Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 17:28, реферат
В процессе исторического развития нет другой эпохи, столь важной, знаменательной и поучительной, как та, которая связана с именем Платона. В нем, как в образце, на все времена воплощен культурный идеал человечества: созидание жизни посредством науки. В этом заключается самая сущность его личности и лучшее содержание его жизни и деятельности; в этом заключается глубочайший смысл его учения, источник его могучего влияния в истории, причина его неувядающего значения даже для наших дней.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Биография Платона…………………………………………….........................5
2. Творчество Платона…...……………………………………………………….6
3. Учение об идеях………………………………………………………………...7
4. Учение о душе…………………………………………………………………..9
4.1. Душа и тело……….…………………………………………………………..9
4.2. Душа и её страсти……………………………….…………………………..11
5. Любовь как движущая сила души……………………………………………12
6. Душа и знание…………………………………………………………………14
6.1 Душа как инструмент нашего познания……………………………………14
6.2. Душа уже знает всё………………………………………………………….15
6.3.“Познай самого себя”………………………………………………………..17
6.4.Душа в своей чистоте………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22
Из вышесказанного ясно, что учение Платона о необходимости познания себя является наиважнейшем из положений его философии. Познать себя и обрести истину (стать истиной) одно и то же, по Платону. Познание является необходимым условием обладания истиной.
Истинность души невозможна без её движения внутри самой себя, которым является мышление, т. е. познание души самой себя. Душа как истинная и действительная душа не дана человеку изначально, человек, мысля, должен найти свою душу. Гегель, характеризуя учение Платона, говорит, что дух, который сначала является лишь в себе истинным духом, должен стать истинным духом для себя. А о том, что же такое есть истинный дух для себя, Платон яснее всего объясняет в “Тимее”.
6.4. Душа в своей чистоте
В “Тимее” Платон говорит, что душа есть
везде, что она распространена по всему
протяжению космоса и облекает его извне.
Это в очередной раз подтверждает его
мысль о том, что душа является сущностью
всего, подлинной сущностью. Душа проникает
во всё и всё наполняет смыслом. Душа
сама является космосом, ибо она — его
истина.
Космос, созданный демиургом, самодовлеющ.
Т. е. душа самодовлеюща. Ничто не выходит
за её пределы, она всегда пребывает в
себе самой. Для души нет ничего иного,
ибо всё иное — её. Исходя из себя самой,
душа возвращается лишь к себе. “Это абсолютный
род есть дух, движение которого есть постоянное
возвращение в него самого, так что для
него нет ничего такого, чем он не был бы
сам в себе”.[6, c.141] Душе не требуется ничего,
ибо всё находится в ней. И бессмертна
она потому, что сама является причиной
собственной жизни и живёт собой.
Душа представляет собой “смесь тождественного,
иного и сущности”. Сущность состоит из
иного и тождественного. Главным образом,
следует обратить внимание на то, что Платон
называет сущностью души. Действительно
ли это необходимый момент души или, как
может показаться с первого взгляда, Платон
выделяет его случайно? Конечно же, этот
момент не случаен, более того — этот момент
преимущественно характеризует душу.
Сущность – это то, что позволяет душе
оставаться собой при соприкосновении
с иным, и в то же время становиться этим
иным, улавливая его идею. Тогда как момент
тождественного означает тождественность
души самой себе (она существует только
в себе), а момент иного означает, что душа
может становиться иной себе, отчуждаться
от себя. Сущность же являет собой душу
как истину в себе, субъективную истину
(тождественность души себе) и истину саму
по себе, объективную истину.
Душа и мир внутренне тождественны. Космос
— это душа, а душа — это космос. Движение
души в космосе вокруг себя самой, неизменно
истинные суждения её о каждой вещи как
имеющей отношение к иному, так и к тождественному,
и является властью души над космосом,
“это и есть сущность мира как блаженного
внутри Себя Бога; лишь здесь завершается
идея целого и лишь в согласии с этой идеей
появляется мир”.[6, c.182]
Также и в вещах есть иное, тождественное
и сущность. Иное в вещи — это её небытие,
небытие о котором говорит Платон в “Софисте”.
Тождественность вещи самой себе доступна
только нашей душе. То что есть эта вещь
сама по себе (идею вещи) познать мы можем
только с помощью души. Нашей душе также
доступна и ложь каждой вещи, её небытие,
её иное. Но в отличии от тела, которому
вещь в ощущении только и предстаёт в этом
своём ином, случайном, в котором тело
как бы теряется, не находя тождественного
и постоянного в вещи, то душа, соприкоснувшись
с вещью знает и её иное, и тождественное.
Мир начинает существовать только в нашей душе, ибо познан он может быть только нашей душой. В ощущении его ещё нет перед нами — он предстаёт случайным, несуществующим по-настоящему.
Душа совпадает с космосом, её объективность совпадает с её субъективностью. Всё, что предстаёт перед ней, есть она сама. Для истинной души нет ничего внешнего ей, куда бы она ни взглянула своим мысленным взором — всё её, нет ничего чужого ей, всё родное, ибо она составляет сущность всего. И повсюду душа может видеть лишь себя. И истиной она является потому, что она истина всего, потому, что она — всё.
Заключение
В своих трудах великий мыслитель как бы подвел итог всему предшествующему научно-философскому развитию в Древней Греции. В них затронут огромный круг вопросов, которые изучаются в настоящее время астрономией, механикой, физикой, биологией, зоологией, политической экономией, эстетикой и др. науками.
Не маловажный вклад Платон внес в историческое развитие психологии. Он определил во-первых "сущность и логос души" как ее самодвижение и вытекающее из самодвижения бессмертие, во-вторых природу души, состоящую в том чтобы двигать тело находясь с ним во внешнем или внутреннем единстве и в-третьих, идею души, правда только образно, в виде трех частей "соединенной силы крылатой парной упряжки и колесничего" т. е. двух противоположных стремлений сопрягаемых разумом. Речь Платона следует признать первым логическим выражением понятия духа как души.
В его учениях не было четкой системы
именно благодаря этому факту, благодаря
подвижности, мыслей философа, наследие
Платона актуально на протяжении нескольких веков.
Список литературы:
1. Алкиной. Учебник платоновской философии.//Учебник платоновской философии. М. - Томск, “Водолей”, 1995.
2. Апулей. Платон и его учение.//Учебник платоновской философии. М. - Томск, “Водолей”, 1995.
3. Асмус В.Ф.Античная философия М., 1976.
4. Богомолов А.С. Античная философия - М: Изд-во Мысль- 368с.
5. Геворкян А. Т. Иносказания Платона. Ереван, “Анастан”, 1987.
6. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. II. СПб, “Наука”, 1994.
7. Ждан А. Н. История психологии от античности до наших дней, 1990 г.
8. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона - М.: Мысль, 1988.
9. Платон. Собрание сочинений в 4-х тт. Т. 2. М., “Мысль”, 1994.
10. Платон. Собрание сочинений в 4-х тт. Т. 3. М., “Мысль”, 1994.
11. Платон. Федон. Пир. Федр. СПб, “Азбука”, 1997.
12. Соловьёв В. С. Жизненная драма Платона.//Сочинения в 2-х тт. Т. 2. М., “Мысль”, 1990.
13. Саллюстия философа книга о богах и о мире.//Учебник платоновской философии. М. - Томск, “Водолей”, 1995.
14. Фомин В. П. Сокровенное учение античности в духовном наследии Платона. М., “Аргус”, 1994.
15. Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины XX века. Учеб. пособие. – М., 1996.