Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 11:07, реферат
Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в подростковой среде, вызывают озабоченность педагогов и психологов. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей и подростков компьютерными играми агрессивного содержания.
Исследование ценностных ориентаций старших подростков школы-интерната проводилось с помощью модифицированной методики изучения ценностных ориентаций М.Рокича.
Эта методика направлена на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности. Стимульным материалом в данной методике служит список из ценностей, которые необходимо ранжировать в порядке предпочтения для испытуемого. Методика изучения ценностных ориентаций М.Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей на два класса:
Это деление соответствует традиционному делению на ценности–цели и ценности-средства.
Данное исследование было организовано на базе МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования». В исследовании принимали участие 25 учащихся 8-х классов.
Результаты исследования отражены в таблицах и диаграммах.
Таблица 1
Распределение форм агрессии среди старших подростков школы-интерната, %
№п/п |
Форма агрессии |
Количество учащихся |
% |
1 |
Физическая агрессия |
6 |
24 |
2 |
Косвенная агрессия |
4 |
16 |
3 |
Раздражительность |
2 |
8 |
4 |
Негативизм |
2 |
8 |
5 |
Обидчивость |
3 |
12 |
6 |
Подозрительность |
1 |
4 |
7 |
Вербальная агрессия |
6 |
24 |
8 |
Чувство вины |
1 |
4 |
Как видно из таблицы 2 наиболее характерным способом выражения своей агрессии для исследуемой группы старших подростков являются физическая, вербальная и косвенная агрессия. Соответственно данным формам проявления агрессии характерны 24%, 16% старших подростков. 12% старших подростков школы-интерната проявляют свою агрессию через обиду. Наименее распространенными для данной группы являются такие формы агрессии как раздражительность (8%), негативизм (8%), подозрительность (4%) и чувство вины (4%).
Данная картина распределения форм агрессии старших подростков школы-интерната наглядно представлена в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Распределение форм агрессии среди старших подростков школы-интерната
Исследование ценностных ориентаций старших подростков школы-интерната проводилось с помощью методики изучения ценностных ориентаций М.Рокича.
Результаты исследования отражены в таблице 2 и диаграмме 2.
Таблица 2
Распределение ценностных ориентаций
среди старших подростков школы-интерната, %
№ п/п |
Название ценности |
Количество учащихся |
% |
1 |
Здоровье |
5 |
20 |
2 |
Наличие хороших и верных друзей |
4 |
16 |
3 |
Любовь |
3 |
12 |
4 |
Обеспеченная жизнь |
4 |
16 |
5 |
Счастливая семейная жизнь |
2 |
8 |
6 |
Свобода, независимость |
1 |
4 |
7 |
Расширение образования |
2 |
8 |
8 |
Уважение окружающих |
2 |
8 |
9 |
Интересная жизнь, полная удовольствий |
1 |
4 |
10 |
Активная деятельная жизнь |
1 |
4 |
Как видно из таблицы 3 наиболее предпочитаемыми для старших подростков школы – интерната являются следующие ценности: здоровье (20%), наличие хороших и верных друзей (16%), обеспеченная жизнь (16%), любовь (12%).
Можно сделать вывод о том, что большинство старших подростков школы-интерната ориентировано на ценности – цели.
Распределение ценностных ориентаций старших подростков данной выборки наглядно представлено в диаграмме 2.
Диаграмма 2
Распределение ценностных ориентаций среди старших подростков школы-интерната
Данную иерархию ценностей можно разделить на три группы:
По итогам констатирующего эксперимента мною были выявлены группы учащихся относительно склонных к проявлению тех или иных видов агрессии и соответственно, следуя логике работы, были установили и те ценности, характерные данной группе старших подростков.
Распределение ценностных ориентаций в зависимости от форм агрессии старших подростков отражено в таблице 4.
Таблица 3
Распределение ценностей среди старших подростков с разными формами агрессии
№ п/п |
Группы старших подростков с разными формами агрессии |
Значимые ценности |
1 |
Физическая агрессия |
Общечеловеческие, материальные ценности |
2 |
Косвенная агрессия |
Ценности социального взаимодействия |
3 |
Раздражительность |
Общечеловеческие ценности |
4 |
Негативизм |
Общечеловеческие ценности |
5 |
Обидчивость |
Ценности социального взаимодействия |
6 |
Подозрительность |
Ценности социального взаимодействия |
7 |
Вербальная агрессия |
Общечеловеческие, материальные ценности |
8 |
Чувство вины |
Ценности социального взаимодействия |
Как видно из таблицы 4 для старших подростков, склонных к физической и вербальной агрессии значимыми являются общечеловеческие и материальные ценности. Ценности социального взаимодействия предпочтительны для старших подростков с такими формами агрессии как косвенная агрессия, обидчивость, подозрительность, чувство вины.
Более наглядно распределение ценностей среди старших подростков с разными формами агрессии показано в диаграмме 3.
Диаграмма 3
Учет полученных данных мне представляется важным в практической работе школьного психолога, так как влияние психолога на формирование ценностных ориентаций у подростков может повлечь снижение форм агрессии.
По результатам эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
Описание системы занятий по формированию ценностных ориентаций у старших подростков с разными формами агрессии
Формирование ценностных ориентаций не может осуществляться напрямую, путем морализации. Наиболее эффективным способом является специально организованная ситуация включенности подростка в условия нравственного выбора в ходе решения тренинговых задач и упражнений.
Задачами занятий по формированию ценностных ориентаций у старших подростков с разными формами агрессии являются:
Каждое занятие строится из трех частей. Первая часть занятия - это установочное упражнение, организованное по принципу «круга общения», способствует снятию напряженности участников, активизирует творческий потенциал, создает комфортную атмосферу в группе.
Во второй части проводится коррекционная работа.
Третья заключительная часть – закрепление достигнутого в группе (все обмениваются впечатлениями) – повышает сплоченность группы и формирует установки на следующее занятие.
Работа в группе проходит в три этапа. Первый этап – «Знакомство», второй этап – «Учимся доверять, уважать и помогать», третий этап – «Мы».
На первом этапе даются наиболее простые упражнения на знакомство и сплочение, которые помогают участникам лучше узнать друг друга, включиться в работу. Этот этап самый трудный, так как социальные роли участников еще прежние.
Второй этап посвящен доверию и взаимопомощи. Участники выполняют блок упражнений на доверие. Этот этап учит концентрировать внимание на своих действиях и действиях другого, учит умению и желанию помогать и рассчитывать на помощь других.
Третий этап характеризуется тем, что участники становятся командой. Задания выполняются слаженно. Участники группы вместе разрабатывают план выполнения, распределяют действия для каждого.
Тематическое планирование занятий
1 этап
Занятие 1. Тема: Знакомство.
1.Вводная часть. Пояснение целей и задач занятий.
2.Знакомство, введение ритуала приветствия: упражнение «Колобки». Знакомство: упражнение «Снежный ком».
3. Разминка. Упражнение «Бутылочка».
4. Правила группового сплочения.
5. Основное содержание: дискуссия.
Упражнения «Географическое
6.Рефлексия занятия.
7.Выработка ритуала прощания: упражнение «Передача ритма».
Занятие 2. Тема: Наше общение.
Упражнения: «Реаниматор», «Разговор через стекло», «Картина на спине».
2 этап.
Занятие 3. Тема: Агрессия и гнев.
Занятие 4. Тема: Принятие самостоятельного решения.
Занятие 5. Тема: Я и мои родители.
Занятие 6. Тема: Смысл жизни и жизненные ценности.
Занятие 7. Тема: Уверенное поведение.