Влияниеие стиля родительского отношения на формирование инернет – зависимости у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена изучению влияния детско - родительских отношений на формирование интернет - зависимости у подростков.
Проблема интернет - зависимости уже несколько лет беспокоит специалистов, непосредственно работающих с детьми и подростками.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические основы изучения влияния стиля детско – родительских отношений на формирования интернет – зависимости у подростков…………………………………………………………………………3
1.1 Понятие интернет - зависимости в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………3
1.2 Стили родительского отношения как психолого - педагогическая проблема…………………………………………………………………………...7
Глава II. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования влияния стиля родительского отношения на формирование интернет -зависимости у подростков………………………………………………………17
2.1 Особенности семейного воспитания при Интернет - зависимости………17
2.2 Влияние стиля семейного воспитания на формирование аддиктивного поведения подростков……………………………………………………… …..23
Заключение…………………………………………………………………. .......28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа влияние стиля родительского отношения на формирование инернет зависимости у подростков.docx

— 93.27 Кб (Скачать файл)

Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в  достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Д. Боумрин в цикле исследований попытался преодолеть описательность предшествующих работ, вычленив совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля. Были выделены три группы детей.

Компетентные - с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем собственного поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, а не избеганию новых ситуаций.

Избегающие - с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых и фрустрационных ситуаций.

Незрелые - неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях.

Автор выделил также четыре параметра изменения родительского  поведения, ответственных за описанные  паттерны детских черт.

Родительский контроль: при  высоком балле по этому параметру  родители предпочитают оказывать большое  влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны  в них. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости, у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более успешное усвоение родительских стандартов и  норм.

Второй параметр - родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои способности, в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.

Третий параметр - способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования и недовольства или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам - жалобам, крику, ругани.

Четвертый параметр - эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей. Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений - контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т. е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и приятием. Родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень всех параметров, чем родители компетентных детей, Кроме того, для родителей избегающих детей характерно более контролирующее и требовательное отношение, но менее теплое, чем для родителей незрелых детей. Родители последних оказались абсолютно неспособными к контролю детского поведения в силу собственной эмоциональной незрелости.

Из анализа литературы следует, таким образом, что наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и  социальную компетентность, выступает  интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями. При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального приятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку. Дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей адаптированностью к школьной среде и общению со сверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатичны.

Литература

1. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.

2. Бретт Д. Жила была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей / Пер. с англ. Г.А. Павлова. - М.: Независимая фирма "Класс", 1996. - 224 с.

3. Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Речь, 2001. - 144 с.

4. Вебер Г. Кризисы любви:  Системная психотерапия Берта  Хеллингера. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 304 с.

5. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. - М.: Независимая фирма "Класс", 1998. - 205 с.

6. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия: Символический подход, основанный на личностном опыте. - М.: Независимая фирма "Класс", 1997. - 161 с.

7. Роджерс К. Искусство консультирования и терапии / Пер. с англ. О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой, Т. Рожковой, Ю. Овчинниковой, Г. Пимочкиной, М. Злотник. - М.: Апрель-Пресс, Эксмо, 2002. - 976 с. (Серия "Библиотека всемирной психологии").

8. Саймон Р. Один к одному: Беседы с создателями семейной терапии / Пер. с англ. - М.: Независимая фирма "Класс", 1996. - 224 c.

9. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО, 2000. - 464 с.

10. Хейли Д., Эриксон М. Стратегии семейной терапии / Перевод с англ. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 448 с.

11. Хеллингер Б. Порядки любви: Разрушение семейно-системных конфликтов и противоречий. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. - 400 с.

12. Черников А.В. Системная  семейная терапия: Интегративная  модель диагностики. - М.: Независимая  фирма "Класс", 2001. - 208 с.

Т.П. Злова, В.В. Ахметова, А.Н. Ишимбаева, O.П. Ступина2.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава II. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования влияния стиля родительского отношения на формирование зависимостей у подростков в общем и интернет -зависимости у подростков в частности.

           2.1 Влияние стиля родительского отношения на формирование аддиктивного поведения подростков.

Родительское воспитание имеет важное значение для формирования личности ребенка. Доказано, что привязанность к взрослому человеку является биологической необходимостью и изначальным психологическим условием для развития, нарушение же взаимоотношений между родителями неизбежно оказывает отрицательное влияние на формирование детской психики [1]. Наибольшее количество исследований этого направления посвящено детям из социально неблагополучных семей и оставшимся без попечения родителей, т.е. когда имеет место социальная депривация, или, по Й. Лангмейер, З. Матейчик (1984), "психическая депривация" [6]. У детей указанных социальных групп отмечена высокая распространенность девиаций поведения, из которых на первом месте - аддиктивное [3, 5,7, 9, 10]. В 2009 г. было проведено сплошное клинико - эпидемиологическое исследование воспитанников детских домов г. Читы и выявлено, что у большинства детей-сирот имеются нарушения поведения, в том числе употребление психоактивных веществ [2].

Таким образом, исследования, проводимые в описанном направлении, посвящены лишь отдельным типам  воспитания и, следовательно, не охватывают изучаемую проблему в полной мере. Целью настоящего исследования стало  изучение распространенности аддиктивного поведения (суицидального, алкогольного и игрового) среди подростков, воспитывающихся в разных условиях. 

Сплошным методом были обследованы 960 детей в возрасте от 14 до 18 лет, проживающих в административном центре Забайкальского края - г. Чита (среди  них учащиеся ОСШ, ссузов и вузов). В целях исследования была разработана анкета, включающая психобиографические и социальные сведения, информацию об особенностях воспитания, личностно-психологические характеристики респондентов. Также в анкете представлены вопросы, направленные на выявление наличия суицидальных тенденций (систематика по Д.С. Исаеву, К.В. Шерстневу, 2000 [4]) и игровой компьютерной зависимости (на основании диагностических критериев МКБ-10). Для определения наличия алкогольных проблем использовали "Алкогольную анкету-опросник для подростков" Л.Т. Морозова [8]. Статистическую обработку данных проводили при помощи пакетов программ Microsoft Excel-2007 с оценкой достоверности результатов по t-критерию Стьюдента. 

В результате исследования было выявлено, что более чем у  половины обследуемых подростков (61%) имеются суицидальные тенденции, и  в 44% случаев выраженность их достигала  суицидальных намерений (4 стадия) [4], а у 7% респондентов в анамнезе уже были суицидальные попытки. Наибольшая выраженность аутоагрессивных тенденций отмечена у подростков, воспитывающихся в авторитарных условиях ("ежовые рукавицы"), - суицидальные намерения и замыслы выявлены у 79% подростков (показатель выше такового в группах подростков с другими типами воспитания - р<0,01, с типом "золушка" - р<0,02), и лишь у 5% суицидальных тенденций не выявлено. Также неблагоприятным оказался тип воспитания "золушка" - суицидальные намерения и замыслы отмечены у 61% подростков (показатель выше такового в группах подростков с другими типами воспитания, за исключением авторитарного, р<0,05) (рис. 1). Достоверных различий сформированности суицидальных тенденций у подростков из многодетных и немногодетных, полных и неполных семей выявлено не было.

Рис. 1. Суицидальные тенденции  и тип воспитания (систематика  по Д.С. Исаеву, К.В. Шерстнёву, 2000)

Независимо от типа воспитания, суицидальные тенденции оказались  более выраженными у девочек  по сравнению с мальчиками (69 против 43%, р<0,05) и у старших подростков (54% у детей 17-18 лет против 29% у детей 14-16 лет, р<0,01), что отражает общие закономерности суицидального поведения в подростковом возрасте.

Изучение структуры алкоголизации  показало, что 1 стадия алкогольной  зависимости диагностирована у 3% обследованных подростков, и еще  у 11% выявлены признаки употребления с  вредными последствиями. Отмечена зависимость  выраженности алкоголизации от типа воспитания в семье. Наименее благоприятным  для формирования алкогольной зависимости, как и суицидального поведения, оказалось авторитарное воспитание - у 57% подростков отмечена алкогольная  зависимость и употребление с  вредными последствиями (р<0,02 при сравнении с типами воспитания гипоопека, гиперопека, "кумир семьи" и р<0,01 - с типом "золушка"). Наиболее же высокий показатель сформированной алкогольной зависимости (14%) отмечен у подростков, воспитывающихся в условиях недостаточного контроля (гипоопека), - р<0,01 при сравнении с типом воспитания "золушка" и р<0,01 - относительно других типов воспитания (рис. 2). Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что в большинстве исследуемых случаев гипоопека была характерна для социально благополучных семей.

Рис. 2. Алкоголизация и  тип воспитания

Зависимости алкоголизации  подростков от других социально-демографических  характеристик семьи не отмечено. Выявлены тендерные и возрастные особенности алкоголизации, не зависящие  от типа воспитания, а характеризующие  клинико-эпидемиологические особенности  алкоголизации подросткового населения. Среди лиц со сформированной алкогольной  зависимостью преобладают юноши (87%, р<0,001), в группах "трезвенники", "умеренно пьющие" и "употребление с вредными последствиями", напротив, - девушки (87; 73 и 67% соответственно, р<0,001). При этом наибольшая выраженность алкогольных проблем отмечена у старших подростков (число подростков 17-18 лет с алкогольной зависимостью и употреблением с вредными последствиями составило 16%, среди респондентов младшей возрастной группы - 8,2%, р<0,02).

Изучение наличия компьютерной игровой зависимости проводили  по специальному опроснику, который был разработан в целях настоящего исследования. Признаки сформированной зависимости выявлены у трети респондентов (32%) и еще у 18% - доклинические формы (так называемая "предзависимость").

Отмечено, что наиболее благоприятным для формирования игровой компьютерной зависимости, как и в случае двух других изучаемых аддикций, является авторитарный стиль воспитания, сформированная зависимость выявлена у 55% подростков (р<0,02 по сравнению с типами воспитания гипоопека, гиперопека и демократическое, р<0,01 - "золушка" и "кумир семьи") (рис. 3).

Рис. 3. Игровая компьютерная зависимость и тип воспитания

Выявлено, что независимо от типа воспитания, в группах респондентов с компьютерной зависимостью и предзависимостью преобладают мальчики - 62 против 38% (р<0,02) и 58 против 32% (р<0,02) соответственно. 

 

Таким образом, наиболее благоприятным для формирования аддиктивного поведения (в частности, изучены суицидальная, алкогольная и игровая аддикции) у подростков является авторитарный стиль воспитания ("ежовые рукавицы"), т.е. сочетание любви и жесткого контроля.

Полученные в ходе настоящего исследования данные могут стать  основой для создания психопрофилактических  программ по работе с подростками  и их семьями на различном уровне: образовательные учреждения, центры медицинской профилактики и реабилитации.  

 

   

 1. Л.Л., Баженова О.В. Влияние супружеской коммуникации на развитие общения у ребенка первых двух лет жизни // Психологический журнал. - 1996. - №1. - С. 97-109. 

  1. 2. Говорин Н.В., Злова Т.П., Ахметова В.В. и др. Эпидемиологические и клинические аспекты психического здоровья детей-сирот // Доктор Ру. - 2009. - №4. - С. 49-52.
  2. 3. Девятова О.Е. Пограничные психические расстройства у детей, находящихся в условиях семейной депривации: автореф. дис. канд. мед. наук. - М., 2005. - 20 с. 
  3. 4. Исаев Д.С., Шерстнев К.В. Психология суицидального поведения: метод. рек. для студентов по спецкурсу "Суицидология". - Самара, 2000. - 27 с. 
  4. 5. Козловская Г.В., Проселкова М.О. Эмоциональные нарушения в условиях сиротства у детей раннего возраста // Сироты России: проблемы, надежды, будущее: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. - М., 1994. - С. 55-57. 
  5. 6. Лангмейер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Авиценум, 1984. - 320 с. 
  6. 7. Лещенко М.В. Состояние здоровья и развития воспитанников домов ребенка // Рос. педиатр. журнал. - 2000. - №1. - С. 48-49.
  7. 8. Морозов Л.Т., Говорин Н.В., Злова Т.П. и др. Психиатрическая история болезни (структура, клиническая оценка, доклад): учеб. пос. - Чита: ИИЦ ЧГМА, 2010. - С. 92-93. 
  8. 9. Пантелеева Н.А. Ребенок в детском доме: проблемы адаптации // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сб. науч. трудов молодых ученых и студентов. - Вып. 9. - Казань: КГПУ, 2006. - С. 150-152.
  9. 10. Шипицина Л.М., Иванов Е.С., Виноградова А.Д. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. - СПб., 1997. - С. 24-25.

 

 

 

2.2 Особенности семейного воспитания при Интернет - зависимости.

В современной литературе по интернет - зависимости почти  не встречается работ, посвященных  работе с диадой мать – подросток - исследования строятся на работе только с аддиктами. Новизна и актуальность нашего исследования заключается в том, что в нем делается акцент на изучение особенностей семейных коммуникаций в семьях подростков с интернет -зависимостью. Новый аспект интернет-зависимости - объективная семейная коммуникация в семьях, где подростки вырастают зависимыми от компьютера.

Информация о работе Влияниеие стиля родительского отношения на формирование инернет – зависимости у подростков