Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 08:49, реферат
Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное
положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы
психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно
только для человека и странным образом связано с деятельностью организма,
будучи в то же самое время самым <психическим> из всех психических процессов и
состояний.
всегда может быть связано с ошибкой.
Теперь понаблюдаем за психастеником. Прежде чем сесть за руль, он
основательно подготовился. Прочел массу журналов и книг по автоделу,
содержащих, кроме всего прочего, и сведения по вождению. Он очень многое
знает и может рассказать, что и как надо делать. Но, во-первых, плохо может
делать то, что знает, во-вторых, не всегда вовремя соображает, какие из
многочисленных имеющихся у него знаний приложить к данной ситуации. В
результате так же, как и демонстративный, ошибается, хотя его ошибки другого
рода. Крайности, которые проявляются в психике человека, сказываются и в том
виде деятельности, которым человек занимается. Очевидно, что средний между
двумя крайними путь освоения деятельности (в данном случае - вождения)
является наилучшим: человек не только чувствует то, что надо делать, не только
может повторить одно действие за другим, но и полностью осмысливает, понимает
его.
2.2.2. ОСОБЕННОСТИ ПОДСОЗНАТЕЛЬНОГО ЧУВСТВА.
Интуитивное чувство того или иного явления в целом складывается под
влиянием совокупности причин. Оно не может быть вызвано произвольно, <от
головы>. Как и всякое чувство, оно лишь относительно управляемо: его можно
немного сдержать, по-другому направить, но управлять им произвольно нельзя,
поскольку это чувство, а не умозрительная конструкция. Его нельзя долго
сдерживать, оно должно быть выражено, осознано, иначе уйдет, как вода сквозь
пальцы. Носить в себе одно и то же чувство тоже нельзя - вся душевная жизнь
остановится. Если чувство явления в целом есть, оно всегда хрупко, любое более
сильное чувство может сбить его, и оно <рассеется>. Интуитивное чувство
развивается, как правило, медленно - картина того, что интересует, должна
сложиться, поэтому оно дает ответы на вопросы с большим запаздыванием,
отвечает не на то, что спрашивается в данный момент. Чтобы идея родилась, она
должна созреть. Давно замечено, что творческие люди часто отвечают <невпопад>,
не на то, что спрашивается в данный момент, отсюда возникают недоразумения,
иногда забавные, порою - досадные. <Вы меряете современность слишком малыми
мерами>,- говорил В. Брюсов в ответ на упреки, что поэт, писатель не могут
сразу отвечать на прямые вопросы времени. Даже В. Шукшина в свое время
обвиняли в том, что он пишет о <вневременном>. Многие ученые занимались тем,
что их современникам казалось совершенно неприложимым к жизни и ненужным.
Впоследствии же оказывалось (и так будет всегда!), что художник, ученый -
наилучшие выразители своего времени, своей эпохи. Они дали ответы на вопросы,
которые больше всего назрели. Увы, окружающим это становится ясно лет через
10, 20, а той через 100. Почему так получается? Потому, что творец
воспринимает вопросы не из слов, понятий, а сердцем, от впечатлений, с
которыми сталкивается, от того, что его больше всего поражает, что задевает
и начинает <перевариваться> в подсознании. ) Белинский был прав в том, что
художник не может руководствоваться ни чуждою ему волею, ни даже собственным
произволом. Он может подчиняться только интуитивным чувствам, которые
развиваются исподволь, иногда делают множество толчков прежде, чем двинуться
к ясному выражению и осознанию. На вопрос, который его волнует сейчас,
художник может получить ответ, следуя по тому же пути, через некоторое время,
но не раньше, чем ответ созреет. То, что интуитивные чувства лишь относительно
управляемы, может вызывать сожаление. Их нельзя отложить, сразу направить на
то, что в данный момент перед глазами, им можно только подчиняться или не
подчиняться, если они возникают. Однако, несмотря на временность и
скоротечность интуитивных чувств, их относительную управляемость, при
столкновении с одни ми и теми же явлениями они оживают вновь. Это повышает
вероятность их осознания. Известно так называемое <лестничное остроумие>.
когда самые умные мысли приходят в голову уже после разговора, на лестнице.
Возможно, в этих случаях творчество срабатывает с запаздыванием, когда
сознательный контроль поведения снижается. Один мой знакомый рассказывал, как
он ощущает приближение вдохновения: в спине, как будто бы в позвоночнике,
появляется напряжение, затем оно движется выше, захватывая плечи, шею. Это
напряжение он сравнивал с ощущением от загара, обожженной на солнце кожи.
Жжение (напряжение?) движется по позвоночнику вверх. Медленно. Как бы
натыкаясь на какие-то препятствия или очаги торможения. Затем преодолевает их
и поднимается выше. Иногда это медленное движение занимает полчаса, иногда -
до двух - трех часов. Он говорил о том, что по опыту знает,- чтобы ускорить
это движение и овладеть им, надо расслабиться, отключиться от всего и
умственным взором рассматривать это ощущение, наблюдать его движение. Иногда
напряжение становится почти нестерпимым,
и в это время мысли
они плавают в голове, словно освобождая дорогу новым представлениям.
Напряжение поднимается выше и доходит до затылка (иногда-только до плеч, шеи),
и при его внимательном рассматривании на фоне расслабления оно вдруг исчезает.
Это верный признак, что минуты через две-три в голове начнут появляться новые
мысли. Они задевают все существо, их хочется запомнить, записать, они кажутся
важными и значимыми, открывают что-то новое в том, что давно интересовало. Он
встает и записывает все, что после этого появляется в голове, как бы со
стороны наблюдая выходящее вдохновение, рождение новых представлении. И я все
больше слежу за ним, когда оно появляется. Столкновения с чуждыми мне людьми
загоняют это ощущение вглубь, его труднее почувствовать, связь с ним теряется,
и тогда я мучительно и подолгу жду, когда же оно хоть чуть-чуть шевельнется
вновь. Нельзя не отметить: психологические исследования практического
характера, в частности работы Р. Бэнд-лера и Дж. Гриндера, показывают, что
приведенное описание правдоподобно. Подсознание сообщает о себе в форме тех
или иных ощущений. Но они - особого рода, они - труднообъяснимы. Поскольку у
человека есть подсознание, оно должно заявлять о себе в лучшем случае
некоторым смутным, скрытым внутренним ощущением и не более того! Если бы оно заявило о себе ясно, оно не было бы подсознанием. Предположить, что состояния подсознания не чувствуются вовсе, трудно. Это противоречит свидетельствам тех, кто занимается творчеством постоянно. Минимум, что должно быть в моменты особой активации подсознания-хотя бы некоторое внутреннее напряжение. Что касается более точного описания возникающих ощущений, то оно вряд ли возможно. Нельзя неопределенное или размытое явление описать с помощью абсолютно точных характеристик, наподобие числовых, дать ему точное определение. Это было бы насилием над реальностью. Человеческие ощущения можно описывать лишь с той точностью, с какой они даны в субъективном наблюдении, но не точнее. Иначе такое описание будет нереалистичным, бессмысленным, неточную реальность станет подтягивать к точным понятиям и потому - создавать иллюзии. Все тот же знакомый говорил, что эти ощущения можно сравнить с изменениями погоды перед грозой. Его <гроза> собирается не часто: раньше он переживал это по нескольку раз в день, теперь-раз в день или раз в два-три дня. Не берусь утверждать, достоверно это или нет, поскольку речь идет о субъективных наблюдениях. Но все же кажется, сказанное заслуживает внимания. Он еще говорил, что напряжение, переходя в новые представления, как бы освещает сознание особым, необыкновенным светом - светом ясного видения, полного и всестороннего понимания того, чему уделяется внимание. Он считает, что ради таких прозрений и живёт человек. По его мнению, если кто-либо хоть раз пережил это состояние, будет ждать его повторения вновь. Впрочем, он - профессиональный художник и не все, что он говорит, может быть распространено на других. То, что после такого самонаблюдения мысли появляются непроизвольно, по-видимому, доказывает, что речь идет о настоящем вдохновении. Хотя... Если бы это было так, то по некоторому внутреннему ощущению, запомнив его разные стадии, научившись их различать в себе, можно было бы судить ни много ни мало о состоянии своего подсознания! Может быть, этим путем можно научиться творчеству? Во всяком случае, мысль заманчива. Но утверждать ее всерьез можно было бы лишь на основе множественных, возможно, массовых проверок, Северные народы-ненцы, эвенки, нганасане-различают десятки состояний снега, обозначая их соответствующими словами. Опытные сталевары на переходе от желтого к красному-цветам, связанным с температурой и качеством плавки, замечают сотни оттенков. Музыканты улавливают звуки между двумя нотами... Можно предположить, что человек, освоивший творчество, со временем начинает различать множество состояний подсознания: травмированное, <поцарапанное> подсознание; его <оттаивание> (<оттаивание души>), оживление чувств; приближение решения; рождение новой идеи, нового решения; остаточное напряжение; постепенный спад напряжения в результате выражения энергии в творчестве; смутное ощущение, что в душе
<что-то есть>, и т. д. Известны <муки творчества>, когда что-то беспокоит, но
новое не рождается... Можно предположить, что на основе субъективного опыта
человек постепенно научается различать все больше состояний на переходе от
подсознания к сознанию... Умение различать эти состояния может развиваться от
наиболее ярких к более тонким. Человек, способный к этому, может стать очень
чувствительным к действию на подсознание, которое оказывают окружающие. Одни
подавляют, другие лишают собранности, третьи активизируют, четвертые помогают
<оттаять>, пятые... В итоге развитие творчества может изменить взгляды на
окружающих.
2.2.3. РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В
В лаборатории по созданию искуственного интеллекта (в США) перед учеными
стояла проблемма: как научить машину видеть? Казалось-бы все просто: поставь
камеру, подключи микросхему, и все в порядке! Но нет. Задача была не просто
научить "видеть", а сделать так, чтобы робот мог воспринимать не только
отдельные объекты, но и целые сцены. Для этого ему необходимо через зрительные
органы узнавать огромное колличество информации о предмете. Например, его
положение по отношению к другим предметам в пространстве, качество его
поверхности, цветовые характеристики, назначение и т.д. В общем, все это
представляет довольно большие трудности. Например, чтобы видеть относительное
положение тел в пространстве нужно обладать стереоскопическим зрением. Но эта
проблема вполне разрешима. Гораздо важнее научить машину "понимать" какие-либо
ситуации, сцены. В этом как раз
и заключается главная
совсем, точнее совсем не понимают как этот процесс происходит у человека. Ясна
только цель: нужно создать у машины искуственное воображение. Тогда осмотрев
несколько отдельных предметов она сможет затем представить ситуацию в-целом и
проанализировать ее.
Заключение
Подводя итог данной контрольной работы, следует подчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературный произведений или изобретательства. Без творческого подхода тяжело решить какую-либо задачу, и поэтому творческие способности необходимо развивать у человека с раннего детства.
Основная роль в плане осуществления развития творческих способностей ребенка принадлежит, в первую очередь, его родителям, которые не должны упускать времени и заниматься с ребенком постоянно.
Учебные заведения также играют
важнейшую роль в развитии воображения
и творческих способностей человека.
От того, насколько профессионально
учителя и преподаватели
Информация о работе Влияние воображения на состояние организма