Виды конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 11:42, контрольная работа

Краткое описание

У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями приложения. Каждый стремится достичь чего-то своего или по-своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловой активности сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, который - один из самых главных врагов менеджера, т.к. он дезорганизует людей, переводит их в эмоции, а не разум.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1.Что такое конфликт?………………………………………………....4
2.Виды конфликтов…………………………………………….………6
1.Внутриличностные конфликты…………………………………..6
2.Межличностные и групповые конфликты………………………9
3.Конфликты в организациях……………………………………...11
4.Конфликты в больших группах……………………………….…13
5.Политические конфликты………………………………………..14
6.Межкультурные конфликты……………………………………..16
7.Конфликты российского общества…………………...…………16
Заключение………………………………………………………………..18
Список использованных источников……………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 49.54 Кб (Скачать файл)

- Путем изменения одной из когниций (1 когниция - знаю, что курю, 2 когниция - знаю, что курить вредно: удаляется одна из когниций или снижается ее значимость во внутренней структуре Я).

- Путем увеличения консонансных составляющих, поддерживающих когниции по сравнению с диссонансными (курить легкие сигареты, у которых снижено количество вредных веществ).

- Путем перестройки Я-концепции, т.е. проведение ревизии всей системы и включения обеих когниций в более широкий контекст.

- Путем создания защитных механизмов, представляющих сложившуюся ситуацию как отсутствие возможности выбора (перекладывание ответственности на другого и представление себя не более, чем орудием, техническим средством осуществления чужой воли) или оправдание себя наличием неконтролируемых внутренних состояний (усталость, опьянение, сильное эмоциональное расстройство и т.д.) или полное вытеснение самого поступка.

  Одним из способов описания человека как субъекта деятельности является использование представлений о совокупности его ролей, восходящее в западной социальной психологии к работам интеракционистов Дж. Мида и Ч. Кули. С их точки зрения человек получает свою социальную определенность через систему взаимодействий с другими людьми в группе. Сила группы не равна сумме сил всех ее участников, так как существует эффект взаимодействия, называемый синергетическим. Разные члены группы выполняют в процессе взаимодействия разные функции, которые именуются ролями. Согласие в групповом процессе обеспечивается тем, что каждому члену группы известны ожидания группы по поводу его поведения в рамках предписанной ему роли. Каждая роль имеет свое содержание: шаблоны действий, знаний, умений и навыков; реакций на поступки других людей. Личность может соотнести логику своих действий с логикой социальных ожиданий и норм. И здесь кроется источник внутриличностного конфликта. Возникновение противоречия между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением может привести к ролевым конфликтам. Традиционно различают два типа ролевых конфликтов:

- Личностно ролевой конфликт: конфликт Я роль, где различия возникают между требованиями роли и возможностями, представлениями о ней личности. Здесь проблема выбора возникает из-за неспособности соответствовать требованиям роли, либо из-за нежелания ей соответствовать. В этой ситуации человек может отказаться от выполнения роли или выбрать роль и изменить себе; возможен также какой-то компромиссный вариант снятия этого противоречия.

- Межролевой конфликт: предполагает противоречие между разными ролевыми позициями, которые по каким-то причинам оказываются несовместимыми (семья-работа).

  Типичными факторами, определяющими силу этого типа конфликтов, составляют:

1.степень несовместимости разных ролевых ожиданий;

2.жесткость, с которой эти требования предъявляются;

3.личностные характеристики самого индивида, его отношение к ролевым ожиданиям.

  Способы завершения внутриличностных конфликтов могут быть бессознательными или сознательными:

- бессознательные, связаны с использованием механизмов внутриличностной защиты (идеализация, вытеснение, уход, сублимация и т.д.);

- сознательные, определяются следующими вариантами:

- переориентация - изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего проблему;

- компромисс - осуществление выбора в пользу какого-либо варианта и его реализация;

- коррекция - изменение Я концепции в направлении достижения адекватного представления о себе.

 

 

 

2.2 Межличностные и групповые конфликты

 

  Межличностный конфликт очень тесно связан с внутриличностным. Строгого определения межличностного конфликта не существует.

  Тем не менее, можно назвать отличительные особенности межличностного конфликта:

1. Противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

2.Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.

3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.

4. Отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами

5. Затрагивают интересы окружения.

  Групповой конфликт - противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой.

  Существуют следующие виды классификации межличностных конфликтов:

- Сферы проявления: экономические, политические, идеологические, социальные (национальные, этнические, религиозные, межнациональные, организационные (социально-трудовые)), экологические, демографические, конфликты культуры и духовных ценностей, деловые, эмоциональные (пример столкновение в очереди, в транспорте, когда есть одна заведенная личность), финансовые, торговые, бытовые, семейные;

- Социальные последствия: конструктивные, деструктивные;

-Форма проявления (степень выраженности): открытые, скрытые, потенциальные;

- По объекту конфликта: реалистичные (предметные), нереалистичные (беспредметные);

  Управление конфликтом это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия с целью снижения остроты, последующей минимизации конфликта и его разрешения.

  Факторы управляемости  конфликта (по Р. Дарендорфу  и М. Дойчу):

- признание участниками самого факта конфликта, признание существующих разногласий, а также права сторон на свои позиции;

- направленность работы с конфликтом на регулирование самих проявлений конфликта, предполагающее отказ от бесполезных попыток устранения причин;

- организация конфликтных групп с целью манифестации конфликта;

- согласие сторон относительно соблюдения определенных правил игры, что, собственно, и делает возможной эффективную коммуникацию между ними.

  Внешняя форма предупреждения конфликта: нейтрализация действий комплекса детерминирующих конфликт факторов как вынужденная профилактика; эффективное управление социальной системой как превентивная (стратегическая) форма предупреждения конфликта:

 

Тип конфликта

Форма профилактических действий

Сфера внутригрупповых интересов

Анализ взаимоотношений  в коллективе (микрогруппы, лидерство, социометрические оценки и т. п.). Знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта (актуализация ложных интересов, потребностей конфликтующей личности, критические высказывания в адрес  конфликтующей личности со стороны  членов группы; ограничение коммуникаций с конфликтующей личностью). Преодоление  нарушения групповых норм, высокомерия.

Межгрупповое взаимодействие

На основе углубленного анализа  причин и факторов назревающего конфликта  предпринять меры по их нейтрализации; активная работа с лидерами с целью  обмена информацией о потенциальных  соперниках; использование педагогических и административных мер по предупреждению мотивов зреющего конфликта


 

 

Регулирование конфликта - это упорядоченная совокупность действий участников конфликта, а также третьих лиц (посредников) по преодолению конфликта с использованием различных средств и методик, взаимоувязанных в пространстве и во времени с учетом условий и динамики конфликтной ситуации. Основные элементы технологии: средства; методы; действия.

  Регулирование конфликта начинается с признания его реальности. Легитимация конфликта становится фактом выведения конфликта из скрытой, латентной формы в проявленное взаимодействие, у которого могут и должны быть все структурные элементы противостояния.

  Основные технологии на этом этапе - структурирование групп и институциализация конфликта. На этой стадии регулирование состоит в том, чтобы выработать общие нормы конфликтного взаимодействия, определить институты или конкретных носителей этих норм. Кроме того, используют технологий смягчения конфликта через формы демократизации, сотрудничества, снижения напряженности, нормирования отношений.

1.Выбор средств регулирования:

·использование силы;

·посредничество;

·прямые переговоры.

2.Выбор методов регулирования:

·уклонение, компромисс, насилие.

·группы методов: правовые, административные, политические, нравственные, эстетические, религиозные, психологические.

3.Реализация решений.

4.Анализ последствий.

 Медиация - это процесс, в котором нейтральная третья сторона, медиатор, помогает разрешить конфликт, способствуя выработке добровольного соглашения (или «самоопределения») между конфликтующими сторонами. Медиация (от лат. mediatio) - посредничество.

 

 

2.3 Конфликты в организациях

 

  В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов «личность-группа» и «группа-группа».

  Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует учитывать в управлении этими конфликтами.

  Первая особенность связана со структурой такого конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а вторым в групповых.

  Вторая особенность отражает специфику причин рассматриваемого конфликта. А такие причины непосредственно связаны с положением индивида в группе, которое характеризуется такими понятиями, как позиция, статус, внутренняя установка, роль, групповые нормы. Причины возникающих между личностью и группой конфликтов связаны: а) с нарушением ролевых ожиданий; б) с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки в связи с нарушением групповых норм).

  Третья особенность находит свое отражение в формах проявления данного конфликта. Такими формами могут быть: применение групповых санкций; существенное ограничение или полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим; резкая критика в адрес конфликтующего; эйфория со стороны конфликтующего и т. д.

  При анализе конфликтов между личностью и группой важно учитывать их многообразие.

 

Классификация конфликтов типа «личность-группа»

по С.М. Емельянову

Вариант конфликта

Возможные причины

Руководитель коллектив 

Новый руководитель, назначенный  со стороны (в коллективе был свой достойный претендент на эту должность). Стиль управления. Низкая компетентность руководителя. Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров 

Рядовой член коллектива коллектив 

Конфликтная личность. Нарушение  групповых норм. Неадекватность внутренней установки статусу 

Лидер группа (микрогруппа)

Низкая профессиональная подготовка. Применение компромата против лидера. Превышение полномочий лидерства. Изменение группового сознания


 

  Межгрупповыми, по Н.В. Гришиной, принято называть взаимодействия как между собственной группами людей, так и между отдельными представителями этих групп, а также любые ситуации, в которых участники общения взаимодействуют в межгрупповом измерении, воспринимая друг друга и себя как членов разных групп.

  В межгрупповом конфликте противоборствующими сторонами выступают группы (малые, средние или микрогруппы). В основе такого противоборства лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей). В этом состоит одна из существенных особенностей таких конфликтов.

 

Классификация межгрупповых конфликтов

Вариант конфликта

Возможные причины

Руководство организации  персонал

Неудовлетворительные коммуникации; нарушение правовых норм; невыносимые  условия труда; низкая заработная плата  и т. п.

Администрация профсоюзы 

Нарушение трудового законодательства со стороны администрации; неудовлетворительные условия труда; низкая заработная плата  и т.п.

Между подразделениями внутри организации 

Взаимная зависимость  по выполняемым задачам; распределение  ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; структурная перестройка.

Конфликт между организациями 

Нарушение договорных обязательств; борьба за ресурсы, сферы влияния, рынки  сбыта и т.п.

между микрогруппами внутри коллектива

Противоположность интересов, ценностей, целей; амбиции лидеров.

Между неформальными группами в обществе

Противоположность духовных интересов, ценностей; групповой экстремизм.

Информация о работе Виды конфликтов