоулман относит воодушевление - это способность вызвать у других отклик и одновременно увлечь их привлекательным образом будущего или общей миссией. Влияние-это способность оказывать воздействие на людей: от умения выбрать верный тон при обращении к конкретному слушателю до способности привлечь на свою сторону заинтересованных лиц и добиться массовой поддержки своей инициативы.
Помощь в самосовершенствовании - это способность, проявлять неподдельный интерес к тем, кому помогают совершенствоваться, видят их цели, достоинства и недостатки. Содействие изменениям, автор рассматривает, как способность разглядеть необходимость в изменениях, бросить вызов установившемуся порядку вещей и отстаивать новый. К урегулированию конфликтов относится способность понять разные мнения и затем нащупать точку соприкосновения - идеал, который смогут разделить все. Командная работа и сотрудничество - это умение создать в организации атмосферу общности и подать пример уважительного, отзывчивого и товарищеского отношения к людям. Умение вовлекать остальных в активное стремление к общим идеалам [1, 2].
1.3. Копинг стратегии
Копинг-стратегии являются составной частью совладающего поведения, под которым понимается целенаправленное социальное поведение, позволяющее человеку справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям или ситуации – через осознанные стратегии действий (Крюкова, Куфтяк, 2005). Несправедливость взаимодействия может выступать в качестве такой ситуации. Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют восемь основных копинг-стратегий (Folkman, Lazarus, 1988):
• планирование решения проблемы, предполагающее усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы;
• конфронтационный копинг (агрессивные усилия для изменения ситуации, определенная степень враждебности и готовности к риску);
• принятие ответственности (признание своей роли в возникновении проблемы и попытки ее решения);
• самоконтроль (усилия по регулированию своих эмоций и действий);
• положительная переоценка (усилия по поиску достоинств существующего положения дел);
• поиск социальной поддержки (обращение к помощи окружающих);
• дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость);
• бегство-избегание (желание и усилия, направленные к бегству от проблемы).
Эти копинг-стратегии можно условно разделить на четыре группы. В состав первой группы входят стратегии планирования решения проблемы, конфронтации, принятия ответственности. Эти стратегии подразумевают, что человек прикладывает активные усилия, пытаясь самостоятельно изменить ситуацию, и поэтому нуждается в дополнительной информации о ней. В результате он обращает особое внимание на условия взаимодействия, одним
из которых является справедливость, и анализирует их.
Вторую группу образуют стратегии самоконтроля и положительной переоценки. Люди, активно использующие эти стратегии, могут обращаться к условиям взаимодействия как к средству, которое поможет им осуществить задуманное. Например, они могут искать оправдание или позитивные аспекты того положения, в котором они оказались.
В состав третьей группы копинг-стратегий входят дистанцирование и бегство-избегание. Людям, использующим эти стратегии, не нужна информация об условиях взаимодействия, от участия в котором они отказываются, и поэтому они не придают ей серьезного значения. В результате она не оказывает влияния на их состояние.
И наконец, четвертую группу образует стратегия поиска социальной поддержки. Дело в том, что эта копинг-стратегия хотя и не подразумевает стремления «выйти» из ситуации, но и не предполагает самостоятельного решения возникшей проблемы. Поэтому использующий ее человек также не заинтересован в поиске дополнительной информации.
Особый интерес представляет изучение так называемых межгрупповых эмоций, возникающих у людей, осознающих свою принадлежность к определенной социальной группе, по отношению к представителям аутгруппы.
При использовании непродуктивных
копинг-стратегий мы, напротив, можем
наблюдать низкий уровень включенности
в процесс преодоления стресса
эмоционального интеллекта. Так, агрессия, конфронтация,
как правило, не связана с анализом ситуации,
осознанием, пониманием собственных целей,
эмоций и пр. Здесь эмоции просто выпускаются,
по аналогии с паром из чайника. В отношении
стратегии избегания – речь идет об уходе
от проблемы, отказе от признания проблемности
ситуации. В этой стратегии эмоциональный
интеллект также не задействован.
Как видно, эмоциональный интеллект играет
существенную роль в наиболее распространенных
типах продуктивных копинг-стратегий
совладания со стрессом. Также важно отметить,
что люди, обладающие высоким эмоциональным
интеллектом, объективно реже сталкиваются
с критическими ситуациями (конфликт,
фрустрация, стресс, кризис). Это связано
с тем, что они способны принимать более
эффективные решения благодаря контролю
собственных эмоций и управлению эмоциями
других. Как правило, люди с высокими показателями
эмоционального интеллекта собраннее
и результативнее действуют в ситуациях,
предшествующих критическим: часто, вовремя
собравшись, совладав с эмоциями, не допускают,
например, конфликта, наступления ситуации,
влекущей за собою кризис или стресс.
Таким образом, эмоциональный интеллект
является фактором стрессоустойчивости
определяющим выбор и эффективность использования
копинг-стратегий. Внутриличностный аспект
эмоционального интеллекта позволяет
индивиду осознавать и контролировать
собственные эмоции; межличностный компонент
способствует установлению эффективных
отношений с другими, что влияет на динамику
стрессовой ситуации.
Глава 2. Эмпирическая часть
В исследовании участвовали 26 человек от 20 до 23 лет. После обработки результатов получилась таблица, в которой расписано, сколько процентов людей и с каким уровнем эмоционального интеллекта выбрали определенную копинг-стратегию:
копинг-стратегии |
высокий эмоц.инт |
средний эмоц.инт |
низкий эмоц.инт. |
конфронтация |
3 - 11% исп | ||
дистанционирование |
1 - 3% исп |
||
самоконтроль |
3 - 11% исп |
1 - 3% исп | |
поиск соц.подд. |
2 - 7% исп | ||
принятие отв-ти |
2 - 7% исп |
||
бегство-избегание |
1 - 3% исп |
1 - 3% исп |
3 - 11% исп |
планир.реш.проблемы |
3 - 11% исп |
1 - 3% исп | |
положит.переоц. |
3 - 11% исп |
2 - 7% исп |
Методики:
Измерение эмоционального интеллекта проводилось с помощью опросника Д. В. Люсина. Он состоит из 46 утверждений, касающихся умения понимать и контролировать свои и чужие эмоции, с которыми респондент должен определить степень своего согласия (Люсин, 2006).
Для измерения копинг-стратегий была использована адаптированная методика Р. Лазаруса и С. Фолкман (Крюкова, Куфтяк, 2005). Она состоит из 50 утверждений, в которых описываются разные варианты реализации восьми копинг-стратегий. Респондент должен оценить, как часто он использует каждый из вариантов.
В ходе исследования было
выявлено, что большинство людей
с высоким эмоциональным
Информация о работе Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта с выбором копинг-стратегий