Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 18:52, курсовая работа
Целью нашей работы является изучение вклада В.М.Бехтерева в развитие клинической психологии в России.
Задачами нашей работы являются:
Изучение методической литературы по данной теме.
Определение научного вклада В.М.Бехтерева в развитие клинической психологии в России.
Введение 3
Глава 1. Клиническая психология 4
Развитие клинической психологии 4
Глава 2. Вклад В.М.Бехтерева в развитие клинической психологии 11
В.М.Бехтерев 11
Вклад Бехтерева В.М. в науку 13
В.М.Бехтерев и его экспериментальные проекты 17
Заключение 24
Список использованной литературы 25
В Военно-медицинской академии он организовал одно из первых в мире нейрохирургических отделений.
На общественные средства создал в 1908 году Психоневрологический институт, ныне носящий его имя.
В годы войны в институте оперировали раненых и оказывали помощь людям, ставшим душевнобольными на фронте.
В мае 1918 года он разработал план создания Института мозга, руководство которым советское правительство поручило Бехтереву.
Тогда же, в 1918 году, Бехтерев объявил о создании новой науки - рефлексологии. По его мнению, объективное исследование личности возможно на основании изучения рефлексов.
На основании закона сохранения энергии психическая энергия человека не может исчезнуть бесследно, - утверждал основатель рефлексологии, - следовательно, так называемое «бессмертие души» должно быть предметом научных исследований.
С подобными выводами Бехтерев пришелся не ко двору в советском государстве. 24 декабря 1927 года во время Первого Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров Бехтерев неожиданно скоропостижно скончался.
Согласно официальной версии, он «отравился консервами». Урна с его прахом похоронена на Волковом кладбище в Петербурге, мозг хранится в Институте мозга.
Вклад Владимира Михайловича Бехтерева в медицину огромен. Помимо самой известной работы - исследования проводящих путей головного и спинного мозга - Бехтерев совершил немало открытий в анатомии и морфологии.
Как невропатолог Бехтерев описал целый ряд болезней, одна из которых (анкилозирующий спондилит) сейчас называется "болезнь Бехтерева".
Изучал и лечил многие психические расстройства и синдромы: боязнь покраснеть, боязнь опоздать, навязчивую ревность, навязчивую улыбку, боязнь чужого взгляда, боязнь полового бессилия, одержимость гадами (рептилофрению) и другие.
Более 40 лет Бехтерев занимался изучением и лечебным применением гипноза, разрабатывая при этом теорию внушения.
Кроме диссертации «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний», Бехтереву принадлежат многочисленные работы, которые посвящены описанию малоисследованных патологических процессов нервной системы и отдельным случаям нервных заболеваний.
Очевидно, что одним из наиболее важных событий в развитии отечественной медицинской психологии было создание В.М. Бехтеревым в 1907 г. психоневрологического института, включавшего в качестве научного подразделения и психологическую лабораторию, первым заведующим которой стал А.Ф. Лазурский. Именно эта лаборатория явилась центром формирования петербургской школы медицинской психологии, в особенности после создания в институте медицинского факультета в 1911 г. Именно на этот факультет в следующем году поступил В.Н. Мясищев.
Согласно литературным источникам термин «Психо-Неврологический Институт» впервые был употреблен В.М. Бехтеревым 13 апреля 1904 г. в докладе, сделанном на заседании Общества нормальной и патологической психологии при Императорской Военно-медицинской академии. В своем сообщении Владимир Михайлович напомнил собравшимся о том, что впервые он ознакомил некоторых членов этого общества с проектом особого института для психологических и неврологических исследований в начале мая 1903 г. Одно время считалось, что май 1903 г. и есть дата рождения термина «психоневрология», – термина для обозначения комплекса наук, имеющих отношение к изучению мозга: психиатрии, неврологии, нейроанатомии, нейрофизиологии, психогигиены, психопрофилактики, психотерапии, медицинской психологии, медицинской педагогики, нейрохирургии, криминологии [Акименко М.А., 2004].
Установление этимологии названия института «Психо-Неврологический» после тщательного изучения трудов В.М. Бехтерева привело нас к выводу, что Владимир Михайлович имел в виду два иных составных компонента: психологию и неврологию.
Подтверждение нашим выводам мы находим в §1 «Устава института»: «Психоневрологический институт есть ученое и высшее учебное учреждение, имеющее целью разработку и распространение знаний в области психологии и неврологии, а также сопредельных с ними наук». В §2 того же «Устава» значится: «согласно важнейшим специальностям, которые входят в область психологии и неврологии, в Психоневрологическом институте читаются курсы: исторический, философский, психологический, анатомический, биолого-физиологический, гигиенический, педагогический, врачебно-педагогический, психопатологический (с психиатрической клиникой), невропатологический (с клиникой нервных болезней), психотерапевтический, физико-терапевтический... »
Очевидно, что при употреблении нового термина В.М. Бехтерев исходил из существовавшего в конце XIX – начале XX века представления о том, что неврология объединяет несколько основных разделов медицинской науки: морфологию, физиологию нервной системы, патоморфологию, патофизиологию нервной системы, невропатологию, психиатрию и отчасти психологию. Об этом В.М. Бехтерев говорил в 1892 г. в речи, произнесенной при открытии Общества невропатологов и психиатров при Императорском Казанском университете: «К неврологии, понимаемой в том обширном значении этого слова, которое мы придаем ему в настоящее время, примыкают самым теснейшим образом те отделы знания, которые ставят своею задачею изучение духовного или внутреннего мира и его болезненных нарушений. Эти отделы знания, известные под названием психология и психиатрия...» [Бехтерев В.М., 1892]. Однако в термине «психоневрология» главенствующая роль принадлежала психологии.
На рубеже веков В.М. Бехтерев, будучи уже автором фундаментальных трудов по анатомии и физиологии мозга, принесших ему всемирное признание, пытался решить проблему объективизации психологических исследований как ключа к пониманию психической деятельности человека в норме и патологии. С этой целью в 1885 г. им была создана первая в России и вторая в мире психофизиологическая лаборатория при Казанском университете, издавался с 1896 г. журнал «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», в 1896 г. при кафедре душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии была создана психофизическая лаборатория, в 1902 г. было организовано «Общество нормальной и патологической психологии» и в 1904 г. журнал «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма». К этому периоду относится написание ряда статей по психологии, завершившееся публикацией в 1907 г. монографии «Объективная психология». Эта книга была переведена на немецкий, французский и английский языки и стала важной вехой в истории психологии.
В 1905 г. в среде невропатологов и психиатров еще не было выработано единой трактовки термина «психоневрология» и психология не была для всех его составной частью. Так, в 1905 г. на 2-м съезде отечественных психиатров было отмечено в результате обсуждения доклада В.А. Муратова, что душевные и нервные болезни – две стороны одной специальности. В то же время на съезде отклонили предложение о включении психологии в число дисциплин, подлежащих изучению на медицинских факультетах.
Позднее, когда начнется изучение сочетательных рефлексов, термин «психоневрология» будет трактоваться В.М. Бехтеревым как комплекс наук о поведении человека, который представляли: анатомия и физиология нервной системы, невропатология, психиатрия и психогигиена, психотехника, педология. При этом предполагалось не механическое объединение разрозненных дисциплин, изучающих те или иные стороны человеческого поведения, а синтез указанных наук, дающий всестороннее и законченное изучение личности – здоровой и больной – на всех этапах ее развития.
В.М. Бехтеревым было по существу создано новое научное направление, в котором человек рассматривался как многоуровневая, иерархически организованная система с переходом от одного уровня к другому, более высокому и сложному в понимании ее целостности.
Становлению термина «психоневрология» способствовала и созданная в начале XX века клиническая Школа В.М. Бехтерева. Ее основными чертами были; 1) изучение нервных и психических заболеваний на основе анатомии и физиологии мозга; 2) сочетание клиники и эксперимента в изучении и лечении болезней; 3) признание теснейшей связи между нервно-психическими и соматическими заболеваниями.
В течение последующих почти тридцати лет термин имел широкое распространение, поскольку поддерживался учениками В.М. Бехтерева и его последователями, которых в стране было немало. По воспоминаниям В.Я. Анфимова, на I Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров в 1927 г. в зале находилось около 700 учеников В.М. Бехтерева, только в президиуме их было 16. Кроме того, в 20-х годах 20 кафедр невропатологии и психиатрии возглавлялись учениками В.М. Бехтерева. Под руководством В.М. Бехтерева было защищено 88 диссертаций на соискание звания доктора медицины. При этом все его ученики полностью соответствовали тем критериям, которые предъявлялись к Школе В.М. Бехтерева: они одновременно были и невропатологами, и психиатрами, прекрасно осведомленными в вопросах анатомии и физиологии головного и спинного мозга, клиники и психологии.
Бехтерев исследовал большой ряд психиатрических, неврологических, физиологических, морфологических и психологических проблем. В своём подходе он всегда ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека. Осуществляя реформацию современной психологии, разработал собственное учение, которое последовательно обозначал как объективную психологию (с 1904), затем как психорефлексологию (с 1910) и как рефлексологию (с 1917). Уделял особое внимание разработке рефлексологии как комплексной науки о человеке и обществе (отличной от физиологии и психологии), призванной заменить психологию.
Широко использовал понятие «нервный рефлекс». Ввел в оборот понятие «сочетательно-двигательный рефлекс» и разработал концепцию этого рефлекса. Открыл и изучил проводящие пути спинного и головного мозга человека, описал некоторые мозговые образования. Установил и выделил ряд рефлексов, синдромов и симптомов. Физиологические рефлексы Бехтерева (лопаточно-плечевой, рефлекс большого веретена, выдыхательный и др.) позволяют определить состояние соответствующих рефлекторных дуг, а патологические (тыльностопный рефлекс Менделя — Бехтерева, запястно-пальцевой рефлекс, рефлекс Бехтерева — Якобсона) отражают поражение пирамидных путей.
Информация о работе Вклад В.М.Бехтерева в развитие клинической психологии в России