Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 11:25, реферат
Цель данной работы: выяснить какую роль в организме человека играет воображение.
Задачи
1. изучить психологическую литературу по проблеме воображения;
2. охарактеризовать, функции, механизмы воображения, этапы его развития;
3. Определить значение воображения в жизни человека.
Введение…………………………………………………………………… …….3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Роль воображения в жизни человека
1. Воображение 6
2. ФУНКЦИИ И ТЕХНИКА ВООБРАЖЕНИЕ 9
3. ВООБРАЖЕНИЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………… 20
НИЖЕГОРОДСКИЙ
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТАИ БИЗНЕСА
Кафедра
социальной психологии и педагогики
РЕФЕРАТ
по психологии и педагогике
тема: Влияние
воображения на состояние
организма
Выполнил: | студент 1 курса, гр.47У ФЭФ |
Мастерова Наталья Александровна | |
Проверил: | к.п.н., доцент |
Чехова
Светлана Эдуардовна |
Нижний Новгород
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Роль воображения в жизни человека
1. | Воображение | 6 |
2. | ФУНКЦИИ И ТЕХНИКА ВООБРАЖЕНИЕ | 9 |
3. | ВООБРАЖЕНИЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ | 12 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… | 16 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………… | 20 |
Введение
Актуальность
иследования
Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.
Следует отметить, что воздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия. В отличие от животного человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности.
Большой вклад в изучение воображения внесли: О.М Дьяченко, И.Л Пороцкая, А.В Запороженец, Л.С Выгоцкий, А.В Петровский, А.Д Кошелева, Г.В Фролова, Р Асаджиоли, Дж. Гилфорд, И.Д Ивич.
Тема воображения воображение актуальна
т.к оно связано со всеми сторонами жизнедеятельности
человека с памятью, восприятием, мышлением.
Так восприятие произведений живописи
становится более содержательным, эмоциональным,
когда в нём участвует воображение. Л.С.
Выготский говорил : « Творческая деятельность
воображения находится в прямой зависимости
от богатства и разнообразия прежнего
опыта человека, потому что опыт представляет
материал, из которого создаются построения
фантазии. Чем богаче опыт человека, тем
больше материал, которым располагает
его воображение». Связь воображения с
мышлением ярко появляется в проблемной
ситуации. Сталкиваясь с неизвестным,
человек начинает анализировать, синтезировать,
соотносить воспринимаемое с прошлым
опытом, пытается проникнуть в сущность
соответствующих фактов, явлений. В этом
ему помогает не только мышление и память,
но и воображение, ведь оно воссоздаёт
целостный образ, восполняет недостающие
элементы. Процесс воображения свойственен
только человеку и является необходимым
условием его трудовой деятельности.
Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет.
Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.
Воображение
может, наконец, совершить и такой
отлет от действительности, который
создает фантастическую картину, ярко
отклоняющуюся от действительности. Но
и в этом случае оно в какой-то мере отражает
эту действительность. И воображение тем
плодотворнее и ценнее, чем в большей мере
оно, преобразуя действительность и отклоняясь
от нее, все же учитывает ее существенные
стороны и наиболее значимые черты.
Цель данной работы: выяснить какую роль в организме человека играет воображение.
Задачи
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение литературы по данной теме, изучение и анализ методик, с помощью которых определяется уровень влияние воображения на человека.
Структура
работы: реферат состоит из введения, основной
части, заключения, списка литературы
Роль воображения в жизни человека
1.Воображение
Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что « именно вымысел поднимает человека над животным», потому что только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует мир, развивается подлинное воображение.
Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет.
Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.
Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.
Воображение-это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.
Нейрофизиологической основой воображения является образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций. Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга, но исследования последних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга, например, гипоталамо-лимбической системе.
Экспериментально выяснено: при повреждении гипоталамо-лимбической системы у человека могут происходить характерные расстройства психики: возникает впечатление, что его поведение не регулируется определённой программой и состоит из серии отдельных, изолированных актов, впрочем, самих по себе достаточно сложных и целостных. Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Так, образно представляя те или иные физические действия, можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания.
Процессы
воображения имеют аналитико-
Что же касается загадочности этого феномена, то она состоит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в
том числе
о его анатомо-физиоло-гической основе.
Где в мозгу человека локализовано
воображение? С работой каких
известных нам нервных
Благодаря воображению человек творит,
разумно планирует свою деятельность
и управляет ею. Почти вся человеческая
материальная и духовная культура является
продуктом воображения и творчества людей,
а какое значение эта культура имеет для
психического развития и совершенствования
вида «гомоса-пиенс», мы уже достаточно
хорошо знаем. Воображение выводит человека
за пределы его сиюминутного существования,
напоминает ему о прошлом, открывает будущее.
Обладая богатым воображением, человек
может- «жить» в разном времени, что не
может себе позволить никакое другое живое
существо в мире. Прошлое зафиксировано
в образах памяти, произвольно воскрешаемых
усилием воли, будущее представлено в
мечтах и фантазиях. Воображение является
основой
наглядно-образного
мышления, позволяющего человеку ориентироваться
в ситуации и решать задачи без
непосредственного
От восприятия воображение отличается
тем, что его образы не всегда соответствуют
реальности, в них есть элементы фантазии,
вымысла. Если воображение рисует сознанию
такие картины, которым ничего или мало
что соответствует в действительности,
то оно носит название фантазии.
Если, кроме того, воображение нацелено
на будущее, его именуют мечтой.
Таким
образом, очевидно, что воображение
есть и создание новых образов, и
преобразование прошлого опыта, и то,
что такое преобразование совершается
при органическом единстве чувственного
и рационального.
2. ФУНКЦИИ И ТЕХНИКА ВООБРАЖЕНИЕ
Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.
Информация о работе Влияние воображения на состояние организма