Виды делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 17:24, реферат

Краткое описание

Этика делового общения – это учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях деловых партнеров.
Основные принципы деловых отношений дают конкретному сотруднику в любой организации этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.
Принципы этики деловых отношений служат основанием для выработки каждым сотрудником любой фирмы собственной личной этической системы.
Культура устной и письменной речи часто бывает сердцевиной профессиональной этики. Важными показателями ее является стиль общения, функциональная грамотность.

Содержание

1.Введение ……………………………………………………………………………………..3
2.Понятие делового общения…………………………………………………………4
3.Виды делового общения ……………………………………………………………..8
4. Деловой этикет…………………………………………………………………………...10
5. Основные принципы этики деловых отношений ……………………..16
6. Коммуникативная культура в деловом общении ……………………..18
7. Заключение …………………………………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

виды делового общения 23.05.12.docx

— 50.25 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды  делового общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.Введение ……………………………………………………………………………………..3

2.Понятие делового общения…………………………………………………………4

3.Виды делового общения ……………………………………………………………..8

4. Деловой этикет…………………………………………………………………………...10

5. Основные принципы этики деловых отношений ……………………..16

6. Коммуникативная культура в деловом общении ……………………..18

7. Заключение …………………………………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Деловое общение и этикет является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с  другими людьми. Вечным и одним  из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления, о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, он может, как облегчить себе деловое общение, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным. Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших факторов, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности .Американский психолог Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как "деловой этикет").

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Понятие делового общения

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений между  людьми. Вечным и одним из главных  регуляторов этих отношений выступают  этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и  зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков  людей. И общаясь в деловом  сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или  стихийно опирается на эти представления. С учетом всего вышесказанного этику  делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей  в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный  случай этики вообще и содержит в  себе ее основные характеристики. Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями,  профессиональными этическими принципами. Известны "писаные" и "неписаные" нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность. Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически были заложены в 1720 году "Генеральным регламентом" Петра I, в котором были заимствованы зарубежные идеи. Общим из подобных требований считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий. Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых "формул", позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, "здравствуйте", "будьте добры", "разрешите принести извинения", "счастлив познакомиться с Вами"). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.

Под этикой в широком смысле слова  понимается система универсальных  и специфических правил и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах поведения, этические нормы  деловых отношений имеют некоторые  особенности. В настоящее время  этике деловых отношений  уделяется  огромное внимание при отборе персонала  и его приеме на работу, а также  в процессе выполнения сотрудниками своих обязанностей. Соблюдение этики  деловых отношений – один из главных  критериев профессионализма как  отдельного сотрудника, так и организации  в целом. Следует подчеркнуть, что  этика включает в себя целую систему  универсальных и специфических  требований и норм поведения, т.е. этика  деловых отношений базируется на общих нормах поведения, выработанных человеком в процессе совместной жизнедеятельности. Поэтому многие нормы взаимоотношений в деловой  сфере справедливы для повседневной жизни, и наоборот, практически все  правила межличностных отношений  находят свое отражение в служебной  этике. Взаимосвязь этики в широком  смысле и деловой этики можно  проследить, используя основные методы общения с людьми. Эти правила очень просты, и их соблюдение способствует установлению благоприятных деловых отношений с партнерами. В большинстве стран, имеющих богатый опыт делового общения, существует ряд строгих правил этикета, нарушение которых может повредить имиджу делового человека. Сейчас, когда в стране все более утверждается рыночная экономика, часть серьезных бизнесменов вынуждена обратиться к зарубежному опыту делового общения, чтобы не выглядеть нелепо на мировом рынке, предлагая свои товары и услуги.

Работодатели уделяют все большее  внимание вопросам этики деловых  и личностных взаимоотношений при  отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. При  этом необходимо подчеркнуть, что понятие  «профессиональная роль» включает в себя не только способности к  выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с  внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и  др.) в процессе реализации зафиксированных  для конкретной должности профессиональных задач или функций. Соблюдение этики  деловых отношений является одним  из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом. Выполнение сотрудниками какой-либо организации норм и правил этики деловых отношений становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, будет ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем и насколько эффективно будут строиться их взаимоотношения. Использование норм и правил этики деловых отношений воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым. Это происходит тогда, когда правила этики являются внутренней психологической потребностью человека, а также отработаны в процессе систематического тренинга. Причем этот тренинг предполагает использование как специальных обучающих практических занятий в рамках той или иной образовательной программы, так и любой ситуации, складывающейся в процессе профессиональной деятельности, для отработки навыков этики взаимоотношений. Например, изучив правила проведения деловой беседы или телефонных переговоров, можно использовать любую беседу в качестве тренинга. Необходимо отметить, что указанный подход следует распространить не только на сферу служебных взаимоотношений, но и использовать соответствующие жизненные ситуации в отношениях с друзьями, родственниками, случайными собеседниками. Еще раз следует подчеркнуть, что этика включает в себя систему универсальных и специфических (например, для какой-либо профессиональной деятельности) нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и наоборот, практически все правила межличностных взаимоотношений находят свое отражение в служебной этике. Вряд ли можно считать правильным такое положение, когда один и тот же человек ведет себя принципиально по-разному в деловой и домашней обстановке. Корректным во взаимоотношениях, внимательным и вежливым с людьми надо быть всегда и везде. Сказанное не исключает, например, определенную твердость и организаторские навыки во взаимоотношениях с близкими, равно как и чуткое отношение к личным проблемам коллег по работе. Известна древняя мудрость: «относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Дальнейшее описание норм и правил этики деловых отношений раскрывает сущность приведенного высказывания, т. е., другими словами, отвечает на вопрос: какого отношения к себе мы хотим? Вряд ли подвергается сомнению тот факт, что отношение окружающих к конкретному человеку (и наоборот) в процессе профессиональной деятельности является продолжением отношений, складывающихся в общественной жизни в целом. Желательные проявления отношения других к себе в повседневной жизни мы естественным образом переносим и в сферу деловых отношений. Соответственно, окружающие люди ждут от нас знания правил поведения и умения воплощать их на практике.

Взаимосвязь этики в широком  смысле и деловой этики можно  проследить на логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа для  знакомства, для дальнейших взаимоотношений  во многом закладывается в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик  человека, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому. Немаловажную роль играет в данном случае такая  кажущаяся мелочью деталь, как  этика приветствия, рукопожатия  и представления человека человеку. Эти начальные нюансы взаимоотношений  важны как в повседневной, так и в деловой жизни. Для установления приятных и полезных деловых взаимоотношений необходимо уметь заинтересовать человека своими четкими и в то же время образными высказываниями, вниманием к сущности вопроса. Эти проблемы решаются при отработке навыков риторики, важных в повседневной жизни и особенно в служебной обстановке. Эти навыки должны найти свое воплощение в специальных правилах подготовки и ведения беседы, так как с необходимостью их применения мы сталкиваемся повсеместно. Достижение результата беседы, причем в уважительной форме, является важным условием, как в бытовой, так и в деловой обстановке. Частным вариантом беседы выступает телефонный разговор. Общие правила этики (такие, как, например, вежливость, внимательность к собеседнику, умение направлять беседу и т.п.) дополняются в данном случае некоторыми специальными, определяемыми спецификой телефонного разговора. Использование этих правил позволит составить положительное мнение о собеседнике вне зависимости от того, какой разговор происходил – личный или деловой. Проведение любых бесед подводит к необходимости высказывания в адрес своих собеседников критических замечаний или суждений, поскольку нас не всегда устраивают поступки и высказывания нашего окружения. Общая и деловая этика критических замечаний в чей-либо адрес содержит сходные правила, которые, в свою очередь, основываются на главных нормах этических взаимоотношений. Итак, практически все направления деловой этики имеют правила, применимые этикой поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность и т. п.

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

                                         Виды делового общения

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт  друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить  совместную деятельность, сотрудничество. По способу обмена информацией различают устное, письменное и деловое общение. Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.

К монологическим видам  относятся:

 Приветственная речь;

  1. Торговая речь (реклама)                                        

      2) Информационная речь;

     3) Доклад (на заседании, собрании)

      4) Публичное выступление

Диалогические виды:

·      Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему;

·      Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.

·     Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу;  Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения;

Дискуссия: 

·       Совещание (собрание);

·       Пресс-конференция.

·       Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.

·       Телефонный разговор (дистанционный), исключающий невербальную коммуникацию.

В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации. Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части разнообразного сообщения.

Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

По содержанию общение может быть разделено  на:

·     Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;

·     Когнитивное - обмен  знаниями;

·    Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;

·    Деятельное  - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам  общения возможно деление на такие  четыре вида :

·     Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;

 ·    Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;

 ·      Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;

·        Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ

Определение этикета как установленного порядка проведения где-либо дает наиболее общее представление о нем. Деловой этикет богаче по своему содержанию, поскольку относится к данной категории как особенное к общему.

Деловой этикет — важнейшая сторона  морали профессионального поведения  предпринимателя. У отечественных  начинающих бизнесменов срывается  множество выгодных сделок, особенно с инофирмами, из-за того, что они  не знают правил делового этикета. А  еще чаще их "подставляют" различные  консультанты и секретарши. У многих "новых русских" дурной вкус заметен  в одежде, манерах поведения.   В результате "новые русские", их консультанты и секретарши становятся предметом молчаливой и нелицеприятной критики со стороны партнеров. Уважающие  себя и честь своей фирмы предприниматели  после первой же встречи прекращают все переговоры. А причиной тому — поведение "новых русских", оценить которое можно словами из знаменитой сказки про старуху, которая "ни ступить, ни молвить не умеет".Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать правила хорошего тона. В старые времена им крепко учил Петр Великий. В 1709 г. он издал указ, согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя "в нарушение этикету". Возможно, и отечественным бизнесменам надо ввести наказание для тех, кто выставляет на посмешище не только себя, но и тень на российское предпринимательство. Может быть, ввести даже экзамен на знание делового этикета. Итак, знание делового этикета — основа предпринимательского успеха.

   • Правила этикета, облаченные  в конкретные формы ведения,  указывают на единство двух  его сторон: морально-этической и  эстетической. Первая сторона— это  выражение нравственной нормы:  предупредительной заботы, защиты  и т.д. Вторая сторона — эстетическая  — свидетельствует о красоте,  изяществе форм поведения.

   • Для приветствия пользуйтесь  не только вербальным (речевым)  средством "Здравствуйте!", "Добрый  день", но и невербальными жестами:  поклоном, кивком, взмахом руки и  т.п. Можно равнодушно сказать: "Здравствуйте",кивнуть головой  и  пройти мимо. Но лучше  поступить иначе — сказать,  например: «Здравствуйте, Иван Александрович!»,  тепло улыбнуться ему и остановиться  на несколько секунд. Такое приветствие  подчеркивает ваши добрые чувства  к этому человеку, он поймет, вы  цените его, да и звучание  собственного имени — приятная мелодия для любого человека.

Информация о работе Виды делового общения