Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 06:38, реферат
Вначале я бы хотела ввести научное понятие памяти: «Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. Пионером в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов)».
1.Память. 3
1.1 Виды памяти 3
2. Пути развития памяти 4
2.1 Рекомендации по улучшению памяти 5
2.2 Основные принципы запоминания новой информации 6
3. Советы по развитию памяти 8
4. Список литературы
Факультет иностранных языков
Виды памяти человека. Пути развития памяти.
Реферат
2012-2013 учебный год
1.Память.
1.1 Виды памяти
2. Пути развития памяти
2.1 Рекомендации по улучшению
памяти
2.2 Основные принципы запоминания
новой информации
3. Советы по развитию памяти 8
4. Список литературы
Вначале я бы хотела ввести научное понятие памяти: «Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. Пионером в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов)».
Изучение
памяти началось много веков назад,
когда человек стал, хотя и смутно,
догадываться о том, что он способен
запоминать и хранить информацию.
При этом память всегда связывалась
с процессом обучения (т.е. накопления
информации), а попытки объяснения
памяти всегда совпадали с известными
на данном историческом отрезке методами
хранения информации.
Так, древние греки в соответствии с принятым
в то время способом записи считали, что
информация в виде каких-то материальных
частиц попадает в голову и оставляет
отпечатки на мягком веществе мозга, как
на глине или воске.
Две тысячи лет спустя французский философ
и естествоиспытатель Р. Декарт, создатель
"гидравлической" модели нервной
системы, предположил, что частое использование
одних и тех же пустотелых трубок (так
Декарт представлял себе строение нервных
волокон) приводит к их растяжению и снижению
сопротивления движению "жизненных
духов", что сопровождается формированию
навыков - т.е. запоминанием. Позже - уже
в 19 и начале 20 веков - в связи с созданием
таких систем, как телефонная сеть, электронно-вычислительные
машины, магнитофоны и другие устройства,
механизмы памяти трактовали в соответствии
с принципами, на которых основаны механизмы
действия перечисленных выше устройств.
Наконец, в связи с развитием исследований
в области генетики и молекулярной биологии,
раскрытием механизмов хранения генетической
информации к объяснению механизмов памяти
привлекли уже биологические аналогии.
В частности, предполагали, что механизмы,
по крайней мере, одного из видов памяти
имеют молекулярную основу (запечатление
информации сопровождается изменениями
в системе ферментов, локализующихся в
нервных клетках, увеличением содержания
в них нуклеиновых кислот и т. д.).
1.1 Виды
памяти.
Традиционно психологи, которые традиционно
первыми стали экспериментально изучать
память, выделяют шесть видов памяти:
· двигательную, связанную с запоминанием и воспроизведением движений;
· образную, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.);
· словесно- логическую (свойственную человеку форму памяти), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением;
· эмоциональную память, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами.
· Не произвольная, характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы не ставя какой либо цели запомнить это и воспроизвести.
· Произвольная
(преднамеренная), осмысленная, продуманная
с определенной целью и задачей усвоить
и воспроизвести материал, используя те
или иные приемы.
Существуют и другие классификации видов
памяти:
Непосредственная.
Она хранится 0,25 сек. Позволяет осуществлять
взаимосвязь между последующими интервалами
времени.
Оперативная.
Это тот раздел памяти, который работает
в настоящий момент. Характеризуется тем,
что время обработки информации может
доходить до 20 сек. Объем этой памяти значительно
меньше непосредственной.
Долговременная. В
ней хранятся образы явлений и предметов
внешнего мира, которые нужны человеку
в течение длительного времени, которыми
он пользуется периодически.
Долговременная память подразделяется
на:
а) генетическую память - это все то, что
накопили наши предшественники.
б) наследственную память - память ближайших
родственников.
2. Пути развития памяти
Исследователи установили, что в обычных
условиях человек может запомнить 8 десятичных
знаков, 7 букв расположенных не по алфавиту,
4-5 цифр, 5 синонимов. И перегрузок практически
не бывает. По мнению специалистов, обычно
бывает достаточно запомнить не более
4-х цифр, 5-6 букв, 4 синонима и 6 десятичных
цифр. Но объем памяти уменьшается, если
альтернатива увеличивается. Так, например,
объем памяти на различные предметы и
цвета равен 3, на числа и точки - 8-9, на буквы
- 6-9, на геометрические фигуры - 3-8 и т.д.
В принципе возможны 2 основных подхода
к регулированию процессов памяти путем
воздействия на функциональное состояние
мозга: химический и физический.
Химический подход, который включает использование
фармакологических средств, известен
с незапамятных времен. Эти средства; чай,
кофе (кофеин), стрихнин, нивалин, пилокарпин,
фенатин, этимизол, этиразол, центрофеноксин,
пирацетам, неотропил, пирамен. На благоприятные
результаты от использования психофармакологических
средств, активизирующих мозговую деятельность,
можно рассчитывать лишь имея в виду людей
со стабильной, уравновешенной психикой,
а также людей с более или менее угнетенной
психикой, инертных, малоинициативных,
не уверенных в себе.
Ухудшают память: кокаин,
метизергид, препараты резерпина и аменазина
(хлорпромазина).
Второй подход к изучению и регулированию
процессов памяти - физический. Заключается
он в изучении влияния физических факторов
на процессы запоминания и на фазы памяти
вообще.
Важнейшим направлением в физическом
подходе является электрическая стимуляция
мозговых структур.
Оптические методы управления памятью
выгоднее.
Существует еще одна возможность целенаправленного
воздействия на функции памяти - с помощью
фокусированного ультразвукового эффекта.
Влияние курения. Первоначально
в малых дозах, он расширяет кровеносные
сосуды и действует возбуждающе.
Курильщик ощущает прилив энергии,
лучше себя чувствует, его мысль
течет быстрее. Но все это длится
недолго. В больших дозах и
при длительном употреблении никотин
сужает сосуды. Под влиянием никотина
и других составных частей табачного
дыма (вовсе не безобидных) умственная
деятельность постепенно ослабевает.
У большинства курильщиков
Алкоголики часто жалуются на забывчивость.
Под удар алкоголя главным образом попадает
кратковременная память. Люди с легкостью
вспоминают давно происходившие события,
но столь же легко забывают сиюминутные.
Кроме того, алкоголь приводит к замедлению
мозговой деятельности.
Механизмы памяти должны быть всегда подвижны
и всегда в "форме". Их нужно постоянно
тренировать, ежедневно выделяя для этого
час или хотя бы 20-25 минут.
Лучше всего функционирует память между
8 и 12 часами дня, затем ее эффективность
начинает постепенно падать. После 17 часов
запоминание снова улучшается и, если
человек не очень устал, к 19 часам достигает
высокого уровня.
Подбирая литературу, которая может дать
ответы на интересующие вас вопросы, вы
должны найти наиболее удобный вам способ
восприятия информации. Прочитайте с этой
целью какой - нибудь отрывок из текста
"про себя", другой вслух, третий -
запишите; а четвертый можете продиктовать
в микрофон и прослушать в магнитофонной
записи. Определите какой отрывок вы запомнили
лучше всего и каким образом, вы узнаете
какой способ восприятия информации вам
больше подходит.
Используйте по возможности все способы
восприятия информации, комбинируйте
их и через некоторое время память ваша
станет надежней, лучше. Очень важно при
запоминании новой информации, не отправлять
ее в дальние "кладовые памяти", а
постараться сопоставить ее с полученной
ранее, развивая тем самым ассоциативную
память.
2.1 Рекомендации
по улучшению памяти.
Группы слов можно запоминать, создавая
в сознании соответствующие сцены. Чем
они нелепее, тем лучше. Например, для запоминания
названия ресторана "Под липами"
представьте себе, как вы сидите под этими
деревьями с их неповторимым ароматом.
Если требуется запомнить название "Вулкан"
ил "Молния", нужно пытаться запомнить
слово как образ, а не как группу из нескольких
букв. Чтобы, запомнить перечень предметов,
представьте себе знакомую улицу и расставьте
все предметы перед подъездами в порядке
их расположения. После этого мысленно
пройдитесь по улице. Вам будет легко восстановить
в памяти весь перечень. Запоминая группу
букв или слогов, полезно связывать их
в слова с определенным смыслом. Мозг человека
лучше запоминает то, что имеет смысл.
Чтобы запомнить фамилию нового знакомого,
нужно связать ее с какой - либо характерной
его чертой. Например: фамилию Розов с
розовым цветом его лица и т.п.
Несколько упражнений по Ф.Лёзеру.
Запоминание лиц с именами и
фамилиями.
Запомнить предлагается несколько фотографий
с именами и фамилиями. На это дается 30
секунд. После этого те же фотографии,
но в другом порядке, вновь предлагаются
исследуемому, и он должен "опознать"
их. Эффективность запоминания определяется
по аналогичной формуле.
Запоминание
логически связанного материала.
Предлагается запомнить 10 основных положений
подчеркнутых в нижеследующем тексте
(они приведены в определенном порядке).
Испытуемый должен прочесть текст и через
1 минуту воспроизвести содержание основных
положений и порядок предложений.
"Роботы, которым доступны определенные
поведенческие реакции.
РОБОТЫ МОГУТ АНАЛИЗИРОВАТЬ СОЗНАНИЕ
(1), создавая программы для его развития.
ОНИ ВЫРАБАТЫВАЮТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ (2).
ЭТО МИРАЖ (3) ИЛИ РЕАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
(4)?
ДЕОНТОЛОГИЯ или логика норм поведения
ПОЗВОЛЯЕТ ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС (5).
СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ВСЕГДА РЕГУЛИРУЕТСЯ
ОПРЕДЕЛЕННЫМИ НОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ (6).
ОБЩЕСТВО НЕ МОГЛО БЫ (7) существовать без
подобных норм.
ВОЗРАСТАЮЩАЯ СЛОЖНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОТНОШЕНИЙ (8) ДИКТУЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫРАБОТКИ
НАУЧНЫХ ОСНОВ, ПРАВОВЫХ И МОРАЛЬНЫХ НОРМ
(9).
Это является АКТУАЛЬНОЙ СОВРЕМЕННОЙ
ЗАДАЧЕЙ (10).
Тренировка концентрации внимания.
Для тренировки концентрации внимания
необходимо, чтобы человек сосредоточил
его на избранном предмете и его основных
свойствах, не отвлекался от мыслей об
этом предмете. Запоминать следует существенную
информацию о каком - либо событии, игнорируя
несущественную.
Лёзер рекомендует с целью тренировки
делать описание какой - либо картины,
постоянно его детализируя. Упражнение
можно повторить в условиях действия отвлекающих
факторов (шум и пр.)
2.2 Основные принципы запоминания новой
информации.
Информация, поступающая в мозг человека,
лучше запомнится, если установлена связь
между событиями. Так, в упражнении на
запоминание установите смысловые связи
между двумя явлениями. Предварительное
определение, какой может быть смысловая
связь между этими явлениями, событиями
или действиями, способствует более прочному
запоминанию. Вот некоторые примеры:
Альберт Эйнштейн - один из величайших
физиков. Смысловое значение здесь состоит
в том, что он создал теорию относительности.
Ассоциативные связи, даже когда они совершенно
невероятны по смыслу, то они запоминаются
надолго. Например, Луна-масло. Можно представить
себе самое невероятное - кусок масла на
Луне.
Структурные связи также помогают запоминанию.
Лёзер приводит пример: если число 683429731
разместить следующим образом 683-429-731,
его будет легче запомнить. Для более легкого
запоминания информацию можно разделить
на группы А, Б, В, Г и т.д. Можно рифмовать
некоторые слова.
Метод ассоциации.
Методом ассоциации умело пользовался
римский политический деятель Марк Туллий
Цицерон при подготовке своих блестящих
речей, которые произносил, не пользуясь
никакими записями. Он был великолепным
оратором. С помощью особых приемов он
запоминал предварительно отрепетированные
речи. Каждый раздел речи он связывал с
определенной ситуацией в комнате и, расхаживая
по этой комнате, проводил ассоциации
с различными предметами, находящимися
в ней, которые напоминали предметы в зале
Римского сената. Выступая в сенате, он
связывал разделы своей речи с соответствующими
предметами и мог часами говорить без
запинки.
Существует простейший способ создания
собственных упражнений, помогающих памяти
с привлечением ассоциаций. С этой целью
следует написать 20 чисел и произвольно
связать их с определенными лицами или
предметами (подобно описанной здесь тренировке
запоминания логически не связанного
текста) по системе словесно - числового
запоминания. За этим упражнением должно
следовать другое такое же, тем самым будут
возрастать мнемонические способности
мозга. Этим методом можно выработать
феноменальную память.
Запоминание
лиц.
Часто мы жалуемся, что плохо запоминаем
лица. Нам бывает неудобно перед старыми
знакомыми, что мы не можем вспомнить,
где и когда с ними общались, и вообще,
кто они такие.
Чтобы запомнить лицо, необходимо внимательно
его рассмотреть, обращая внимание на
форму, отличительные признаки (предметы),
которые редко встречаются у других людей
и пр.
Запоминание
имен.
Первое условие для запоминания имени
- оно должно быть произнесено громко и
отчетливо. Его следует повторить раз
- другой, чтобы зафиксировать в памяти.
Некоторые пользуются способом связывания
имени со зрительным образом лица, которому
оно принадлежит, с эго характерными приметами
и т.д.
Общие условия
успешного запоминания.
1. Когда материал интересен для запоминающего.
2. Когда у запоминающего есть уже большой
объем знаний в той области, к которой
относится заучиваемый материал.
3. Когда у запоминающего сформирована
установка на длительность, полноту и
прочность запоминания.
4. Когда материал осмыслен, предельно
ясен, подвергается классификации.
5. Когда при заучивании материала до 1000
слов (т.е. 3-4 страницы книги обычных размеров),
он внимательно прочитан один - два раза
с разбивкой его на смысловые фрагменты
и затем воспроизводится путем активных
и с подглядыванием повторений.
6. Когда число таких повторений на 50% превышает
то количество их, которое требуется для
первого безошибочного воспроизведения.
(Со средней памятью человек может безошибочно
воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов - после
17 повторений, 24 слова - после 40 повторений).
7. Когда между отдельными повторениями
вводится пауза продолжительностью 24
часа.
8. Когда процесс заучивания, разделенный
на отрезки по 45-60 минут, прерывается паузами
отдыха 10-15 минут.
3. (В заключении)
Советы по развитию памяти (прежде всего
механической).
1. "Не подряд". Научное название здесь
такое: "закон распределения повторений
во времени". Суть: число повторений,
необходимых для полного усвоения материала,
уменьшается, если не стремиться запомнить
все в один присест. Чем больше надо повторений,
то есть чем обширнее порция запоминаемого
материала, тем больше разница между требуемыми
повторениями "за один присест" и
за несколько.
2. Необходимо систематически чередовать
пассивное восприятие запоминаемого материала
с активными попытками припоминания с
психологической установкой на запоминание.
Переход на эту новую систему запоминания
потребует в среднем 4-5 месяцев, но полностью
себя оправдает.
3. По возможности чаще применять мнемотехнические
(то есть не связанные с содержанием запоминаемого)
приемы. Например: "Каждый охотник желает
знать, где сидят фазаны". Здесь одно
затруднение: рецепта, как самому сочинять
такие присказки-подсказки, не существует,
а готовых приемов на все случаи жизни
не напасешься. Но их не трудно изобрести
человеку, знакомому с индивидуальными
особенностями своей памяти. Нужно запомнить
и руководствоваться генеральным правилом
всякой умственной работы - отдыхать через
смену занятий, а не через безделье. И это
относится к памяти в полной мере.
4. Разнообразие, избежание монотонности
в работе памяти.
Известно, что эмоционально окрашенные
события, прежде всего отрицательные,
а также аффекты забываются плохо. Информацию
для запоминания лучше подавать на фоне
цветового, зрительного и тонального слухового
восприятия.
Необходимо стремиться, чтобы в запоминании
и воспроизведении участвовали все чувства
или хотя бы большая их часть. Нужно научиться
создавать их сочетание (например, цифра
8 - представляется полной женщиной, 87 -
полная женщина идет с усатым мужчиной,
цифра 5 - пахнет ландышем и т.п.).
Совмещать запоминание лучше в сочетании
с другим механическим занятием (ходьба,
вязание и т.п.). Если ввести себя в состояние
самогипноза с помощью аутотренинга или
медитации с мысленным перевоплощением
в другую личность запоминание происходит
быстрее и эффективнее.
Сон после обучения (запоминания) уменьшает
забывание примерно в 2 раза