Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 08:49, реферат
Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное
положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы
психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно
только для человека и странным образом связано с деятельностью организма,
будучи в то же самое время самым <психическим> из всех психических процессов и
состояний.
2.1.3. ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО.
Вопроса, обозначенного в заголовке этого параграфа, я уже коснулся в
начале реферата. В данном параграфе речь пойдет в основном о том, как фантазия
человека используется в самой психологии, а также о психологическом анализе
продуктов и механизмов воображения. Прежде всего отметим, что образы фантазии
никогда не бывают совершенно оторванными от реальности, не имеющими с ней
ничего общего. Замечено, что если любой продукт фантазии разложить на
составляющие его элементы, то среди них трудно будет отыскать нечто такое,
чего в действительности бы не существовало. Даже тогда, когда подобного рода
анализу мы подвергаем произведения художников- абстракционистов, в
составляющих их элементах мы видим по крайней мере всем нам знакомые
геометрические фигуры. Эффект нереальности, фантастичности, новизны продуктов
творческого и иного воображения достигается большей частью за счет
непривычного сочетания известных элементов, включая изменение их пропорций.
Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди сдоминирующим левым полушарием мозга). Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный моментвремени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических личностных методик. Личностные тесты проективного типа (Тематический апперцептивный тест - ТАТ, тест Роршаха и др.) основаны на так называемом механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека, кому эти продукты принадлежат. На рис. 2 в качестве иллюстрации показана одна из сюжетно неопределенных картинок, которая используется в проектном тесте типа
ТАТ для изучения потребности в достижении успехов. Посмотрев на такую картинку
в течение примерно 20 с, испытуемый затем должен написать по ней целый
рассказ, отвечая на следующий перечень вопросов: 1. Кто эти люди? Что
изображено на данной картинке? 2. Что произошло с этими людьми до этого? 3. О
чем они думают в данный момент времени? Какие мысли, желания и чувства у них
имеются? 4. Что произойдет дальше? Рассказы, написанные испытуемыми по
трем-четырем подобным картинкам, подвергаются содержательному анализу,
оцениваются в баллах, и путем их последующей обработки делается вывод о
степени развитости у испытуемого исследуемого качества личности.
2.1.4. ВООБРАЖЕНИЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.
Вот мы и подобрались к той главе, которая составляет суть моего реферата. Не
удивляйтесь тому, что эта часть, фактически самая важная в данной работе,
получилась довольно маленькая. Как уже говорилось выше, воображение - одна из
самых малообследованных областей человеческого сознания, хотя данная
воистину загадочная функция является немаловажным элементом нашей жизни. Я не
буду подробно останавливаться на том, какую именно роль в деятельности оно
играет, так как это вы можете судить и по самим себе (только представте ,
что вы не можете "представлять"! Сложно?), и к тому же это довольно подробно
описывалось в начале моей работы.
Воображение представляет собой одно из субъективно самых ярких
психических явлений, где качество психического как идеального проявляется
наиболее отчетливо. В этом плане воображение кажется совершенной
противоположностью органическому как материальному. И тем удивительнее
факты, говорящие о том, что воображение и органические процессы тесным образом
взаимосвязаны. Рассмотрим некоторые из этих фактов подробнее. У людей с
достаточно богатой фантазией в результате сильно развитого воображения могут
изменяться органические процессы, например появляться признаки, которые обычно
сопровождают те или иные эмоции (учащения пульса, сбои в дыхании, повышение
кровяного давления, выделение пота и т.п.). Они имеют место тогда, когда
человек представляет себе какую-либо ситуацию, например несущую в себе угрозу
для него. Неуемная фантазия у особенно чувствительных, эмоционально
неуравновешенных людей может даже вызывать некоторые виды заболеваний, в том
числе и такие серьезные, как сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные.
Некоторые современные врачи, верящие в психогенную природу подобных
заболеваний, утверждают даже, что, например, желудочные заболевания чаще
случаются не от того, что мы едим, а от того, что <ест> нас, т.е. от разного
рода переживаний, сопровождаемых фантазиями. Физиологические реакции на
психологические состояния, связанные с воображением, следует рассматривать как
вполне нормальное явление. Они способствуют преднастройке организма на
предстоящую деятельность и тем самым облегчают ее. Теми или иными,
осознаваемыми или неосознаваемыми органическими изменениями сопровождаются практически почти все связанные с фантазией образы. Широко известно явление, которое получило название идеомоторный акт. Суть его состоит в том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение, которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, ни сознанием. Если, например, попросить человека подержать на вытянутой руке на весу нитку с грузом и представить себе, как этот груз вращается, то через некоторое время можно заметить, что он и на самом деле начнет описывать круги, совершать вращательные движения. Непроизвольное проявление движений, связанных с соответствующими эмоциями (мимика, жесты, пантомимика), широко используется людьми в невербальном общении. Подсознательно замечая их, мы судим об эмоциональных состояниях другого, лучше понимаем его и выбираем правильные реакции на его действия. Идеомоторным актом помимо сферы повседневного общения пользуются артисты эстрады, демонстрирующие со сцены способность находитьпредметы, спрятанные в зале (по улавливанию микродвижений рук или глаз, производимых рядом с ними находящимся человеком, знающим, где спрятан соответствующий предмет), так называемые <экстрасенсы>, угадывающие мысли людей по невольно производимым ими движениям. На фактах существования связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий, в том числе и тех, которые получили популярность в нашей стране (А.Кашпировский, А.Чумак и др.). Особый
психологический интерес вызывает связь сновидений с органическими состояниями.
Наш мозг, как показывают исследования, продолжает работать и во время сна,
вовлекая в свою деятельность практически все органические структуры, связанные
с психологическими процессами: восприятием, вниманием, памятью, мышлением и
речью. Но это обычно происходит на уровне подсознания, на фоне тормозного
влияния, оказываемого ретикулярной формацией на кору головного мозга человека.
Факт припоминания содержания сновидений с несомненностью говорит нам о том,
что во сне активным образом работает память. Люди, которые спят,
психологически не полностью изолированы от восприятия окружающей
действительности и способны определенным образом реагировать на нее. Во сне
отчасти сохраняется избирательность реакций. Родители, например, особенно
мать, весьма чувствительно реагируют на движения своего ребенка и моментально
просыпаются, услышав их. Во сне человек даже может принимать определенные
решения, формировать планы, которые затем нередко реализуются наяву (как
сознательно принятые намерения). Режим сна и бодрствования у разных людей и
детей различного возраста неодинаков. Новорожденный все свое время проводит в
систематической смене состояний сна и бодрствования. Время сна у него
колеблется от 13 до 16 часов в сутки. Большинство взрослых спят в среднем 7,5
часов, однако индивидуальные различия у них довольно велики. Есть, например,
люди, которые спят всего лишь три часа в сутки, и этого им вполне хватает.
Есть такие, кого не может удовлетворить даже сон, продолжающийся девять и
более часов. Различия в индивидуально нормальном времени сна зафиксированы и в
обыденном сознании людей, в представлениях о так называемых <совах> и
<жаворонках>. Первыми называют тех, кто ложится поздно и встает поздно, а
вторыми - тех, кому свойственно ложиться и вставать рано. Вместе с
млекопитающими люди образуют единую биологическую группу, для которой
характерен ритм, называемый биологическими часами. В науке он известен под
названием циркадного ритма и представляет собой периодические изменения в
организме, происходящие в течение суток. Они связаны с состояниями сна и
бодорствования, имеют период полного цикла, примерно равный 24 ч. Он несколько
увеличивается, приблизительно до 25 ч, когда человек не имеет возможности
спать и не в состоянии внешне отличить время дня от времени суток. У людей,
слепых с рождения, этот ритм также может несколько отличаться от зрячих, но и
у них его индивидуальная продолжительность весьма устойчивая. Известен случай,
когда у слепого человека он систематически продолжался 24,9 ч, причем с
удивительным постоянством, так что каждые две недели он выбивался из ритма и
для того, чтобы не опоздать на работу, вынужден был принимать снотворное или
предпринимать что-либо другое, обеспечивающее ему сон. Попытки изменить
циклические наступления сна и бодрствования за счет применения психотропных и
иных воздействий обычно оканчиваются неудачей. Циркадный ритм поэтому можносчитать довольно стойкой психофизиологической характеристикой человека.
2.2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
2.2.1. РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В ОСВОЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Особенности характера человека всегда связаны с особенностями его
деятельности. Представим себе любое практическое дело. Например, вождение
автомобиля. Посадим за руль человека с демонстративным характером, и пусть он
учится ездить на машине. Как он будет себя вести? Во-первых, он, будет
копировать внешнюю сторону вождения, стремиться произвести впечатление на
окружающих, будет имитировать действия, водителя-профессионала, при этом не
особенно вдумываться, в то, что. делает. Научиться водить автомобиль таким
путем можно. Но даже для освоения одного только вождения (не говоря уже о
правилах дорожного движеняя) этого недостаточно. Нужны знания. Так, например,
оказывается, что При торможении на слегка влажной дороге под колесами может
образоваться воздушная пленка, и автомобиль становится неуправляемым. Если не
знать этого, а 'опираться' на одно только непосредственное <чувство
автомобиля>, копировать внешние действия, водителя - наверняка ошибешься.
Итак, управление автомобилем на основе одних только чувств несовершенно, и
Информация о работе Влияние воображения на состояние организма