Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 06:34, курсовая работа
Цель исследования: изучить взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-стратегий.
Объект исследования: копинг-стратегии, эмоциональный интеллект.
Гипотеза исследования: предположим, уровень эмоционального интеллекта влияет на выбор копинг-стратегий.
Задачи:
1) Проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2) Подобрать методики для исследования;
Содержание:
Введение____________________________________________________3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы
взаимосвязь эмоционального интеллекта с копинг-стратегиями
Понятие эмоций___________________________________________4
Понятие и модели эмоционального интеллекта_________________7
Копинг-стратегии ________________________________________13
Глава 2. Эмпирическая часть
2.1. Выборка, результаты исследования, методики ________________16
Заключение_________________________________________________17
Список литературы __________________________________________20
Заключение
В настоящей работе проведено
исследование взаимосвязи эмоционального
интеллекта и копинг-стратегий.. В ходе работы решены задачи исследования:
проанализирована научная литература
по проблеме механизмов преодоления стрессов;
теоретически изучена взаимосвязь эмоционального
интеллекта с механизмами преодоления
стресса; подобран инструментарий, адекватный
предмету цели и гипотезе исследования;
проведено практическое исследование
взаимосвязи эмоционального интеллекта
и механизмов преодоления стресса, проанализированы
результаты исследования, сделаны выводы.
Теоретический анализ литературы по проблеме
исследования позволил сделать следующие
выводы.
Одним из факторов, связанных с преодолением
стресса является эмоциональный интеллект,
позволяющий через осознание и понимание
регулировать эмоциональные состояния
индивида. Структура эмоционального интеллекта
содержит следующие компоненты: понимание
эмоций, управление эмоциями, а также внутриличностный
(направленный на собственные эмоции)
и межличностный (направленный на эмоции
других) эмоциональный интеллект. Эмоциональный
интеллект является важнейшим операционным
средством копинг-стратегий. Внутриличностный
аспект эмоционального интеллекта позволяет
осознавать и контролировать собственные
эмоции; межличностный - способствует
установлению эффективных отношений с
другими, что влияет на динамику стрессовой
ситуации. Из этого мы теоретически вывели,
что люди с высоким эмоциональным интеллектом
более устойчивы к стрессу и более эффективно
используют копинг-стратегии совладания
со стрессом.
В практической части исследования была
проверена гипотеза о том, что «чем выше
уровень развития эмоционального интеллекта,
тем выше уровень стрессоустойчивости,
которая будет проявляться в наборе продуктивных
копинг-стратегий». Для проверки данной
гипотезы в исследование привлечены тест-копинг
Р. Лазаруса и методика ОЭИ Люсина. Результаты
исследования позволили установить, что
показатели эмоционального интеллекта,
как правило связаны прямой связью с выбором
продуктивных копинг-стратегий: «положительная
переоценка», «самоконтроль», «планирование
решения проблемы» и обратной связью связаны
с рядом непродуктивных копинг-стратегий:
«конфронтация», «бегство-избегание».
Также обратной связью многие показатели
ЭИ и интегральный показатель эмоционального
интеллекта связаны с копинг-стратегией
«поиск соцподдержки», так как эта стратегия
отражает индивидуальную пассивность
в решении проблемы. Из этого можно заключить,
что выраженность показателей эмоционального
интеллекта не просто связана с выбором
продуктивных копинг-стратегий, но и таких
стратегий, в которых предполагается личностная
активность в разрешении проблемной ситуации.
Таким образом, гипотеза исследования
о том, что чем выше уровень развития эмоционального
интеллекта, тем выше уровень стрессоустойчивости,
которая будет проявляться в наборе продуктивных
копинг-стратегий, - полностью подтвердилась.
Практическая значимость проведенного
исследования заключается в получении
базовых эмпирических данных относительно
связи эмоционального интеллекта с выбором
копинг-стратегий преодоления стресса,
а также активизации внимания к проблеме.
Проведенное в указанной организации
исследование эмоционального интеллекта
и копинг-стратегий преодоления стресса
выявило интерес и личностную активность
сотрудников, направленные на данную проблему.
В этой связи следующим шагом работы в
данном направлении может стать разработка
обучающей программы (тренингов), направленных
на преодоление стресса путем развития
эмоционального интеллекта.
Список литературы:
3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2009.
4. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Бук, 2005.
5.Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: теоретические подходы и методы измерения / Вести. Рос. Гуманитар. Науч. Фонда. - 2005. - № 4. - С.131-139.
6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: ПИТЕР, 2001
Информация о работе Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта с выбором копинг-стратегий