Влияние взаимоотношений в семье на развитие самостоятельности детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить позицию родителей и их взаимоотношений на развитии самостоятельности ребенка и комфортность его психического состояния.
Гипотеза. В семье позитивные взаимоотношения между родителями и детьми устанавливаются, если:
1. позиция родителей основана на гуманности и любви;
2. установлены благоприятные отношения в семье между родителями и детьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВОСПИТАНИЯ
И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ…………………………………..………………………..5
1.1. Особенности взаимоотношений детей и родителей……………….5
1.2. Самостоятельность как компонент становления самоорганизации детей……………………………………………………………………………....19
2. УСЛОВИЯ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ…………………………………………………..……………………….26
2.1. Экспериментальное изучение характера взаимоотношений между родителями и детьми………………………………………….……………..…..26
2.2. Самостоятельность как личностное качество и фактор позитивных отношений между детьми и родителями………………………………….…...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..40
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

 

Приложение 1

 

Данные о семье

 

Кодирование семьи

Состав семьи

Количество детей

01

полный

1

02

полный

2

03

полный

1

04

полный

3

05

полный

2

06

формально полный

2

07

полный

1

08

полный

2

09

полный

1

10

полный

1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Симптомокомплексы кинетического  рисунка семьи (КРС)

Симптомокоплекс

Симптом

Балл

1

2

3

4

  1. Благоприятная семейная ситуация

 

 

 

 

 

 

 

II. Тревожность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Конфликтность в семье

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Общая деятельность всех членов семьи Преобладание людей на рисунке

Изображение всех членов семьи

Отсутствие изолированных  членов семьи

Отсутствие штриховки

Хорошее качество линии

Отсутствие показателей  враждебности

Адекватное распределение  людей на листе

Другие возможные признаки

Штриховка

Линия основания – пол

Линия над рисунком

Линия с сильным нажимом

Стирание

Преувеличенное внимание к деталям

Преобладание вещей

Двойное или прерывистые  линии

Подчеркивание отдельных  деталей

Другие возможные признаки

Барьеры между фигурами

Стирание отдельных  фигурами

Отсутствие основных частей тела у

некоторых фигур

Выделение отдельных фигур

Изоляция отдельных  фигур

Неадекватная величина отдельных фигур

Несоответствие вербального  описания

рисунка

Преобладание вещей

0,2

0,1

0,2

0,2

0,1

0,1

0,2

0,1

 

0,1; 2,3

0,1

0,1

0,1

0,1; 2

0,1

0,1

0,1

0,1

 

 

0,2

0,1; 2

02

0,2

0,2

0,2

0,1

0,1

0,2


Продолжение таблицы

1

2

3

4

 

 

 

IV. Чувство неполноценности в семейной ситуации

 

 

 

 

 

 

 

V. Враждебность в семейной ситуации

10

11

1

2

3

4

5

6

7

 

8

9

 

1

 

2

3

4

5

6

7

8

Отсутствие на рисунке  некоторых членов семьи

Член семьи, стоящий спиной

Другие возможные признаки

Автор рисунка непропорционально маленький

Расположение фигур  на нижней части листа

Линия слабая, прерывистая

Изоляция авторов от других

Маленькие фигуры

Неподвижная по сравнению  с другими фигурами автора

Отсутствие автора

Автор стоит спиной

Другие возможные признаки

Одна фигурка на другом листе  или на другой стороне листа

Агрессивная позиция фигуры

Зачеркнутая фигура

Деформированная фигура

Обратный профиль

Руки раскинуты в стороны

Пальцы длинные, подчеркнутые

Другие возможные признаки

0,1

 

0,2

0,2

0,1

0,1

0,1

0,1

0,2

 

0,1

 

 

0,2

 

0,1

0,2

0,2

0,1

0,1

0,1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

Симптомокомплексы

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Тест-опросник

 

1.  Я всегда сочувствую  своему ребенку.

2.  Я считаю своим  долгом знать все, что думает мой ребенок

3.  Я уважаю своего  ребенка.

4.  Мне кажется, что  поведение моего ребенка значительно  отклоняется от нормы.

5.  Нужно подольше  держать ребенка в стороне  от реальных жизненных проблем,  если они его травмируют.

6.  Я испытываю к  ребенку чувство расположения.

7.  Хорошие родители  ограждают ребенка от трудностей  жизни.

8.  Мой ребенок часто  неприятен мне.

9.  Я всегда стараюсь  помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда  издевательское отношение к ребенку  приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего  не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что  дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой   ребенок   часто   совершает   такие    поступки,   которые,   кроме  презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста  мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет  себя плохо специально, чтобы  досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает  все дурное, как губка.

18. Моего ребенка трудно  научить хорошим манерам.

19. Ребенка следует  держать в жестких   рамках, тогда   из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда  друзья моего ребенка приходят  к нам в дом.

21. Я принимаю участие  в своем ребенке.

Приложение 4

 

22. К моему ребенку  «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не  добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании  знакомых говорят о детях, мне  немного стыдно, что мой ребенок  не такой умный и способный,  как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего  ребенка.

26. Когда я сравниваю  своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и  по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием  провожу с ребенком все свое  свободное время.

28.  Я   часто   жалею  о  том,  что   мой  ребенок  растет  и   взрослеет,  и   с нежностью  вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю  себя на враждебном отношении  к ребенку.

30. Я мечтаю о том,  чтобы мой ребенок достиг всего  того, что мне нравится и кажется  необходимым.

31. Родители должны  приспосабливаться к ребенку,  а не только требовать этого  от него.

32. Я стараюсь выполнять  все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь  жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с  ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.   

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда. считаюсь  с ребенком.

38. Я испытываю к  ребенку дружеские чувства.

39.  Основные   причины  капризов   моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально  отдохнуть, если проводить отпуск  с ребенком.

41. Самое главное - чтобы  у ребенка было спокойное и  беззаботное детство, все остальное приложится.

42. Иногда мне кажется,  что мой ребенок не способен  ни на что хорошее.

Приложение 4

 

43. Я разделяю увлечения  своего ребенка.

44. Мой ребенок может  вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения  своего ребенка.

46. Мой ребенок часто  раздражает меня.

47. Воспитание ребенка  - сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина  в детстве развивает сильный  характер.

49. Я не доверяю своему  ребенку.

50. За строгое воспитание  дети потом благодарят.

51. Иногда мне кажется,  что ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке  больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы  своего ребенка.

54. Мой ребенок не  в состоянии что-либо сделать  самостоятельно, а если и сделает,  то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет  неприспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится  мне таким, кокой он есть.

57. Я тщательно слежу  за состоянием здоровья моего  ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь  своим ребенком.

59. Ребенок не должен  иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения  о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы  ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Какая атмосфера царит  в твоей семье?

 

Доброта 8 7 6 5 4 3 2 1        Частые конфликты      

Согласие 8 7 6 5 4 3 2 1        Несогласие

Теплота 8 7 6 5 4 3 2 1 Холодность

Готовность 8 7 6 5 4 3 2 1 Равнодушие

прийти

на помощь

Сотрудни- 8 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие

чество         сотрудничества

 

 

 

Необходимо на шкале  обвести по каждому пункту, содержащему противоположные оценки, цифру – уровень, характеризующий атмосферу в семье. Если в семье царит доброта, то следует отметить цифру 8; если нечто среднее между добротой и конфликтностью, выбираем средний показатель 5 или 4; если частые конфликты, то обводим 1.

После подводим итоги, складываем отмеченные цифры. Итоговый показатель – сумма – может колебаться от 0 (наиболее положительная оценка) до 10 (самая неблагополучная)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Наблюдение за трудовой деятельностью детей

 

Код семьи

Компоненты самостоятельной трудовой деятельности

Количество баллов

I

II

II

IV

V

01

5

3

4

3

4

22

02

5

4

4

3

4

24

03

5

3

3

3

3

20

04

5

4

5

4

4

26

05

5

4

4

3

4

23

06

5

4

5

4

5

28

07

4

3

3

3

4

20

08

4

3

3

2

3

21

09

5

4

4

4

5

26

10

5

4

4

4

4

24


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Влияние взаимоотношений в семье на развитие самостоятельности детей младшего школьного возраста