Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:24, курсовая работа
Данная работа посвящена изучению влияния детско - родительских отношений на формирование интернет - зависимости у подростков.
Проблема интернет - зависимости уже несколько лет беспокоит специалистов, непосредственно работающих с детьми и подростками.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические основы изучения влияния стиля детско – родительских отношений на формирования интернет – зависимости у подростков…………………………………………………………………………3
1.1 Понятие интернет - зависимости в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………3
1.2 Стили родительского отношения как психолого - педагогическая проблема…………………………………………………………………………...7
Глава II. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования влияния стиля родительского отношения на формирование интернет -зависимости у подростков………………………………………………………17
2.1 Особенности семейного воспитания при Интернет - зависимости………17
2.2 Влияние стиля семейного воспитания на формирование аддиктивного поведения подростков……………………………………………………… …..23
Заключение…………………………………………………………………. .......28
В случае формирования у подростка интернет - зависимости, ставится под угрозу развитие социально-адаптированной личности. Подросток нуждается в специальной помощи, которая будет оказываться с учетом средовых и генетических факторов, оказавших влияние на возникновение такой формы аддиктивного поведения.
В последнее время исследователи,
занимающиеся проблемой формирования
зависимостей у подростков, уделяют
внимание теории семейных систем. Согласно
данной теории семья представляет собой
систему, функционирующую и
В соответствии с теорией
семейных систем, взаимоотношения и
взаимодействия между членами семьи
являются важнейшими компонентами, влияющими
на жизнь подростка. Члены семьи
представляют собой модели поведения
для подростка и являются источником
подкрепления поведения подростка.
Нарушение нормального
Теория семейных систем признает, что зависимость подростка от психоактивных веществ или нехимическая форма зависимости - это не только проблема подростка, но и проблема семьи. Следовательно, употребление психоактивных веществ подростком можно рассматривать как продукт семейных взаимоотношений и взаимодействий, равно как и симптом дисфункции семьи, относящийся к неспособности семьи в выполнении тех задач, которые ставит каждая стадия жизненного цикла семьи [7].
Всего в нашем исследовании
приняли участие 114 подростков в
возрасте от 13 до 17 лет (из них 74 ребенка
вошли в контрольную группу, 40
ребенка – в экспериментальную)
Все подростки обучаются
в 8-10 классах школ г. Москвы. Критерий
выделения лиц принявших
В связи с тем, что тема нашего исследования еще слабо разработана, мы применили достаточно широкий спектр методик, направленных на изучение особенностей семейных коммуникаций:
Психодиагностическая беседа,
Семейная социограмма [8],
Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) [9],
Цветовой тест отношений (ЦТО) [10],
Методика «Подростки о родителях» (ПОР) [4],
Методика «Социальный атом» [2],
Методика «Мать и дитя» [6].
Было выявлено, что и
в контрольной и в
Также было выявлено, что
в экспериментальной группе наблюдается
отрицательная корреляция между
оценками взаимоотношений между
родителями, которые дают дети и
их родители. Таким образом, получается,
что ребенок постоянно
По результатам проведенного нами теста АСВ было выявлено, что ни в контрольной, ни в экспериментальной группах средние значения не выходят за границы нормы ни по одной из шкал, однако наблюдаются статистически значимые различия по шкалам Гипопротекции, Неустойчивости стиля воспитания, а также выраженные (однако статистически недостоверные) различия по шкале Расширения родительских чувств.
Рассмотрим подробнее каждую из шкал. При близких значениях шкалы гиперпротекции мы видим, что в экспериментальной группе значительно выше показатели по шкале гипопротекции (ситуация, при которой ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки», родителю «не до него», и ребенок часто выпадает у них из виду, за него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное). В сочетании с высокими показателями шкалы неустойчивости стиля воспитания (под таким воспитанием Эйдемиллер понимает резкую смену стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его) мы можем говорить о выраженных проявлениях амбивалентности в поведении родителей.
Также нами были выявлены следующие особенности коммуникаций в семьях Интернет-зависимых подростков:
-воспитание в таких семьях характеризуется дефицитом требований, запретов и наказаний.
-при стремлении одного или обоих членов диады к близости, между матерью и подростком в 75% случаев наблюдается значительная эмоциональная дистанция, которую они не могут преодолеть, то есть, желание близости не приводит к ее возникновению. В остальных 25% наблюдаются наоборот симбиотические связи между детьми и родителями.
-контакт между подростками и отцами гораздо хуже, чем между подростками и матерями. Девочки в 90% случаев чувствуют большую дистанцию с отцом. Мальчики чаще общаются с отцом и матерью одинаково, но при этом они лишают отцов традиционной мужской функции и авторитета.
-матери говорят о большей близости между собой и детьми, чем между собой и мужьями. 26% женщин испытывают недоверие к мужчинам.
Из последних двух перечисленных выше наблюдений, мы можем сделать вывод, что в семьях подростков с интернет - зависимостью наблюдается снижение авторитета отца, дистанция между детьми и отцами, а также тенденция к разделению семьи на две подструктуры – мать - подросток и мать - муж или мать - подросток и отдельно муж.
У 64% подростков с интернет - зависимостью ведущей потребностью является вовлечение в процесс насыщенного эмоционального взаимодействия.
Мы смогли разделить матерей на две группы:
-придерживающиеся стиля воспитания с чертами гипопротекции (75%), которые делятся на два подтипа: эмоционально отвергающие детей и воспринимающие их как равных партнеров;
-придерживающиеся стиля воспитания с чертами гиперпротекции (25%), которые также разделяются на доминирующих и потворствующих.
Литература.
1. Stewart Ch. Family factors of low-income African_American youth associated with substance abuse: an exploratory an analysis //J. of Ethnicity in Substance Abuse. - 2002. - Vol. 1, № 1.
2. Vakalahi H.F. Adolescent substance use and family based risk and protective factors: A literature review //J. Drug Educ. - 2001. - Vol. 31, N.
3. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л., 1985.
4. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка. Психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Речь, 2004.
5. Бурова В.А. Социально-
6. Мельникова М.Л. Рисунок «Мать и дитя» в диагностике привязанности // Ижевск: ERGO, 2007 – 216с.
7. Москаленко В.Д. Биологические,
8. Морено Я.Л. Социометрия,
экспериментальный метод и
9. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Речь, 2007
10. Собчик Л.Н. Модификация восьмицветового теста Люшера. Речь, 2007.
Изучение интернет - зависимости является достаточно молодой областью научного знания. До сих пор вопрос особенностей семейных коммуникаций в семьях подростков с данным видом аддикции, почти не был изучен.
Родительское воспитание имеет важное значение для формирования личности ребенка. Доказано, что привязанность к взрослому человеку является биологической необходимостью и изначальным психологическим условием для развития, нарушение же взаимоотношений между родителями неизбежно оказывает отрицательное влияние на формирование детской психики. Таким образом, наиболее благоприятным для формирования аддиктивного поведения (в частности, изучены суицидальная, алкогольная и игровая аддикции) у подростков является авторитарный стиль воспитания ("ежовые рукавицы"), т.е. сочетание любви и жесткого контроля.
В нашей работе было отмечено большое количество характеристик негармоничной коммуникации в семьях интернет - аддиктов. Изучение каждой из этих особенностей более детально может стать продолжением серии исследований, посвященных данному аспекту интернет - зависимости. Одной из наиболее интересных тем нам кажется изучение нарушений образа семьи при интернет - зависимости.
Нами было установлено, что
интернет-зависимость
Полученные в ходе настоящего исследования данные могут стать основой для создания психопрофилактических программ по работе с подростками и их семьями на различном уровне: образовательные учреждения, центры медицинской профилактики и реабилитации.
Мы думаем, что полученные нами результаты имеют широкую сферу применения – как научную, так и практическую.