Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 11:07, реферат
Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в подростковой среде, вызывают озабоченность педагогов и психологов. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей и подростков компьютерными играми агрессивного содержания.
Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьёзную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами феминности и маскулинности, принятыми в обществе.
Проявление форм агрессии гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Нередко девочки являются организаторами противоправных действий. Причём, по сравнению с подростками мужского пола, у них отмечается более выраженное «огрубление» личности. При этом можно отметить, что наибольшим проявлением агрессии отличаются 10-11-летние подростки-мальчики, у которых преобладает физическая агрессия. У мальчиков с возрастом происходит затухание физической агрессии, а у девочек наблюдается рост этой формы агрессии. При спаде косвенной агрессии у мальчиков, идёт значительное увеличение её у девочек. В 12-13 лет отмечается снижение вербальной агрессии у мальчиков, при постоянном нарастании этой агрессии у девочек. К 14-15 годам у мальчиков так же происходит всплеск вербальной агрессии.
Негативизм значительно сильнее проявляется у мальчиков на всех возрастных периодах подросткового возраста. У девочек негативизм несколько затухает при переходе с 13 к 14-15 годам. За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина половозрастных различий их развития, в том числе развития и проявления различных форм проявления агрессии.
Психологическая коррекция – важное и ответственное направление практической деятельности психолога. Коррекция характеризуется как совокупность психолого-педагогических воздействий, направленных либо на исправление, либо на профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка.
Коррекционная работа с детьми с различными формами проявления агрессии имеет свои особенности. С самого начала необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести»
Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Д.И.Фельдштейн выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность.
Психологический смысл этой
деятельности состоит для
подростка в том, что участвуя в ней, он
фактически приобщается к делам общества,
занимает в нём определённое место и удерживает
свою новую социальную позицию среди взрослых
и сверстников. В процессе этой деятельности
подросток признаётся взрослыми, как равноправный
член общества. Это создаёт оптимальные
условия и для реализации его потребностей.
Такая деятельность предоставляет подростку
возможность развития его самосознания,
формирует нормы его жизнедеятельности.
Но методы и принципы такой деятельности
требуют значительной корректировки при
включении в неё подростков, отличающихся
повышенной агрессией.
Прежде всего необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности – трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, – важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.
Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.
Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях: выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий; своевременная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.
Отсюда возникает
необходимость в проведении
Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.
При попытке психологической коррекции агрессии необходимо прежде всего тщательно проанализировать, какую функцию она выполняет в каждой конкретной ситуации, каковы ее пропорции среди других проявлений активности ребенка и динамика ее возникновения.
Тактика психотерапевтических воздействий должна строиться в зависимости от предлагаемой природы агрессивного поведения ребенка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание, в другом - включить агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый, социально приемлемый смысл; в третьем – не принять агрессию и установить запрет на подобные действия; в четвертом – активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий, в основе которой лежит страх, и добиваться эмоционально положительного разрешения психодрамы.
Вывод
Сочетание неблагоприятных
биологических, психологических,
семейных и других социально-психологических
факторов искажает весь образ жизни подростков.
Характерным для них становится нарушение
эмоциональных отношений с окружающими
людьми. Подростки попадают под сильное
влияние подростковой группы, нередко
формирующей асоциальную шкалу жизненных
ценностей. Сам образ жизни,
среда, стиль и круг общения способствуют
развитию и закреплению различных форм
агрессии у старших подростков.
Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении позволяет конкретнее наметить приёмы профилактической работы с целью коррекции форм агрессии старших подростков. Представляется целесообразным строить психологическую коррекционную работу с подростками при различных формах агрессии с учетом уровней агрессии. Превентивные меры и управление агрессией могут осуществляться через ее элиминацию (наказание, катарсис), демонстрацию моделей конструктивного поведения, когнитивные методы контроля агрессии (анализ обстоятельств провокации агрессии), через индукцию несовместимых реакций (юмор, эмпатия), тренинг социальных умений, обучение самоконтролю и управлению своим поведением.
Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – «времени праздного существования и безделья» за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, привлечение к внеурочной деятельности, занятия музыкой, спортом.
Особенности ценностных ориентаций современных подростков
Другой, наиболее стрежневой, смыслообразующей особенностью подросткового возраста является то, что это период высокой сензитивности к формированию мировоззрения и целостной картины мира, в которой ценностные ориентации выступают как психологические новообразования. Самоопределение и осуществление жизненных выборов в профессиональной и идеологической сферах основаны на ориентировке старших подростков в системе ценностей, отражающих важнейшие приоритеты жизнедеятельности человека.
Ценностные ориентации (в социальной психологии) – 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов индивидом по их значимости.
Одним из самых авторитетных подходов к исследованию особенностей ценностной сферы личности в современной психологии является «теория универсального содержания и структуры ценностей», предложенная С.Шварцем и У.Билски. В рамках предложенного подхода ценности рассматриваются как убеждения или понятия (связанные с внеситуативным желаемым конечным состоянием или поведением человека), выполняющие функцию управления или оценкой линии поведения. В концепции С.Шварца в основе любой ценностной ориентации лежат желаемые, внеситуативные цели, различающиеся по степени значимости и побуждающие человека к действию. Система таких целей составляет определенный мотивационный тип. На основании философского и культурологического анализов, результатов психологических исследований ценностной сферы личности, литературы автор выделяет 10 типов ценностной ориентации, или мотивационных типов, образующих иерархию в зависимости от личностной значимости. Выделение мотивационных типов основывается на утверждении о наличии универсальных потребностей человека, поэтому С.Шварц рассматривает предложенные ценностные ориентации как общекультурные и существующие в различных социальных группах. Автор выделяет три группы универсальных человеческих потребностей: 1)биологические потребности человека, 2)потребность в социальном взаимодействии и управлении этим взаимодействием, 3)потребности, связанные с функционированием и выживанием группы. Эти универсальные потребности рассматриваются человеком или группой людей как специфические цели, которые объясняют, координируют и рационализируют поведение. В различных сочетаниях они присутствуют во всех 10 мотивационных типах, выделенных С.Шварцем. Существующие индивидуальные различия в предпочтении той или иной ценностной ориентации связаны с уникальным сочетанием потребностей, темперамента и социального опыта каждого конкретного человека.
Современные ценностные ориентации – сложный социально- психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы ее отношений, определяющий общий подход человека к миру и себе. По мнению многих исследователей, система ценностных ориентаций во многом определяет формирование личности человека. Проблема динамики жизненных ценностей в ситуации быстроменяющихся социально-экономических условий и влияние на этот процесс различных факторов является достаточно новой и принципиально важной для решения вопросов, связанных с личностным развитием старших подростков, с конструктивным преодолением ими кризисных периодов, в основе которых – переосмысление личностных ценностей и их смыслового содержания.
Относительно природы ценностей, их роли, значимости для различных сторон жизнедеятельности и поведения людей существуют самые разнообразные научные точки зрения. Американский исследователь М.Рокич отмечал, что «… ценности давно являются центром пересечения исследовательских интересов многих дисциплин – философии, общественных наук, экономики, а также психологии и социологии. Все эти дисциплины характеризуются общим интересом к ценностям, последствиям организации и изменения ценностей» [10, с.120 ].
Западные философы Г.Риккерт, М.Вебер, У.Тойнби, П.Сорокин, анализируя этапы развития мировой истории общества отмечают, что в ценностях «проявляется сила эмоциональных чувств, выражающих дух того или иного народа». Социальные отношения могут быть достигнуты, только если будут поняты ценности.
В работе «Критика чистого разума» И.Кант впервые вводит в научный оборот понятие «ценности». Противопоставляя сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости), он развивает представление о «мире должного» (мире ценностей и норм) в отличие от «мира сущего» (мира вещей и бытия). Действие, по Канту, невозможно без включения его в структуру должного. Заслуга превращения проблемы ценностей в предмет специальных размышлений философии принадлежит немецкому ученому XIX века Р.Лотце. Трактуя «ценность» первоначально с позиций теологического идеализма, Лотце наметил переход к новой психологической трактовке этого понятия. Он писал: «Все вещи и события имеют ценность лишь поскольку, постольку они способствуют реализации того, что предопределено».
Г.Риккерт разработал учение о ценностях как основу теории истинного знания и нравственного действия. Познать – значит занять определенную позицию по отношению к ценностям. Он утверждал, что «… ценности образуют совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта, и про них нельзя говорить, существуют они или нет, субъективны ил объективны, – они имеют одно измерение: значимость или значительность».
М.Шелер строит так называемую «материальную этику ценностей». Он полностью согласен с Кантом, в том, что человеческую волю нельзя ставить в зависимость от внешних по отношению к ней благ и целей. Не содержание воли определяется внешними целями, а цели различаются по тому, какими ценностями направляется воля: добрая личность ставит себе и благие цели. Сущность всякого познания ценностей, по Шелеру, это акт предпочтения, в интуитивной очевидности которого устанавливаются «ранги» ценностей. Ценности тем выше, чем они долговечнее и менее причастны «экстенсивности», «делимости».
Своеобразной эклетичностью отличается подход к проблеме представителей школы культурно-исторического релятивизма В.Дильтея, О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокина. В своих концепциях на первый план они выдвигают проблему моральных ценностей в соответствии с культурологической направленностью.
Исторический ракурс социологических исследований представляет значительный интерес для боле глубокого изучения проблемы ценностных ориентаций современных подростков. Первыми социологами, затронувшими ценностную проблематику, были М.Вебер и Э. Дюркгейм, которые обосновали необходимость изучения ценностей социологической наукой и внесли важный вклад в понимание общества как ценностно – нормативной системы. Э.Дюркгейм считал, что основой общества является общественное сознание: общие верования, ценности и нормы. Ослабление чувств и общих верований грозит дезинтеграцией общества, его распадом. Силу общественного сознания, его воздействие на индивида Дюркгейм представил в виде важнейшего средства стабильности социальной системы и ее нормального функционирования.
В западной социологии наиболее влиятельным методом является структурно-функциональный анализ. Одним из видных представителей этого направления считается Т,Парсонс, который выделяет из поведения действие. Этим он и определяет функции ценности: служить основанием выбора из альтернативных действий. Значение в системе Парконса имеет и понятие «ценностные ориентации». Этот термин вводится Парконсом в теории действия непосредственно вслед за основными понятиями ориентации, ситуации и деятеля. Ценностные ориентации обращены на выполнение норм, стандартов, на критерии отбора. Это ориентации второго порядка .
Другим вариантом решения проблемы ценностей был натуралистический психологизм. В 1862 г. вышла работа Г.Спенсера «Первые принципы», в которую он ввел собственный термин «ценность». Основной тезис этого подхода состоял в том, что источником ценностей признавалась биопсихологическая интерпретация потребностей человека. Мир ценностей рассматривается здесь с точки зрения индивида и представляется как функция его биологической природы, как объективирование его психических реакций, реализация, прежде всего, витальных потребностей.