Влияние взаимоотношений в семье на развитие самостоятельности детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить позицию родителей и их взаимоотношений на развитии самостоятельности ребенка и комфортность его психического состояния.
Гипотеза. В семье позитивные взаимоотношения между родителями и детьми устанавливаются, если:
1. позиция родителей основана на гуманности и любви;
2. установлены благоприятные отношения в семье между родителями и детьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВОСПИТАНИЯ
И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ…………………………………..………………………..5
1.1. Особенности взаимоотношений детей и родителей……………….5
1.2. Самостоятельность как компонент становления самоорганизации детей……………………………………………………………………………....19
2. УСЛОВИЯ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ…………………………………………………..……………………….26
2.1. Экспериментальное изучение характера взаимоотношений между родителями и детьми………………………………………….……………..…..26
2.2. Самостоятельность как личностное качество и фактор позитивных отношений между детьми и родителями………………………………….…...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..40
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

10. В семье 10 по I параметру родители получили следующие баллы: мать - 15 б, это в процентах -90,50%. отец - 9 б, это в процентах — 31,01%. По II параметру баллы: мать - 5 б, в процентах - 12,23%. отец - 3 б, в процентах - 7,88%. По III параметру баллы: мать – 6 б., в процентах – 92,93% отец – 2 б., в процентах – 39,06%. По IV параметру баллы: мать - 6 б, в процентах – 95,74%. отец — 3 б, в процентах — 53,87%. По V параметру баллы: мать – 7 б, в процентах – 99,37%. отец - 1 б, в процентах – 45,57%.

Анализ полученных результатов теста-опросника родителей свидетельствует о том, что:

1. В семье 01 по сумме параметров наиболее выраженным является IV параметр – авторитарная гиперсоциализация.

2. В семье 02 – V параметр – «маленький неудачник», инфантилизация.

3. В семье 03 - V параметр – «маленький неудачник», инфантилизация.

4. В семье 04 - III параметр, симбиоз.

5. В семье 05 III параметр, симбиоз.

6. В семье 06 – II параметр, социальная желательность.

7. В семье 07 – IV параметр, гиперсоциализация.

8. В семье 08 – III параметр, симбиоз.

9. В семье 09 – V параметр, «маленький неудачник».

10. В семье 10 – IV параметр,  гиперсоциализация.

Общий анализ:

По I параметру – 0 семей

По II параметру 1 семья, 10%   06

По III параметру – 3 семьи, 30%  04, 05, 08.

По IV параметру – 3 семьи, 30%  01, 07, 10

По V  параметру – 3 семьи, 30%  02, 03, 09

Таким образом, в исследованных  нами семьях родители в основном проявляют  неадекватное отношение к детям. Это симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация.

Далее нами изучались  особенности взаимоотношения детей  и взрослых, проявляемые в быту. Данное направление проводилось с помощью теста, обработанного для семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений мы выделили следующие факторы:

1 – доброта, 2 – согласие, 3 – теплота, 4 – готовность прийти  на помощь, 5 – сотрудничество.

Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки:

1 – несогласие, 2 –  равнодушие, 3 – частые конфликты, 4 – отсутствие сотрудничества, 5 – холодность. (см. Приложение 5).

По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений между детьми и родителями.

В семье 01 взаимоотношения  неустойчивые.

В семье 02 взаимоотношения  неустойчивые.

В семье 03 взаимоотношения  носят негативный характер.

В семье 04 взаимоотношения  адекватные, позитивные.

В семье 05 взаимоотношения  неустойчивые.

В семье 06 взаимоотношений  позитивные.

В семье 07 взаимоотношения  носят неустойчивый характер.

В семье 08 взаимоотношения  неустойчивые.

В семье 09 взаимоотношения  стабильные, позитивные.

В семье 10 Взаимоотношения  позитивные.

Итак, у 60% семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации (01, 02, 05, 07, 08, 10). У 40% семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные (04, 06, 09). У 10% семей взаимоотношения негативные (03).

Сравнив результаты трех тестов, мы сделали следующую таблицу, в которую ввели данные проведенных  тестов:

Код

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

Х

1

1

1

0

1

0

1

1

0

1

У

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

Z

1

1

1

0

1

0

1

1

0

1


 

где  Х – это тревожность, проявляемая ребенком в семье, У – это неадекватное отношение родителей к ребенку, Z, - негативные взаимоотношения в семье, 1 наличие признака, 0 – отсутствие признака.

По таблице видно, что 70% показатели совпадают. Исходя из этого, можно заключить, что позиции родителей играют немаловажную роль в психическом благополучии ребенка.

 

2.2 Самостоятельность как личностное качество и факторы позитивных отношений между детьми и родителями

 

Вторая часть практической работы направлена на выявление степени  самостоятельности детей, что определяет цель данной работы. В данной части мы выделили следующие задачи:

  1. Выявление уровня сформированности самостоятельности у детей младшего школьного возраста в процессе трудовой деятельности и нравственной саморегуляции.
  2. Соотношение результатов 1-й и 2-й частей практической работы и на основе этого определить влияние самостоятельности или ее связь с характером детско-родительских взаимоотношений. Использовались беседы, наблюдения.

Для выявления самостоятельности  трудовых умений и навыков выделили следующие параметры:

    1. Навыки самообслуживания.
    2. Выполнение определенных постоянных обязанностей.
    3. Умение планировать свою трудовую деятельность.
    4. Выполнение поручений без помощи родителей.
    5. Доводить начатое дело до конца (Приложение 6).

К высокому уровню относятся дети с суммой баллов от 25 до 30 (04, 06, 09) – 30%.

К среднему уровню  с  суммой баллов от 17 до 24  (01, 02, 03, 05, 07, 08, 10) – 70%.

Низкий уровень 0%.

Общий анализ результатов  наблюдений можно сформулировать в  следующем заключении: в младшем школьном возрасте у детей идет интенсивное овладение трудовой деятельностью. Проведенное наблюдение выявило средний уровень сформированности самостоятельных трудовых умений и навыков у большинства детей.

В этом возрасте у детей  формируется более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к саморегуляции.

Как мы отмечали в I главе нашей работы, высоким уровнем самостоятельности является ее проявление в суждениях, оценках, которые проявляются в самокритичности, ответственности и дисциплинированности.

В связи с этим мы этот уровень самостоятельности рассматриваем  как нравственную саморегуляцию  детей. Данный этап исследования проводился в ходе индивидуальных бесед и  наблюдений. В результате проведенных  методов нами выявлено:

1. У 20% выявлено наличие указанных трех компонентов (06, 09).

2. У 60% отметили наличие  только двух компонентов (01, 02, 04, 05, 07, 10).

3. У 20 % в наличии  только один компонент (03, 08).

Для того, чтобы четко  представить общий уровень самостоятельности  детей составили матрицу:

Код

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

Труд

II

II

II

I

II

I

II

II

I

I

Нравственная саморегуляция

II

II

III

II

II

I

II

III

I

II


 

В итоге мы сделали  группировки детей по степени  сформированности самостоятельности, их показатели по всем двум параметрам показывают I (06, 09 – 2%). Вторая группа состоит из детей с достаточной степенью самостоятельности с показателями I и II (04, 10 – 20%). В третью группу вошли дети со средним уровнем общей самостоятельности с показателями II, II (01, 02, 05, 07 – 40%). В группу 4 входит ребенок (03, 08) с показателями по всем двум параметрам II и III. Эту группу определяем как низкий уровень самостоятельности.

Таким образом, общая  самостоятельность у детей младшего школьного возрасту в нашем исследовании имеет различный уровень сформированности, что определяется развитием личности детей.

Для того, чтобы определить влияние и связь самостоятельности  со взаимоотношениями в семье  сопоставили полученные данные 1 и 2 частей практической работы. Данные занесли  в таблицу.

 

Код

Наличие тревожности

Отношение родителей к детям

Характер взаимоотношений в  семье

Уровень общей самостоятельности

1

2

3

4

5

01

тревожность

авторитарная гиперсоциализация

неустойчивый

средний

02

тревожность

инфатилизация

неустойчивый

недостаточный

03

тревожность

инфатилизация

негативный

низкий

04

благоприятная

симбиоз

позитивный

достаточный

05

благоприятная (наличие тревож.)

симбиоз

неустойчивый

средний

06

благоприятная

социальная желательность

позитивный

высокий

07

тревожность

гиперсоциализация

неустойчивый

средний

08

выраженная конфликтность

симбиоз

неустойчивый

низкий

09

благоприятная

инфантилизация

позитивный

высокий

10

благоприятная (ощущение тревожности)

гиперсоциализация

позитивный

средний


 

Общий анализ показал, что  в 9 случаях из 10 подтверждается наше предположение о зависимости или взаимосвязи характера взаимоотношений детей и родителей в семьях со степенью сформированности самостоятельности детей.

И, таким образом, у  детей с высоким или достаточным  уровнем самостоятельности складываются позитивные взаимоотношения с родителями. Следовательно, низкий уровень самостоятельности у детей создает условия для негативных взаимоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Семья – важнейший  институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти.

Семья – сложная система  взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения – один из компонентов  этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.

Взаимоотношения детей  и родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих детей.

Каковы задачи семьи? В общем они состоят в том, чтобы:

    • создать максимальные условия для роста и развития ребенка
    • передать опыт создания и сохранения семьи
  • научить детей полезным, прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким
  • воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

В результате исследования сделаны следующие выводы:

    1. Неадекватное отношение родителей к ребенку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт.
    2. Уровень сформированности самостоятельности зависит от развития личности ребенка и от создания условий родителями.
    3. Позитивные взаимоотношения между взрослыми и детьми  формируются при благоприятном климате в семье, при наличии нравственного характера самостоятельности детей.

На основе этих выводов  можно сделать заключение о том, что наша гипотеза о роли самостоятельности  и родительского отношения к детям получила свое подтверждение.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2001.
  2. Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопросы психологии, научный журнал.- 2006.- № 3.- С.65-69.
  3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1998. - 296 с.
  4. Брускова Е.С. Урок после уроков: (о воспитании детей в семье). - М., 1987. - 164с.
  5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 304 с.
  6. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дед. сада /Л.В.Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др., Под ред. Н.Ф.Виноградовой. -М.: Просвещение, 1999. - 192 с.
  7. Василькова Ю.В. Социальная педагогика./ Ю.В. Василькова Ю.В., Т.А. Василькова. - М.-1999. - 246 с.
  8. Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособие для студ. высш. уч. завед / под ред. Дубровиной, И. В., Прихожан А. М.: Изд-во Академия, 2001.- 365 с.
  9. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., - 1995. - 204 с.
  10. Донцов И. А. Самосовершенствование личности. - М., 1997. - 356 с. 
  11. Дружинин В.Н. «Психология семьи»/ В.Н. Дружинин: 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006.- 176 с.: ил.
  12. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. - М., 1993.
  13. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М., 1996.
  14. Кульчицкая Е.И. Воспитание чувств детей в семье. - Киев, 1993. - 202 с.
  15. Корепанов Г.С., Неумоева Е.В., Огороднова О.В. и др. Семейная политика: опыт, проблемы и перспективы ее реализации. – М., 2008.
  16. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье /Под ред. Т.А. Маркова, М., 1999.-318 с.
  17. Мардохаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
  18. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2е изд. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 496 с.
  19. Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей: Пермь, 1996. - 152 с.
  20. Островская Л.Ф. Педагогические знания родителя: (Материалы семинаров для родителей). Пособия для воспитателя д/у. - М.: Просвещение, 1993.- 76с.
  21. Психология младших школьников/Под ред. В.В. Давыдова. – М., 2000.
  22. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических заведений. – М.: Школа-пресс, 2000. – 512 с.
  23. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений./ Н.Ю. Синягина – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г. – 96 с.
  24. Теплюк С. Истоки самостоятельности //Дошкольное воспитание. 2001, №7, 67с.
  25. Формирование взаимоотношение дошкольников в детском саду и семье. /Под ред. В.К. Котырло. М.: Педагогика, 1987. - 342 с.
  26. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М., 1989. - 322 с.
  27. Хорицкая Ю.Г., Щевченко С.М. У одиночества характер крут. — М., 1990. -238с.
  28. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция. //Вопросы психологии. 1997, №3, 102с.
  29. Юзефович Г.Я., Соколова В.Н. Трудные дети: беседы для родителей. Хабаровск, 1982. - 320 с.

Информация о работе Влияние взаимоотношений в семье на развитие самостоятельности детей младшего школьного возраста