Филиал негосударственного
образовательного учреждения
высшего профессионального
образования
«Московский психолого-социальный университет»
в г. Рославле Смоленской обл.
Курсовая работа
по дисциплине «Клиническая
психология»
на тему: «Вклад В.М.Бехтерева
в развитие клинической психологии в России»
Выполнила студентка группы
10/ПЗ Специальности « Психология»
Зеленкова А.Л.
Преподаватель: Семакова Е.В.
Рославль, 2014
Содержание
Введение
Становление клинической психологии
как одной из основных прикладных отраслей
психологической науки неразрывно связано
с развитием как самой психологии, так
и медицины, физиологии, биологии, антропологии;
ее история начинается с античных времен,
когда психологические знания зарождались
в недрах философии и естествознания.
Сегодня клиническая психология
является самой популярной из прикладных
отраслей психологической науки. Так,
в Американской психологической ассоциации,
наиболее многочисленной и влиятельной
психологической организации в мире, семь
из восьми подразделений занимаются теоретическими
и прикладными проблемами психического
здоровья. В нашей стране бум клинической
психологии только начинается. Огромный
дефицит специалистов этой области в здравоохранении
постепенно начинает восполняться за
счет увеличения курсов и кафедр в вузах,
обучающих клинических психологов. Образуются
ассоциации психологов, способствующие
консолидации специалистов для решения
организационных, методических и практических
проблем. Интерес к этой области знания
постоянно растет. В рейтинге, проведенном
американским журналом «Деньги», психология
занимает четвертое место в списке 50 наиболее
перспективных профессий XX в.
Целью нашей работы является
изучение вклада В.М.Бехтерева в развитие
клинической психологии в России.
Задачами нашей работы являются:
- Изучение методической литературы
по данной теме.
- Определение научного вклада В.М.Бехтерева в развитие клинической психологии в России.
Глава 1. Клиническая
психология
1.1.Развитие клинической психологии
Значительный вклад в развитие
клинической психологии внесла «ленинградская
школа», в основании которой стояли В.
М.Бехтерев, затем В.Н.Мясищев, которую
сохранили и развили их ученики: М. М.Кабанов,
Б. Д.Карвасарский, Л. И.Вассерман и благодаря
которым была создана и функционирует
до сих пор проблемная комиссия «Медицинская
психология» РАМН (с 1985 года Г. В.Залевский
является ее членом).
В 1907 г. Бехтерев организовал
Психоневрологический институт, на базе
которого была создана сеть научно-клинических
и научно-исследовательских институтов,
в том числе и первый в России Педологический
институт. Это позволило Бехтереву связать
практические и теоретические исследования,
что было особенно необходимо в тот период,
период формирования экспериментальной
психологии в России. Развитие экспериментального
подхода, его глубокое изучение и освоение
в процессе профессиональной подготовки
психологов выявили особенности и преимущества
ленинградской школы, на фоне которой
оказали несомненно большое влияние идеи
Бехтерева Владимира Михайловича. В 1918
г. - им был создан институт по изучению
мозга и психологии деятельности. Бехтерев
работал в области невропатологии и психиатрии.
Им были исследованы многочисленные симптомы,
относящиеся к патологии чувствительности,
в ряде работ делается попытка теоретического
осмысления природы гипноза. Для диагностики
и повышения эффективности лечения широко
использовал эксперимент. Работа этих
институтов продолжалась и после революции,
причем в 20-е годы были созданы лаборатории
индивидуальной и генетической рефлексологии,
которые возглавили ученики Бехтерева
– В. Н. Мясищев и Н. М. Щелованов.
В. Н. Осипова и В. Н. Мясищев
одними из первых попытались дать классификацию
трудных детей, исходя из их личностных
особенностей, под которыми они понимали
не только индивидуальные черты, но и тип
воспитания в семье. Подчеркивая важность
семьи и типа семейного воспитания для
анализа причин появления трудностей
и их коррекции, В. Н. Мясищев совместно
с П. Г. Бельским провели классификацию
типов семей и определили виды коррекционной
работы с детьми и родителями. При этом
В. Н Мясищев, как и П. П. Блонский, был одним
из тех, кто начал изучение трудных детей
в условиях педагогического процесса.
В трудах учеников и сотрудников Бехтерева
– Б. Г. Ананьева (1907 - 1972) и В. Н. Мясищева
(1893 - 1973) закладывались основы комплексного
исследования человека, его психофизической
природы, его отношений с миром. Возглавляя
в 20-е годы лабораторию индивидуальной
рефлексологии, Мясищев открыл важные
закономерности становления индивидуального
стиля деятельности, выделили и описал
несколько типов личности. Он доказывал,
что психология личности должна основываться
на данных типологии и дифференциальной
психологии. Во время ВОВ Мясищев возглавил
цикл анатомо-физиологических исследований
микроструктурных изменений головного
мозга, изучая последствия мозговых травм
и ранений, их связь с нарушениями психической
деятельности. Не прекращались и его исследования
психологии личности. Мясищевым был предложен
новый подход, названный им Психологией
отношений. При этом отношения понимались
как сознательные, избирательные связи
человека с окружающим миром и с самим
собой, которые влияют на его личностные
качества и реализуются в деятельности.
Такой целостный подход к личности, по
мнению Мясищева, обеспечивал динамическое
понимание личности как единства субъекта
и объекта. В последних работах Мясищев
развивал важную мысль о том, что настоящее,
превращаясь постоянно в прошлое, в опыт,
одновременно становится потенциалом
будущего поведения личности.
Б. Г. Ананьев (1907 - 1972) – выдающийся
ученый психолог, педагог и организатор
науки. В качестве аспиранта начал свою
деятельность в области психологии в институте
мозга еще при жизни В. М. Бехтерева. Автор
фундаментальных научных работ по теории
психологии, по проблемам общей и педагогической
психологии. По праву считается основателем
и руководителем ленинградской, теперь
санкт-петербургской, психологической
школы, в которой были воплощены многие
бехтеровские идеи. Воспитал талантливых
ученых. Инициатор создания факультета
психологии в Ленинградском (Санкт-Петербургском)
государственном университете. Ананьев
также выступал за целостный подход к
проблемам психики, отразившийся в его
исследованиях системного характера чувственного
познания, прежде всего в исследованиях
восприятия пространства и времени. На
основе анализа методологии и истории
развития психологии он доказывал необходимость
комплексного изучения психики, разрабатывал
принцип междисциплинарного подхода к
проблеме человека. В основу его программы
была положена идея об индивидуальности
как системе, интегрирующей разноуровневые
свойства индивида, личности и субъекта.
Комплексный подход позволил ему пересмотреть
исследования детского развития, включив
их в общую картину целостного жизненного
цикла человека. Взаимовлиянием онтогенетического
и биографического развития объясняются,
по его мнению, многие закономерности
психического становления. Он также одним
из первых начал изучение проблем зрелости
и старения. В исследованиях, проводимых
Ананьевым и его коллегами, были получены
данные о гетерохронности и неравномерности
психического развития, особенностях
протекания психических процессов в период
зрелости. Тем самым было положено начало
психологической акмеологии в нашей стране.
Опубликовал труды по:
- Психологии чувственного
познания;
- Психологии воли;
- Психологии характера;
- Нейропсихологической регуляции;
- Половому диморфизму;
- Психологической эволюции
человека.
В 1927 г. Ананьев был принят в
лабораторию рефлексологии детства Института
мозга, а в 1929 г. стал аспирантом этого
института. В те годы Бехтерев и его последователи
развивали комплексный подход к изучению
мозга и его деятельности. Идея комплексности
была воспринята Ананьевым и стала принципом
его научных исканий, проявившись затем
в системном подходе в психологии. В начале
30-х гг. он отошел от рефлексологии. Им
были высказаны теоретические положения
об опосредовании фило - и онтогенеза человека
социогенезом. В это же время Ананньев
проводит исследования развития темперамента,
характера и способностей школьников
и социально психологических отношений
учащихся в классе под влиянием педагогической
оценки. На основе полученных данных он
опубликовал свою первую монографию –
«Психология педагогической оценки»;
подготовлена рукопись «Экспериментальное
изучение школьников» и позднее, в 1941 г.
издана книга «Воспитание характера школьника».
С точки зрения Ананьева, характер – это
единство жизненной направленности и
образа действий человека. Он образуется
через переход внешних отношений во внутренние
черты Þ Основа структуры характера –
коммуникативные черты. В декабре 1941 г.
Ананьев эвакуировался из блокированного
Ленинграда в Казань. Здесь, а затем в Тбилиси
он работал в госпиталях, где психологическими
методами восстанавливалось нервно-психическое
здоровье бойцов. В 1944 г. Ананьева пригласили
в Ленинградский университет для руководства
вновь созданным отделением и кафедрой
психологии. В университете возникла самостоятельная
психологическая школа Б. Г.Ананьева, основанная
на его оригинальной концептуальной системе.
Эта система – более личностное образование,
нежели научная программа. Она содержит
в себе результаты конкретных научных
исследований ученого, плоды его философских
размышлений, жизненных обобщений.
В 1959 г. Б. Ф. Ломовым была образована
первая в стране лаборатория инженерной
психологии (лаборатория индустриальной
психологии). Б. Ф. Ломов (1927 - 1989) – выдающийся
исследователь, педагог и организатор
науки. Автор фундаментальных работ по
теории и практики психологии, по проблемам
инженерной и экспериментальной психологии.
Организатор первой отечественной лаборатории
инженерной психологии, кафедры эргономики
и инженерной психологии. Лаборатория
под руководством Б. Ф. Ломова проделала
огромную работу по становлению инженерной
психологии как психологической дисциплины.
Были проведены фундаментальные исследования
по проблемам обработки информации человеком-оператором,
надежности деятельности, разработаны
принципы учета человеческого фактора
при проектировании различных автоматизированных
систем управления и многие другие. Инженерно-психологические
исследования активизировали экспериментальную
психологию. Лаборатория стала общепризнанным
центром инженерной психологии, объединяющим
практически все возникшие лаборатории
и научные группы этого направления по
всей стране. Многие психологи и инженеры
прошли переподготовку в лаборатории.
Ежегодно лабораторией проводились конференции,
симпозиумы, семинары. Она обеспечивала
публикацию инженерно-психологических
материалов, объем которых вряд ли был
намного меньше, чем по всем остальным
направлениям психологии. В стране началась
подготовка специалистов по инженерной
психологии, стала формироваться инженерно-психологическая
служба. В целом роль лаборатории
Становление инженерной и социальной
психологии, расширение поля практического
приложения и повышение уровня психологических
исследований показали значимость психологической
науки для жизни и деятельности общества.
Естественно, должна была возникнуть и
возникла проблема психологических кадров,
без решения которой психология не могла
выйти на качественно новый уровень.
Открытие в 1966 г. Факультетов
психологии в Московском и Ленинградском
государственных университетах создавало
реальные предпосылки для развития психологии
как самостоятельной науки. Далее последовало
включение психологии в официальный классификатор
наук, создание Института психологии АН
СССР, расширение системы подготовки психологических
кадров, расширение психологической подготовки
специалистов разных специальностей и
т. п.
Еще один конкретный пример
поворота психологии к нуждам практики.
Идут интенсивные поиски, обеспечивающие
коррекцию нарушений речи, мышления и
сознания путем обращения к возможностям
психологии. Психолог осуществляет столь
необходимую для реабилитации больных
точную диагностику их психического состояния,
в частности, обеспечивая научно обоснованную
профилактику нарушений личностного развития
людей, входящих в группу риска. Психология,
занимающаяся отклонениями от психической
нормы и ее вариантами. (Б. Д. Карвасарский,
В. В. Кришталь, И. С. Кон, Б. И. Лубовский,
В. Н. Шкловский) – нейропсихология, основателем
которой был Лурия А. Р. и психоневрология
– обретают собственное место и собственную
проблематику, а тем самым и возрастающий
авторитет в сфере медицины, свой предмет
и методы его изучения.
Отличия московской и ленинградской
школ:
Московская |
Ленинградская |
Положение об историко-материалистическом
подходе, носящем название в психологии
"теория деятельности" |
Отличает стремление к экспериментам
и фактам комплексного исследования, а
не рассуждениям |
Исходный метод - метод анализа
предметной деятельности (Леонтьев) В 1970
г. впервые после длительного перерыва
в ЛГУ возврат к применению тестов
В центре внимания - личность |
В центре внимания - человек
в его многообразии, с его потенциалом |
Глава 2. Вклад В.М.Бехтерева в развитие
клинической психологии
2.1.В.М.Бехтерев
Владимир Михайлович Бехтерев (родился
20 января по старому стилю, 1857 года в селе
Сорали Вятской губернии, ныне село Бехтерево
Елабужского района Татарстана; умер 24
декабря 1927 в Москве) - крупнейший учёный:
врач, невропатолог, психиатр, психолог,
физиолог и морфолог.
Родился в семье станового пристава,
рано потерял отца; мать с трудом нашла
средства на обучение в гимназии. Окончил
Медико-хирургическую академию в Петербурге;
весной и летом 1877 года участвовал в военных
действиях в Болгарии (в ходе русско-турецкой
войны 1877-1878 гг.)
24 июля 1885 года назначен экстраординарным
профессором и заведующим кафедрой психиатрии
Казанского университета. Участвовал
в устройстве первой в России окружной
психиатрической больницы в Казани - ввел
в курс лечения полезную и интересную
работу, исключил любые формы насилия
над больными.
Возглавил кафедру при условии организации
научно-исследовательской лаборатории.
Под её создание Министерство просвещения
выделило 1000 рублей и годовой бюджет 300
руб. Это была первая в России психофизиологическая
лаборатория.
Предметом изучения стало устройство
мозга и нервной ткани. В 1885 году Бехтерев
описал важнейшее клеточное скопление,
входящее в состав вестибулярной системы.
В работах 1887-1892 гг. открыл и описал проводящие
пути спинного и головного мозга, показал
связь между отдельными участками коры
больших полушарий и определенными внутренними
органами и тканями - эта работа принесла
ему мировую известность.
Одним из первых Бехтерев применил научный
подход к воспитанию детей раннего возраста:
на основе изучения движений грудных детей
показал, что формирование личности начинается
уже в первые месяцы жизни.
Осенью 1893 года Бехтерев переехал в Петербург,
где занял в Военно-медицинской академии
кафедру душевных и нервных болезней.
Он начал преподавать невропатологию
и психиатрию в академии и вновь открывшемся
Женском медицинском институте.