Виды психологической защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 08:00, курс лекций

Краткое описание

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности (передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование действий в совместной деятельности, прояснение личных и деловых взаимоотношений).
Средства общения- способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект лекций_Психология.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

   В связи с  вышеизложенным становиться, понятен  тезис, что различие не в  самом мире, а в тех фильтрах, через которые мы его воспринимаем.

   Пример: художник, лесоруб, ботаник – в лесу. У каждого свой лес.

Карта мира другого человека отличается от моей карты мира. Из этого  следует, что необходимо научиться  понимать правильно собеседника, а  для этого необходимо: уметь слушать  и слышать другого человека. Это требует соблюдение следующих условий:  

  1. Слушающий полностью сосредотачивает свое внимание на говорящем.
  2. Слушающий никогда не пользуется чужими или предвзятыми оценками.
  3. Слушающий отказывается от любых предубеждений в отношении к говорящему.
  4. Слушающий абсолютно свободен от какого либо смущения и может задавать любые вопросы.
  5. Слушающий показывает говорящему, что тот услышан, и смысл сказанного понят.

К 11-12 годам мы отдаем предпочтение в определенном образе мышления и воспроизведения информации из вне и выдачи ее наружу. Есть люди, которые думают картинками, разговаривают сами с собой, основывают свои действия на ощущениях по отношению к ситуации. В психологической литературе эти три типа мышления называют репрезентативными системами восприятия, т.е. как мы воспринимаем окружающий мир, как мы перерабатываем полученную информацию внутри себя и как мы выдаем обработанную информацию вновь в окружающий мир (общение).

 

Признаки

визуал

аудиал

кинестетик

Жесты

Вверху,обильные

На уровне груди

Низ,мало

Темп речи, голос

Быстрая речь,высокий.

Плавный, ровный

Медленный темп, низкий тон

Слова

Цвет,форма, яркость и  т.п.

Описывающие звуки

Описывающие ощущения, вкус, запах.


 

   При общении  это необходимо учитывать. Нет  чистых типов мышления (репрезентативных систем), есть ведущая система восприятия, затем, система обработки информации внутри личностно, затем, способ вербализации внутри личностных переживаний. Это может выглядеть так: ВИЗУАЛ-КИНЕСТЕТИК-ВИЗУАЛ.

Тема 8 Межличностное пространство.

Это субъективный критерий эмоциональной близости людей. Чем в более близких отношениях находятся люди, тем меньше между ними дистанция в общении. В свою очередь это зависит от:

1.возраст

2.социальный статус

3.психологических особенностей

4.национальных стандартов поведения

Ближе всех по дистанции  общения находятся родственники, близкие, знакомые. К тому же возрастной критерий то же стоит учитывать: пожилые  люди требуют большего межличностного пространства, чем молодые.

     Стоит отметить при  рассмотрении вопроса о межличностном пространстве влияние пола и личностных особенностей:

      Женщины, стоят,  сидят ближе к собеседнику,  чем мужчины.

      Психически уравновешенные  люди подходят ближе, чем тревожные,  т.к. они держаться в отдалении.

      Заинтересованные друг в друге люди сокращают дистанцию.

Существуют определенные пределы  допустимого расстояния:

  • Интимное  (до 0.5. м.) – там, где происходит соприкосновение тел партнеров - спорт, балет и т.п.
  • Межличностное - (0.5. – 1.2. м.) – для разговоров друзей с соприкосновением и без
  • Социальное расстояние – (1.2.-3.7. м.) – для неформальных и формальных социальных и деловых отношений.
  • Публичные расстояния (3.7 м и более)

Межличностное пространство влияет на частоту и длительность визуальных контактов – чем ближе – тем короче и реже их взаимные взгляды.

 

Тема 9 Самооценка личности.

Остановимся теперь на таком  аспекте человеческого взаимодействия как самооценка личности.

      Самооценка  – это способность человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя. Человека, чья самооценка адекватна, создает вокруг себя атмосферу честности, открытости, ответственности, сострадания, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует.

   Когда появляются  жизненные трудности и проблемы, самооценка может снижаться –  однако, это временное чувство,  как естественный результат возникшего  кризиса. Люди с адекватной  самооценкой не считают себя  безнадежными и не делают вид, что ничего не происходит, они не перекладывают свои переживания на других.

Чувствовать себя не на высоте  и не признавать этого – значит обманывать себя и других.

  Люди отличаются  друг от друга по способу  взаимоотношений с окружающими.  Типичные схемы поведения в ситуациях межличностных контактов можно определить так –

  1. готовность сближаться с людьми –характерно для людей с адекватной самооценкой
  2. избегать, бороться, доминировать или подчиняться – характерно для людей с завышенной или заниженной самооценкой.

 

            Тема 10 Ценностные ориентиры личности.

 В жизни каждого из нас  особую роль играют ценности, которыми мы руководствуемся  в своих действиях, а так  же при оценки своих и чужих  поступков.

     Личностная автономия

    Чувство общности                 две основные ценности, на которых строятся    

                                                     хорошие контакты.

 

Личностная автономия  – право человека на своеобразие, неповторимость своей личности, на самостоятельность в выборе своей судьбы.

Общность – дружеское общение, совместную жизнь и совместную работу автономных личностей, которые преследуют и создают общие цели, совместно ищут пути к достижению этих целей.

 Считается, что  при овладении этими двумя  ценностями, возможно, достичь самореализации: это значит, что автономность и развитие личности достигается не за счет других людей или в изоляции от них и что осуществление общих целей происходит не ценой утраты индивидуальности и свободы отдельных людей.

  Это очень трудная  задача, над решением которой, люди бьются много тысячелетий.

Помимо выше перечисленных, к группе ценностей можно отнести  следующие:

  • аутентичность и открытость
  • возможность поиска и исследования
  • готовность делать добро
  • уменьшение угрозы для личности
  • развитие личности и самоутверждение

 

  1. Аутентичность и открытость – искренность во взаимоотношениях, избегание фальши, лицемерия и нечестной игры. Говорить то, о чем думаешь и чувствуешь – это не есть право на ничем неограниченные  высказывания мыслей и чувств. Тот, кто отказывается от этой ценности, уменьшает право на ее реализацию у других.
  2. Готовность делать добро – готовность оказать помощь разного рода другому человеку.
  3. Безопасность личности – важнейшие условия развития личности и ее творческого потенциала. Манипуляция людьми с помощью страха и угроз, даже если и приводит к желательным результатам вызывает у людей оборонительную реакцию, требующую затрат энергии, чтобы совладать со страхом и опасениями – потеря способности к творчеству, самостоятельности, ответственности за свои поступки.

 

  1. Развитие личности и самоутверждение – особая ценность, которая заключается в процессе личностного развития – интересы, умения, знания, воображение, творческие способностей. Развитие и изменение личности – это результат того, что,  полностью осознавая внешние условия своей жизни, подчиняясь необходимости согласовывать свой жизненный путь с интересами других, человек сознательно и целенаправленно делает свой выбор.

При утрате каких либо ценностей люди часто строят свои взаимоотношения на основе (принципе) конвенциональной корректности. Он основан на соблюдении некоторых жестко заданных границ, в рамках которых следует удерживать собственное поведение и поведение другого человека. Соблюдение правил и конвенций облегчает социальное взаимодействие, позволяя предвидеть и контролировать поступки людей, т.о. провоцируя появление чувства неудовлетворенности.

    Подводя итог  выше обозначенной теме можно  подчеркнуть, что, вырабатывая  критерии, мы ищем ответ: «Как  понять, хорошо или плохо складываются мои отношения с другими людьми? Что можно изменить, чтобы общение протекало иначе?»

    Основные детерминанты  общения могут проявляться в  разных формах и в зависимости  от этого сближать и объединять  людей или разделять и отдалять  их друг от друга: 

   К их числу относят – удовлетворение эмоциональных потребностей, формирование образа окружающей действительности, осуществление изменений в другом человеке, совместная работа, совместные развлечения и отдых.

 

Тема 11 Основные этапы онтогинетического развития человека.

Человеческий ребенок  обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на третьем  месяце жизни, а к годовалому возрасту, его экспрессия становиться на столько  богатой, что позволяет довольно быстро усваивать язык общения, пользоваться звуковой речью.

    Основные этапы,  которые проходит онтогинетическое развитие общения у человека вплоть до поступления в школу, можно описать так:

  1. от рождения до 2-3м. Биологичное по содержанию, контактное общение, служащие средством удовлетворения органической потребности ребенка. Основное средство общения – преимущественно мимика и элементарная жестикуляция.
  2. от2-3м до 8-10м. Начальный этап познавательного общения, связан с началом функционирования основных органов чувств и появляется потребность в новых впечатлениях.
  3. от 8-10м. до 1.5.г. Возникновение координации, вербального-невербального общения, обслуживание когнитивной потребности. Приход к использованию языка как к средству общения.
  4. 1.5. до 3 л. Появление делового и игрового общения, связан с воз0никновением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения.
  5. от 3 до 6-7 л. Становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных данных от природы или благоприобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры. С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка.

Дальнейшее развитие общения – можно представить, как постепенное накопление человеком  культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции.

 Психологически высокоразвитый  человек отличается от менее  развитого не только выраженной  потребностью в общении с разнообразными  людьми, но так же богатым содержанием,  множественностью целей и широким выбором средств общения.

 

Тема 12   Роль общения в психическом развитии человека.

Во-первых, общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики. Через активное общение с развитыми личностями человек сам превращается в личность: если бы с рождения человек был лишен возможности общаться, то не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым.

         Без общения человек становиться биологическим существом в психическом развитии.

     Во-вторых, психическое развитие ребенка формируется, в первую очередь через общение с взрослыми, с помощью которого ребенок приобретает психические поведенческие качества, т.к. до наступления подросткового возраста ребенок лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. В процессе общения младенец получает необходимые для его индивидуального развития информацию.

    В-третьих, в общении, с начало, через прямое подражание (викарное научение), затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается жизненный основной опыт ребенка, поскольку, люди, с которыми он общается, являются носителями этого опыта.

Подводя итог выше изложенному, можно говорить о том, что интенсивность  общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важными  факторами развития детей.

  В-четвертых, выделенные  ранее ВИДЫ общения служат развитию различных сторон психики и поведения человека, например:

  • Деловое общение – формирует и развивает способности, служит средством приобретения знаний и навыков, развивает деловые, организационные качества.

 

  • Личностное общение – формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.
  • Материальное общение – позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры.

Информация о работе Виды психологической защиты