Виды речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 11:02, реферат

Краткое описание

Проблема взаимосвязи речи и мышления , его роли в общении и
формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии.
Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек
отражает реальный мир, в котором он живет , как он получает субъективный
образ объективного мира, составляет значительную часть всего содержания
психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 52.00 Кб (Скачать файл)

например, латинский.

  Познание закономерностей окружающего  мира, умственное  развитие  человека

.совершается путем усвоения  знаний, выработанных  человечеством  в  процессе

общественно-исторического  развития  и  закрепленных  с  помощью  языка,   с

помощью письменной речи. Язык в этом  смысле  есть  средство  закрепления  и

передачи от поколения к поколению достижений человеческой культуры, науки  и

искусства.  Каждый   человек   в   процессе   обучения   усваивает   знания,

приобретенные всем человечеством и накопленные исторически.

  Итак, одна из функций речи  — служить средством общения  между людьми.

  Другая важнейшая функция  речи вытекает из рассмотренного  выше положения о

том, что  мышление  осуществляется  в  речевой  форме.  Речь  (в  частности,

внутренняя речь — внутренний беззвучный речевой процесс, с помощью  которого

мы мыслим про себя) является средством мышления.

 

 

 

                            3. Понятие о мышлении

 

 

 

             Мышление—высшая  форма  отражения  мозгом   окружающего   мира,

наиболее сложный познавательный  психический  процесс,  свойственный  только

человеку.

 

   Человек много знает об  окружающем его мире. Он  знает  химический  состав

далеких звезд, ему знаком мир элементарных частиц, он познает законы  высшей

нервной  деятельности,  он  знает  о  существовании   рентгеновских   лучей,

ультразвуков, хотя  не  имеет  возможности  воспринимать  все  это.  Человек

отражает в сознании не только предметы и явления, но  и  закономерные  связи

между ними. Например, люди знают закономерную  связь  между  температурой  и

объемом  тела,  им  известно  отношение   между   сторонами   прямоугольного

треугольника, они понимают связь  между  господствующими  ветрами,  широтой,

высотой местности над уровнем моря, отдаленностью от моря, с одной  стороны,

и климатом — с другой.

   Но разве все эти знания  получены человеком только с  помощью анализаторов?

Разве человек знает о мире только то, что дают ему  ощущения  и  восприятие?

Разумеется,  нет.  Возможности   познания   окружающего   мира   с   помощью

анализаторов очень ограниченны. Человек очень мало  знал  бы  об  окружающем

мире, если бы его познание ограничивалось только, теми показаниями,  которые

дают зрение, слух, осязание  и  некоторые  другие  анализаторы.  Возможность

глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление.  Что  же

такое мышление? В чем его сущность?

  Что у данной фигуры три  угла или что потолок белый, доказывать  не  надо.

Это воспринимается человеком непосредственно, с помощью анализаторов. А  вот

что квадрат гипотенузы) прямоугольного треугольника  равен  сумме  квадратов

его катетов —  этого  никто  не  способен  видеть  непосредственно,  как  бы

внимательно он ни вглядывался в прямоугольный треугольник и каким бы  острым

зрением ни  обладал.  Такого  рода  познание  не  является  непосредственным

показанием наших  анализаторов,  а  является,  как  говорят,  опосредованным

познанием.

  Что же такое  опосредованное  познание?  Представим  себе,  что  человек,

сидящий в комнате, хочет узнать, какова температура снаружи. Для этого  есть

разные возможности—почувствовать эту температуру своим  кожным  анализатором

непосредственно (выйдя на улицу) или посмотреть на термометр,  прикрепленный

снаружи  у  окна.  В  последнем  случае   человек   о   температуре   узнает

опосредованно. Воспринимая одно, человек судит о другом.  Но  что  нам  дает

такую  возможность?  Почему,  глядя   на   термометр,   человек   узнает   о

температуре, которую он не ощущает?  Разумеется,  потому,  что  он  знает  о

связи  объема  ртути  с  температурой  окружающей   среды.   Иначе   говоря,

опосредованное познание  предмета  или  явления  осуществляется  посредством

восприятия другого предмета или явления, закономерно связанного с первым.

   Равным образом человек  узнал и о химическом составе  звезд  опосредованно,

не подвергая звездное вещество анализу  в  лаборатории,  что  невозможно,  а

изучая непосредственно видимый спектр,  полученный  путем  разложения  света

далекой звезды. Это стало  возможным  только  благодаря  тому,  что  человек

раскрыл связь между химическим составом вещества и спектром  излученного  им

света.

   Таким образом, мышление, во-первых, есть опосредованное познание.

   К опосредованному познанию  человек прибегает в следующих  случаях:

  1) когда непосредственное познание  невозможно из-за несовершенства  наших

     анализаторов (например, не воспринимающих ультразвуки) или  отсутствия

     соответствующих анализаторов (например, у  нас  нет  анализаторов  для

     улавливания рентгеновских  лучей);

  2) когда  непосредственное познание  принципиально было бы возможным, но в

     современных условиях  оно совершенно исключено (при  изучении  истории,

     палеонтологии, археологии);

    3) когда непосредственное  познание возможно, но нерационально. Например,

   высоту  самого  высокого  дерева  можно  узнать  опосредованно,  если   в

   солнечный день воткнуть  палку в землю и заметить  время,  когда  тень  от

   палки будет равна ее  высоте. В этот момент  и  тень  от  дерева  (которую

   легко измерить) будет равна  высоте дерева.

   Как  уже  указывалось,  опосредованное  познание  основано   па   наличии

объективных отношений и закономерных связей между предметами и  явлениями  и

осознании,  понимании,  знании  человеком  этих  связей.  Эти  связи  обычно

скрыты, их нельзя воспринимать непосредственно. Для того чтобы  выявить  их,

человек  прибегает  к  мыслительным  операциям  —  сравнивает,  сопоставляет

факты, анализирует их, обобщает, делает умозаключения, выводы.

   Таким образом, мышление, во-вторых, есть познание (отражение) отношений  и

закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Оно  дает

возможность   понять   закономерности     материального   мира,    причинно-

следственные  связи  в   природе   и   в   общественно-исторической   жизни,

закономерности психики человека.

Рассмотрим еще один пример. Что произойдет, если этот кусок  дерева  бросить

в воду? Поплывет? А почему вы это знаете? Потому что в  прошлом  вы  не  раз

видели плавающие куски дерева? Но ведь то были другие куски дерева,  а  этот

кусок дерева вы  в  воду  еще  не  бросали!  Предвидеть,  что  произойдет  в

конкретном случае, мы можем потому, что отражаем общие свойства предметов  и

явлений (в данном случае—общие свойства воды и дерева). По этой  же  причине

мы знаем, не измеряя, что  в  данном  треугольнике  сумма  внутренних  углов

равна 180°, потому что нам известно общее  положение  о  том,  что  в  любом

треугольнике сумма внутренних углов равна этой величине.

   Иными   словами,   мышление,   в-третьих,   есть   обобщенное    познание

действительности, процесс познания общих и существенных свойств предметов  и

явлений. С помощью мышления человек познает, например, общие и  существенные

свойства  металлов,  общие  свойства  газов  в  отличие  от  общих   свойств

жидкостей, общие свойства треугольников, общие признаки  глагола  в  отличие

от общих признаков прилагательного и т. д.

  Теперь мы можем дать полное  и развернутое определение. Мышление  — процесс

опосредованного  и  обобщенного  познания  (отражения)   окружающего   мира.

Сущность его в отражении:

1) общих и существенных свойств  предметов и явлений, в  том  числе  и  таких

   свойств, которые не воспринимаются  непосредственно;

2)  существенных  отношений  и  закономерных   связей  между  предметами  и

явлениями.

'Мышление играет поистине  огромную  роль  в  познании.  Мышление  расширяет

границы познания,  дает  возможность  выйти   за  пределы  непосредственного

опыта ощущений и восприятия.  Мышление дает возможность  знать  и  судить  о

том,  что  человек   непосредственно  не  наблюдает,  не  воспринимает.  Оно

позволяет предвидеть наступление таких явлений, которые в данный  момент  не

существуют (рассчитывать заранее затмения Солнца и Луны, орбиты  космических

кораблей, предвидеть ход общественно-исторического процесса и т. д.).

  Мышление перерабатывает информацию,  которая  содержится  в  ощущениях  и

восприятии, а результаты мыслительной работы Проверяются  и  применяются  на

практике. Согласно учению марксизма-ленинизма диалектический  путь  познания

— от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него—к практике.

 

                           3.1.  Операции мышления

 

 

   Мыслительная  деятельность  людей  совершается  при  помощи  мыслительных

операций:  сравнения,   анализа   и   синтеза,   абстракции,   обобщения   и

конкретизации.

   Сравнение.  Сравнение —  это сопоставление предметов  и  явлений  с  целью

найти сходство и различие между  ними.  К..  Д.  Ушин-ский  считал  операцию

сравнения основой понимания.  Он  считал,  что  мы  познаем  любой  предмет,

только приравнивая его к чему-то и отличая от чего-то.

   В учебной деятельности  школьника  сравнение  играет  очень  важную  роль.

Сравнивая, например, прилагательное и глагол, операции умножения и  деления,

кислород и водород, треугольник  и  прямоугольник,  лес,  степь  и  пустыню,

рабовладельческий и феодальный строй, школьник  глубже  познает  особенности

данных предметов или явлений.

  Успешное  сравнение  предметов  и  явлений  возможно  тогда,  когда   оно

целенаправленно, т. е. происходит с определенной точки зрения,  ради  ответа

на какой-то вопрос. Оно может быть направлено или на  установление  сходства

предметов, или на установление различия, или на то  и  другое  одновременно.

Так, если изучают домашних животных, сравнивая их с точки зрения пользы  для

человека, сравнение может быть направлено на установление сходных  признаков

между ними. Если изучают строение и происхождение домашних животных, в  ходе

изучения могут устанавливать определенные различия между ними.

   Исследования показали,   что  младшие    школьники  более  успешно  будут

находить   сходство   между   предметами,   если   при   сравнении    давать

дополнительный  предмет,  отличный  от  сравниваемых.   Ученики   сравнивают

изображения  домашних  животных  —  коровы  и  овцы  и   сходных   признаков

усматривают не так много. Если же продемонстрировать три картинки —  корову,

овцу к собаку, то  учащиеся  находят  гораздо  больше  сходных  признаков  у

коровы н овцы.

   Анализ и синтез.    Анализ  —  это  мысленное  расчленение  предмета  или

явления  на  образующие  его  части,  выделение  в  нем  отдельных   частей,

признаков и свойств. Синтез — это мысленное соединение отдельных  элементов,

частей и признаков в единое  целое.  Анализ  и  синтез  неразрывно  связаны,

находятся в единстве друг с  другом  в  процессе  познания:  анализируем  мы

всегда то, что  синтетически  целое,  а  синтезируем  то,  что  аналитически

расчленено.

   Анализ и синтез —  важнейшие мыслительные операции, в  единстве  они  дают

полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание  отдельных

элементов,  а  синтез,  опираясь  на  результаты  анализа,   объединяя   эти

элементы, обеспечивает знание объекта в целом.  Овладевая  чтением,  ребенок

под руководством учителя осуществляет анализ (в предложении выделяет  слова,

в словах — слоги и звуки) и синтез  (из звуков и букв составляет  слоги,  из

слогов — слова, из слов — предложения). Для понимания  особенностей  какого-

либо растения ученик мысленно выделяет и рассматривает его отдельные части:

корень, стебель, листья, цветы (анализирует), а потом представляет  растение

в целом (синтезирует). Для запоминания определенного текста ученик  выделяет

в нем отдельные части, смысловые куски (анализирует) и пытается понять,  как

они логически связаны в единое  целое  (синтезирует).   Изучая   в  школьной

мастерской новый для него станок, школьник пытается выделить его  отдельные'

части и понять их назначение, на основе чего он представляет  взаимодействие

частей и понимает принцип работы станка в целом.

  Всякий  анализ  начинается  с  предварительного  общего  ознакомления   с

предметом или явлением и  затем  переходит  в  более  глубокое  и  детальное

анализирование.  Процессы  анализа  и  синтеза  часто  возникают  вначале  в

практическом действии. Чтобы разобрать или собрать в уме  мотор,  необходимо

научиться разбирать и собирать его на практике.

  Абстракция.  В  процессе  познания  возникает  необходимость  не   только

проанализировать какой-либо предмет или явление, но  и  выделить  для  более

углубленного изучения какой-либо один признак, одно  свойство,  одну  часть,

отвлекаясь (абстрагируясь) на время от всех остальных,  не  принимая  их  во

внимание. Как правило, выделяются не просто какие-то признаки и свойства,  а

важные, существенные признаки.

  Абстракция — это мысленное  выделение  существенных  свойств  и  признаков

предметов  или  явлений  при  одновременном  отвлечении  от   несущественных

Информация о работе Виды речи